Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71
Темп роста рынка стивидорных услуг по видам грузов рассчитывается по формуле:
Трit=Eit/Eit-1*100,
где Eit – емкость рынка по i-му грузу за текущий год;
Eit-1 – емкость рынка по i-му грузу за предыдущий год.
Доля рынка по видам грузов определяется по формуле:
ДРij=Qij/Ei*100,
где ДРij – доля рынка j-го порта по i-му грузу;
Qij – грузооборот j-го порта по i-му грузу;
Ei – емкость рынка по i-му грузу.
Расчеты проводятся за 5 лет. Результаты расчетов заносятся в таблицу. Пример расчета каждого показателя будет проводиться по грузу нефтепродукты 2008 года исследуемого периода. Данные представлены в табл 3.6
Таблица 3.6
Объём грузооборота Керченского порта и
портов Украины по видам груза, тыс. т
Вид груза |
Года | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лом |
8,3 |
12,4 |
15,2 |
23,6 |
27,7 |
Нефтепродукты |
369,9 |
157 |
2,8 |
425,4 |
1119,0 |
Строительные матер. |
2,4 |
0,6 |
6,3 |
27,0 |
15,9 |
Всего лом |
294,9 |
276,4 |
363,8 |
267,0 |
479,8 |
Всего нефтепродукты |
6640,6 |
9182,7 |
7147,2 |
5901,1 |
6964,8 |
Всего строительные |
9559,1 |
9349,1 |
4779,7 |
4566,5 |
5699,6 |
Расчеты проведены на примере нефтепродуктов.
Трit 2008 = (157/369,9)*100 = 42,4%
ДРi2008 = (157/)*100 = %
Используя исходные данные и формулы, приведенные выше, проведем аналогичные расчеты для остальных видов грузов. Результаты расчетов по формулам сведем в таблицы 3.7 и 3.8
Таблица 3.7
Темп роста рынка по видам груза, %
Вид груза |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Тр лом. |
- |
3,4 |
122,6 |
155,3 |
117,4 |
Тр неф. |
- |
42,4 |
1,8 |
15192,9 |
263,0 |
Тр строит |
- |
25,0 |
1050,0 |
428,6 |
58,9 |
Средн. Тр. |
- |
23,6 |
391,5 |
5258,9 |
146,4 |
Таблица 3.8
Доля рынка за видами грузов основного порта, %
Вид груза |
Года | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лом |
2,81 |
4,49 |
4,18 |
8,84 |
5,77 |
Нефтепродукты |
5,57 |
1,71 |
0,04 |
7,21 |
16,07 |
Строительные |
0,025 |
0,006 |
0,132 |
0,591 |
0,279 |
Таблица 3.9
Доля рынка по видам груза приоритетных конкурентов, %
Вид груза |
Доли рынка, % | |||||||||
Севастополь |
Ялта | |||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лом |
10,1 |
1,92 |
9,48 |
4,34 |
4,31 |
- |
- |
- |
- |
- |
Нефтепродукты |
1,24 |
0,60 |
1,78 |
3,59 |
1,13 |
- |
- |
- |
- |
- |
Строительные |
1,41 |
1,74 |
3,64 |
2,89 |
2,64 |
2,73 |
2,43 |
3,09 |
2,33 |
3,01 |
Относительная доля рынка по видам груза определяется по формуле:
ОДР = (ДРi j
/ Др i пк
)*100
ДРi j -доля рынка исследуемого порта по i-му грузу;
Др i пк – доля рынка порта-приоритетного конкурента (ПК) по i-му грузу.
Расчеты проводяться за 5 лет. Результаты расчетов будут занесены в таблицу 3.10
Таблица 3.10
Относительные доли рынков основного порта
конкурентных грузов, %
Вид груза |
Относительная доля рынка, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лом |
27,85 |
233,96 |
44,06 |
203,45 |
133,82 |
Нефтепродукты |
448,36 |
284,42 |
2,20 |
200,66 |
1416,46 |
Строительные |
0,92 |
0,26 |
3,62 |
20,45 |
9,28 |
Далее формируется матрица «Доля рынка – рост рынка», которая является инструментом анализа портфеля заказов предприятия. Согласно матрице «доля рынка – рост рынка», вертикальная ось определяет меру привлекательности рынка, а горизонтальная – устойчивость положения компании на рынке.
Метод заключается в оценке доли каждого продукта на рынке и оценке степени роста соответствующего рынка (отрасли). Оценка доли на рынке является результатом анализа продаж всех участников отрасли и определении доли в этих продажах, приходящихся на компанию. Доля выражается в процентах к объему рынка. Оценка роста рынка является результатом анализа временных рядов, показывающих в ретроспективе продажи данного вида продукта. Темпы роста выражаются в процентах к предыдущему периоду.
Роль продукта определяется его местом в матрице. Всего возникает четыре квадрата, и соответственно четыре типа продуктов:
« Звезда » – продукт, который имеет значительную долю в растущем рынке. Компания, имеющая такие продукты, особенно если они имеют значительные доли в продажах компании (то есть радиусы кругов, изображающих эти продукты, велики), затрачивают значительные средства на поддержание этих продуктов.
« Дойная корова » – продукт, имеющий значительную долю на малорастущем или сокращающемся рынке. Потребность в расходах на поддержания и сбыт такого продукта низка, а за счет высокой доли, занимаемой на рынке, такой продукт приносит доход. Такой продукт обычно является донором средств для развития новых продуктов.
« Вопросительный
знак » – это продукт с
низкой долей на
« Хромые утки» – продукт с низкой долей на стабильном или уменьшающемся рынке. Круг продукта расположен в правом нижнем квадранте матрицы. Как правило, такие продукты требуют непропорционально больших объемов ресурсов.
2ср. Тр
Темп роста рынка ср. Тр |
«звёзды»
|
? |
высокая |
«дойные коровы» |
«хромые утки» |
Низкая |
max ОДР
Рис. 3.4 Матрица "Доля рынка - рост рынка"
На основании выше подсчитанных данных можно посторить матрицу « Доля рынка – рост рынка». Для каждого года соответствующая матрица:
2008г- рис.3.5; 2009г-рис.3.6;2010 г – рис.3.7; 2011 г – рис.3.8
47,2
0
Относительная часть рынка
Рис. 3.5 Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2008 г.)
Исходя из данных матрицы можно сделать вывод о том, что наиболее перспективным грузом в этом году оказался груз нефтепродукты, т.к. попал в квадрат «звезд» и это отображает высокую конкурентную позицию данного груза и его привлекательность в отрасли. Для поддержания той же позиции этого груза применяется политика инвестирования. Груз строительные попал в квадрат «вопросительный знак», а это гласит о том, что у этого груза низкая доля на быстрорастущем рынке и для его поддержания требуются значительные средства, которые могут быть взяты с квадрата «дойные коровы». Однако анализируя незначительную долю данного продукта на рынке, он может быть вообще снят с рынка. Груз лом попал в квадрат «дойные коровы», что говорит о достижении его зрелости. Этот груз находится на малорастущем рынке, однако имеет значительную долю. Он может быть использован в качестве донора для развития груза строительные. Единственное, что в этом случае может сделать порт это повысить темп роста перегрузки данного груза.
1050,0
525
44,06
22,03 0
Относительная часть рынка
Рис. 3.6 Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2009 г.)
По данным матрицы можно говорить о том, что перспективным грузом в этом году оказались строительные материалы, заняв квадрат «звезд». Следует сказать, что этот груз находится в привлекательной отрасли и занимает хорошую конкурентную позицию, т.к. достиг наибольшего темпа роста в данном году среди анализируемых грузов. Порту на данном этапе следует поддерживать этот груз, чтоб он оставался в таком же положении на рынке. А вот лом и нефтепродукты расположились в квадрате «дойных коров». В этом году виден резкий спад грузооборота нефтепродуктов, что и стало результатом того, что они попали в этот квадрат. Это гласит о том, что эти виды груза достигли зрелости и находятся на малоразвивающемся рынке. Порту следует увеличить объем перегрузки данных видов груза, а если это невозможно, то уменьшить себестоимость прегрузки.
15192,9
7596,5
203,45
101,73
0
Относительная часть рынка
Рис. 3. Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2010 г.)
Анализируя матрицу можно сказать, что произошло значительное изменения месторасположения в матрице таких грузов как нефть и строительные по сравнению с 2009 годом. Перевозимые строительные находятся в квадрате «хромых уток», а это означает, что данный вид груза находится в непривлекательной отрасли, имеет малую конкурентную позицию, ту незначительную прибыль, которую приносит данный вид груза, инвестировал в развитие. На этом этапе упадка применяется стратегия ухода с рынка или низкая активность, т.е. сокращение перевозки данных грузов.
Лом остался в позиции «дойные коровы», и это подтверждает, что данный вид груза в данный период достиг фазы зрелости и приносит большую прибыль при незначительных потребностей в финансировании. Нефтепродукты поменяли свое месторасположения, переместившись в позицию «звезд», и это отображает высокую конкурентную позицию данного груза и его привлекательность в отрасли. Для поддержания той же позиции этого груза применяется политика инвестирования.
Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия