Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71
292,8
146,4
1416,46 708,23 0
Относительная часть рынка
Рис. 3. Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2011 г.)
Анализируя матрицу, можно сказать о том, что перспективным грузом в этом году оказались нефтепродукты, что отражает квадрат «звезд», в которые они попали. Это наилучший вариант. Наиболее эффективным шагом порта будет удержание данного груза на том же уровне. Грузы лом и строительные заняли позиции в квадрате «хромые утки». А это отражает, что данные виды груза находятся в непривлекательной отрасли и занимают малую доля на рынке. На данном этапе применяется стратегия ухода с рынка или низкая активность, т.е. сокращение перевозок данных видов груза.
3.4 SWOT – анализ порта
SWOT - анализ включает в себя исследование инфраструктуры предприятия и исследование внутренней среды предприятия.
Предприятие должно оценить свои сильные и слабые стороны с конкурентами по следующим направлениям - маркетинг, производство, финансовое состояние, персонал, качество управления.
Инфраструктура т. е. внешняя сфера, оценивается по следующим направлениям – клиентура, поставщики, посредники, конкуренты.
Возможности предприятия – это та сфера деятельности предприятия, в которой оно рассчитывает получить весомые преимущества.
Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям:
Угрозы – определение, с какой стороны оно может ожидать неблагоприятных действий.
Поставщики – необходимо следить за ценами на предметы снабжения, такими событиями как нехватка материалов, забастовки.
Маркетинговые посредники – торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения (стоимость, объем, скорость, сохранность поставок), агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения (стоимость кредита, пр.).
Клиентура – потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок.
Сегментация рынка по конкурентам позволит предприятию более четко представить свои сравнительные преимущества, определить сильные и слабые стороны. Поиск собственного отличительного преимущества может в конечном счете обернуться увеличением прибыли и продаж, овладением новым сегментом рынка. Отличительное преимущество должно обеспечивать потребителям четкую ориентацию на товар фирмы среди множества других.
Основными заданиями SWOT – анализа являются:
Внутренняя среда:
Сильные стороны Керченского морского торгового порта:
1.Наличие паромной переправы, обеспечивающей выход на транспортную инфраструктуру Северокавказского региона Российской Федерации.
2. Наличие универсального грузового комплекса.
3.Существуют паромные суда обеспечивающие перевозку железнодорожных вагонов и автомобилей.
4. Хорошая транспортная развязка.
5. Современные технологии.
Слабые стороны порта:
1. Отсутствие комплекса для обработки глубоководных судов с осадкой 15-18 м.
2. Наличие небольшого комплекса по перегрузке зерна.
3. Приостановление работы пассажирских линий в направлении Черноморских портов.
4. Малые портовые мощности.
5. Отставание в области исследования и разработок.
Внешняя среда:
Возможности Керченского порта:
1.Рост объемов грузопотоков.
2. Развитие паромных и круизных перевозок.
3. Развитие инновационных технологий.
4. Рост мировой и региональной экономики.
5. Возможности информационного обмена между основными портами Европы по развитию портовой инфраструктуры.
Угрозы порта:
1. Нехватка инвестиций.
2. Отставание в развитии материально- технической базы.
3. Экономическая нестабильность Украины.
4. Политическая нестабильность.
5. Неэффективность таможенного регулирования портов.
После того, как мы выявили сильные и слабые стороны порта, возможности и угрозы внешней среды, вносим эти данные в табл. 3.11 и измеряем сильных и слабых стороны, возможности и угрозы в пределах от -3 до +3. То есть, как сильные стороны помогут использовать возможности внешней среды, как сильные стороны помогут избежать угроз внешней среды, как наличие слабых сторон помешает воспользоваться возможностями внешней среды и как наличие слабых сторон приведет к тому, что влияния угроз избежать не удастся.
Таблица 3.11
SWOT – анализ
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
∑ | ||||||||||
Возможности |
Угрозы | |||||||||||
Сильные стороны |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
+3 |
+2 |
+2 |
+1 |
+2 |
-2 |
0 |
+1 |
0 |
0 |
9 | |
2 |
+3 |
+1 |
+3 |
+3 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
0 |
0 |
13 | |
3 |
+2 |
+3 |
0 |
+1 |
+1 |
+1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 | |
4 |
+2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 | |
5 |
+3 |
+3 |
0 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
+2 |
0 |
0 |
14 | |
Слабые стороны |
1 |
-3 |
0 |
-1 |
-3 |
-2 |
-3 |
-3 |
-2 |
0 |
0 |
-17 |
2 |
-2 |
0 |
+1 |
-1 |
-1 |
-3 |
-3 |
-1 |
0 |
0 |
-10 | |
3 |
0 |
-3 |
0 |
-1 |
-1 |
-2 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
-8 | |
4 |
-3 |
0 |
-1 |
-3 |
-2 |
-3 |
-2 |
0 |
0 |
0 |
-14 | |
5 |
-2 |
-3 |
-3 |
-2 |
-3 |
-1 |
+1 |
-2 |
0 |
0 |
-15 | |
∑ |
3 |
3 |
1 |
-5 |
-4 |
-10 |
-4 |
-2 |
0 |
0 |
-18/-18 |
По результатам таблицы
можно сделать некоторые
На данном этапе, при существующем наборе сильных и слабых сторон, порт не может использовать свои возможности. Это видно по результатам сумм в колонках. Также видно значительное, даже сильное влияние угроз внешней среды на порт.
Керченскому порту необходимо разработать план по устранению слабых сторон и усилению сильных, а также увеличивать портовые мощности. Одной из основных проблем является отсутствие комплекса по переработке крупных судов, так как глубины возле причала этого не позволяют.
Проведём анализ возможностей и угроз Керченского порта путём составления матриц возможностей и угроз , которые представлены в таблице 3.12 и 3.13.
Таблица 3.12
Матрица возможностей для Керченского морского торгового порта
Вероятность использования возможностей |
Влияние на деятельность предприятия | ||
сильный |
умеренный |
слабый | |
высокая |
Рост объемов грузопотоков |
- |
- |
средняя |
- |
1.Развитие паромных и 2.Развитие инновационных 3. Рост мировой и региональной экономики |
- |
низкая |
Возможность информационного обмена между основными портами Европы по развитию портовой инфраструктуры |
- |
Таблица 3.13
Матрица угроз порта
Вероятность реализации угрозы |
Влияние на деятельность предприятия | ||
разрушение |
критическое состояние |
«легкие повреждения» | |
высокая |
1.Экономическая 2. Политическая нестабильность |
Нехватка инвестиций |
Отставание в развитии материально-техничекой базы |
средняя |
- |
- |
- |
низкая |
- |
- |
Неэффективность таможенного регулирования портов |
Рассматривая «Матрицу возможностей» и «Матрицу угроз» можно сделать вывод о том, что наиболее реализуемыми возможностями для порта являются рост объемов грузопотоков, затем следует развитие паромных и круизных перевозок, а также рост мировой и региональной экономики. Наибольшей угрозой для порта являются экономическая и политическая нестабильность государства, и нехватка инвестиций. Такие угрозы как отставание в развитии материально-технической базы и неэффективность таможенного регулирования портов являются менее существенными для порта.
РАЗДЕЛ 4
4.2. Описание приоритетных конкурентов
Черноморский пассажирский и торговый порт Ялта находится в глубине Ялтинского залива на южном побережье Крымского полуострова.
Порт сформирован гаванью с защитой молом. Глубины: пассажирский терминал до 8.5 м, грузо-пассажирский портопункт - 7.0 м.
Максимальные размеры судов. Суда ро-ро: длиной до 195м, осадка 6.0 м, пассажирские суда: длиной до 215 м, осадка 8.0м. Грузовые суда: длиной до 200 м, осадка 8.0м. Грузовой причал: осадка 7.0 м.
Лоцман встречает судно на внешнем рейде, на расстоянии 2 морских миль к юго-западу от маяка Ялтинский. Проводка кругосуточно. Капитаны должны посылать ЕТА подхода к месту принятия лоцмана (пересечение параллели мыса Ай-Тодор или меридиана мыса Никитин). Внутри района должна быть постоянная вахта прослушивания на канале 16 или 14.
Основные виды деятельности:
1.Прием иностранных и отечественных пассажирских и грузовых судов.
2. В курортный сезон (май – сентябрь) перевозка пассажиров судами порта на местных линиях. Порт имеет 9 судов проекта 10110 (вместимость 250 пассажиров) и 3 судна проекта 1430 (вместимость 200 пассажиров) для работы на местных линиях.
3.Прием и обслуживание отечественных и иностранных яхт и катеров. В период курортного сезона порт принимает и обслуживает десятки яхт и катеров под разными флагами.
4.Грузовые операции. Грузопассажирский портопункт осуществляет круглогодичный прием грузовых, грузопассажирских и местных рыболовных судов. Главный причал - № 3 длиной 280 м
5.Работа судов порта в тайм-чартере.
Порт имеет 2 пассажирских катамарана
типа “Westamaran 4100 S” «Крымская Стрела» и
«Голубая Стрела» (постройки 1990 г., Норвегия).
Катамараны предназначены для сдачи в
аренду (тайм-чартер).
3 грузовых судна порта типа «река-море»,
грузоподъемностью 3000 т, «Таврия», «Иван
Лесовиков» и «Петр Лидов» также сдаются
в тайм-чартер.
Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия