Стратегический план маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

Темп роста рынка  стивидорных услуг по видам грузов рассчитывается по формуле:

Трit=Eit/Eit-1*100,                                                  (3.5)

 

где Eit – емкость рынка по i-му грузу за текущий год;

       Eit-1 – емкость рынка по i-му грузу за предыдущий год.

Доля рынка по видам  грузов определяется по формуле:

 

ДРij=Qij/Ei*100,                                                    (3.6)

 

где  ДРij – доля рынка j-го порта по i-му грузу;

            Qij – грузооборот j-го порта по i-му грузу;

            Ei – емкость рынка по i-му грузу.

 

Расчеты проводятся за 5 лет. Результаты расчетов заносятся  в таблицу. Пример расчета каждого показателя будет проводиться по грузу нефтепродукты 2008 года исследуемого периода. Данные представлены в табл 3.6

Таблица 3.6

Объём грузооборота Керченского порта и

портов Украины по видам груза, тыс. т

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

8,3

12,4

15,2

23,6

27,7

Нефтепродукты

369,9

157

2,8

425,4

1119,0

Строительные матер.

2,4

0,6

6,3

27,0

15,9

Всего лом

294,9

276,4

363,8

267,0

479,8

Всего нефтепродукты

6640,6

9182,7

7147,2

5901,1

6964,8

Всего строительные

9559,1

9349,1

4779,7

4566,5

5699,6


 

Расчеты проведены на примере нефтепродуктов.

Трit 2008 = (157/369,9)*100 = 42,4%

ДРi2008 = (157/)*100 = %

Используя исходные данные и формулы, приведенные выше, проведем аналогичные расчеты для остальных видов грузов. Результаты расчетов по формулам сведем в таблицы 3.7 и 3.8

Таблица 3.7

Темп роста рынка  по видам груза, %

Вид груза

2007

2008

2009

2010

2011

Тр лом.

-

3,4

122,6

155,3

117,4

Тр неф.

-

42,4

1,8

15192,9

263,0

Тр строит

-

25,0

1050,0

428,6

58,9

Средн. Тр.

-

23,6

391,5

5258,9

146,4


 

Таблица 3.8

Доля рынка за видами грузов основного порта, %

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

2,81

4,49

4,18

8,84

5,77

Нефтепродукты

5,57

1,71

0,04

7,21

16,07

Строительные

0,025

0,006

0,132

0,591

0,279


Таблица 3.9

Доля рынка по видам  груза приоритетных конкурентов, %

Вид груза

Доли рынка, %

Севастополь

Ялта

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

10,1

1,92

9,48

4,34

4,31

-

-

-

-

-

Нефтепродукты

1,24

0,60

1,78

3,59

1,13

-

-

-

-

-

Строительные

1,41

1,74

3,64

2,89

2,64

2,73

2,43

3,09

2,33

3,01


 

Относительная доля рынка по видам груза определяется по формуле:

ОДР = (ДР / Др i пк )*100                                            (3.7)

ДР j   -доля рынка исследуемого порта по i-му грузу;

Др i пк – доля рынка порта-приоритетного конкурента (ПК) по i-му грузу.

Расчеты проводяться  за 5 лет. Результаты расчетов будут  занесены в таблицу 3.10

Таблица 3.10

Относительные доли рынков основного порта

конкурентных грузов, %

Вид груза

Относительная доля рынка, %

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

27,85

233,96

44,06

203,45

133,82

Нефтепродукты

448,36

284,42

2,20

200,66

1416,46

Строительные

0,92

0,26

3,62

20,45

9,28


Далее формируется матрица  «Доля рынка – рост рынка», которая  является инструментом анализа портфеля заказов предприятия. Согласно матрице «доля рынка – рост рынка», вертикальная ось определяет меру привлекательности рынка, а горизонтальная – устойчивость положения компании на рынке.

Метод заключается в  оценке доли каждого продукта на рынке  и оценке степени роста соответствующего рынка (отрасли). Оценка доли на рынке является результатом анализа продаж всех участников отрасли и определении доли в этих продажах, приходящихся на компанию. Доля выражается в процентах к объему рынка. Оценка роста рынка является результатом анализа временных рядов, показывающих в ретроспективе продажи данного вида продукта. Темпы роста выражаются в процентах к предыдущему периоду.

Роль продукта определяется его местом в матрице. Всего возникает четыре квадрата, и соответственно четыре типа продуктов: 

« Звезда » – продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Компания, имеющая такие продукты, особенно если они имеют значительные доли в продажах компании (то есть радиусы кругов, изображающих эти продукты, велики), затрачивают значительные средства на поддержание этих продуктов.

« Дойная корова » –  продукт, имеющий значительную долю на малорастущем или сокращающемся  рынке. Потребность в расходах на поддержания и сбыт такого продукта низка, а за счет высокой доли, занимаемой на рынке, такой продукт приносит доход. Такой продукт обычно является донором средств для развития новых продуктов.

 « Вопросительный  знак » – это продукт с  низкой долей на быстрорастущем  рынке. Рынок (то есть потребность)  в таком продукте растет, но  для увеличения его выпуска  и захвата значительной доли рынка, требуются значительные средства. Эти средства могут быть получены за счет «дойных коров». Однако может быть принято и решение о снятии такого продукта.

« Хромые утки» – продукт  с низкой долей на стабильном или  уменьшающемся рынке. Круг продукта расположен в правом нижнем квадранте матрицы. Как правило, такие продукты требуют непропорционально больших объемов ресурсов.

     2ср. Тр

 

Темп роста рынка  

      ср. Тр                                         

 

«звёзды»

 

?

высокая

 

«дойные коровы»

 

«хромые утки»

Низкая




 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              max ОДР                                                        ½ max ОДР                                                                              0

 

                                                                                     Относительная часть рынка

 

Рис. 3.4 Матрица "Доля рынка - рост рынка"

На основании выше подсчитанных данных можно посторить  матрицу « Доля рынка – рост рынка». Для каждого года соответствующая матрица:

2008г- рис.3.5; 2009г-рис.3.6;2010 г – рис.3.7; 2011 г – рис.3.8


 

 

                      47,2

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 0


 

Относительная часть рынка

 

Рис. 3.5 Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2008 г.)

 

Исходя из данных матрицы  можно сделать вывод о том, что наиболее перспективным грузом в этом году оказался груз нефтепродукты, т.к. попал в квадрат «звезд» и это отображает высокую конкурентную позицию данного груза и его привлекательность в отрасли. Для поддержания той же позиции этого груза применяется политика инвестирования. Груз строительные попал в квадрат «вопросительный знак», а это гласит о том, что у этого груза низкая доля на быстрорастущем рынке и для его поддержания требуются значительные средства, которые могут быть взяты с квадрата «дойные коровы». Однако анализируя незначительную долю данного продукта на рынке, он может быть вообще снят с рынка. Груз лом попал в квадрат «дойные коровы», что говорит о достижении его зрелости. Этот груз находится на малорастущем рынке, однако имеет значительную долю. Он может быть использован в качестве донора для развития груза строительные. Единственное, что в этом случае может сделать порт это повысить темп роста перегрузки данного груза.

 

   
   




                     1050,0


                  

                             

                     525 
 44,06                     22,03 0

 

Относительная часть рынка

 

Рис. 3.6 Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2009 г.)

 

По данным матрицы  можно говорить о том, что перспективным грузом в этом году оказались строительные материалы, заняв квадрат «звезд». Следует сказать, что этот груз находится в привлекательной отрасли и занимает хорошую конкурентную позицию, т.к. достиг наибольшего темпа роста в данном году среди анализируемых грузов. Порту на данном этапе следует поддерживать этот груз, чтоб он оставался в таком же положении на рынке. А вот лом и нефтепродукты расположились в квадрате «дойных коров». В этом году виден резкий спад грузооборота нефтепродуктов, что и стало результатом того, что они попали в этот квадрат. Это гласит о том, что эти виды груза достигли зрелости и находятся на малоразвивающемся рынке. Порту следует увеличить объем перегрузки данных видов груза, а если это невозможно, то уменьшить себестоимость прегрузки.

 

 

 

 

   
   




                   15192,9


                   

                             

                  7596,5 
                               203,45                        101,73                     0

Относительная часть рынка

 

 

Рис. 3. Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2010 г.)

 

Анализируя матрицу можно сказать, что произошло значительное изменения месторасположения в матрице таких грузов как нефть и строительные  по сравнению с 2009 годом. Перевозимые строительные  находятся в квадрате «хромых уток», а это означает, что данный вид груза находится в непривлекательной отрасли, имеет малую конкурентную позицию, ту незначительную прибыль, которую приносит данный вид груза,  инвестировал в развитие.   На этом этапе упадка применяется стратегия ухода с рынка  или низкая активность, т.е. сокращение перевозки данных грузов.

 Лом остался в позиции «дойные коровы», и это подтверждает, что данный вид груза в данный период достиг фазы зрелости и приносит большую прибыль при незначительных потребностей в финансировании. Нефтепродукты поменяли свое месторасположения, переместившись в позицию  «звезд», и это отображает высокую конкурентную позицию данного груза и его привлекательность в отрасли. Для поддержания той же позиции этого груза применяется политика инвестирования.

Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия