Стратегический план маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

   
   



                        292,8


 

 

    

                     146,4

 

 

 

 

 

              

                              1416,46                     708,23                      0      

 

Относительная часть рынка

 

Рис. 3. Матрица «Доля рынка – рост рынка» (2011 г.)

 

Анализируя матрицу, можно  сказать о том, что перспективным  грузом в этом году оказались нефтепродукты, что отражает квадрат «звезд», в которые они попали. Это наилучший вариант. Наиболее эффективным шагом порта будет удержание данного груза на том же уровне. Грузы лом и строительные заняли позиции в квадрате «хромые утки». А это отражает, что данные виды груза находятся в непривлекательной отрасли и занимают малую доля на рынке. На данном этапе применяется стратегия ухода с рынка или низкая активность, т.е. сокращение перевозок данных видов груза.

 

3.4 SWOT – анализ порта

SWOT - анализ включает в себя исследование инфраструктуры предприятия и исследование внутренней среды предприятия.

Предприятие должно оценить  свои сильные и слабые стороны  с конкурентами по следующим направлениям - маркетинг, производство, финансовое состояние, персонал, качество управления.

Инфраструктура т. е. внешняя  сфера, оценивается по следующим  направлениям – клиентура, поставщики, посредники, конкуренты.

Возможности предприятия  – это та сфера деятельности предприятия, в которой оно рассчитывает получить весомые преимущества.

Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться  по следующим конкретным направлениям:

  • по продукции (какие позиции ассортимента дают наибольший и наименьший оборот, продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход);
  • по рынкам (какие рынки являются наиболее и наименее приоритетными для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода);
  • по отраслям ( в каких отраслях реализуется продукция фирмы, какие доли рынков принадлежат фирме);
  • по потребителям (кто является постоянным потребителем, что привлекает их в данной продукции, что нужно сделать, чтобы привлечь новых потребителей).

Угрозы – определение, с какой стороны оно может  ожидать неблагоприятных действий.

Поставщики – необходимо следить за ценами на предметы снабжения, такими событиями как нехватка материалов, забастовки.

Маркетинговые посредники – торговые посредники, фирмы-специалисты  по организации товародвижения (стоимость, объем, скорость, сохранность поставок), агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения (стоимость кредита, пр.).

Клиентура – потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок.

Сегментация рынка по конкурентам позволит предприятию  более четко представить свои сравнительные преимущества, определить сильные и слабые стороны. Поиск собственного отличительного преимущества может в конечном счете обернуться увеличением прибыли и продаж, овладением новым сегментом рынка. Отличительное преимущество должно обеспечивать потребителям четкую ориентацию на товар фирмы среди множества других.

Основными заданиями SWOT – анализа являются:

  • определение маркетинговых возможностей, которые соответствуют ресурсам порта;
  • определение маркетинговых угроз и разработка мероприятий, относительно ликвидации их влияния;
  • выявление сильных сторон порта и сопоставление их с рыночными возможностями;
  • определение слабых сторон фирмы и разработка стратегических путей их преодоления;
  • определение конкурентных преимуществ порта и формирование его стратегических приоритетов.

 

Внутренняя среда:

Сильные стороны Керченского  морского торгового порта:

1.Наличие паромной переправы, обеспечивающей выход на транспортную инфраструктуру Северокавказского региона Российской Федерации.

2. Наличие универсального грузового комплекса.

3.Существуют паромные суда обеспечивающие перевозку железнодорожных вагонов и автомобилей.

4. Хорошая транспортная развязка.

5. Современные технологии.

 

Слабые стороны порта:

1. Отсутствие комплекса для обработки глубоководных судов с осадкой 15-18 м.

2. Наличие небольшого комплекса по перегрузке зерна.

3. Приостановление работы пассажирских линий в направлении Черноморских портов.

4. Малые портовые мощности.

5. Отставание в области исследования и разработок.

 

Внешняя среда:

Возможности Керченского  порта:

1.Рост объемов грузопотоков.

2. Развитие паромных и круизных перевозок.

3. Развитие инновационных технологий.

4. Рост мировой и региональной экономики.

5. Возможности информационного обмена между основными портами Европы по развитию портовой инфраструктуры.

Угрозы порта:

1. Нехватка инвестиций.

2. Отставание в развитии материально- технической базы.

3. Экономическая нестабильность Украины.

4. Политическая нестабильность.

5. Неэффективность таможенного регулирования портов.

 

После того, как мы выявили  сильные и слабые стороны порта, возможности и угрозы внешней среды, вносим эти данные в табл. 3.11 и измеряем сильных и слабых стороны, возможности и угрозы в пределах от  -3 до +3. То есть, как сильные стороны помогут использовать возможности внешней среды, как сильные стороны помогут избежать угроз внешней среды, как наличие слабых сторон помешает воспользоваться возможностями внешней среды и как наличие слабых сторон приведет к тому, что влияния угроз избежать не удастся.

 

Таблица 3.11

SWOT – анализ

Внутренняя среда

Внешняя среда

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

 

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 

1

+3

+2

+2

+1

+2

-2

0

+1

0

0

9

2

+3

+1

+3

+3

+1

+1

+1

0

0

0

13

3

+2

+3

0

+1

+1

+1

0

0

0

0

8

4

+2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

5

+3

+3

0

0

+1

+2

+3

+2

0

0

14

Слабые стороны

1

-3

0

-1

-3

-2

-3

-3

-2

0

0

-17

2

-2

0

+1

-1

-1

-3

-3

-1

0

0

-10

3

0

-3

0

-1

-1

-2

-1

0

0

0

-8

4

-3

0

-1

-3

-2

-3

-2

0

0

0

-14

5

-2

-3

-3

-2

-3

-1

+1

-2

0

0

-15

 

3

3

1

-5

-4

-10

-4

-2

0

0

-18/-18


 

По результатам таблицы  можно сделать некоторые выводы.

На данном этапе, при существующем наборе сильных и слабых сторон, порт не может использовать свои возможности. Это видно по результатам сумм в колонках. Также видно  значительное, даже сильное влияние угроз внешней среды на порт.

Керченскому порту необходимо разработать план по устранению слабых сторон и усилению сильных, а также увеличивать портовые мощности. Одной из основных проблем является отсутствие комплекса по переработке крупных судов, так как глубины возле причала этого не позволяют.

Проведём анализ возможностей  и угроз Керченского порта путём составления матриц возможностей и угроз , которые представлены  в таблице 3.12 и 3.13.

Таблица 3.12

 Матрица возможностей для Керченского морского торгового порта

 

Вероятность использования возможностей

Влияние на деятельность предприятия

 

сильный

 

умеренный

 

слабый

 

высокая

Рост объемов грузопотоков

 

-

 

-

 

 

 

средняя

 

 

 

-

1.Развитие паромных и круизных  перевозок

2.Развитие инновационных технологий

3. Рост мировой и региональной  экономики

 

 

 

-

 

 

низкая

Возможность информационного обмена между основными портами Европы по развитию портовой инфраструктуры

 

 

 

 

-


 

Таблица 3.13

Матрица угроз порта

 

Вероятность реализации угрозы

Влияние на деятельность предприятия

разрушение

критическое состояние

«легкие повреждения»

 

 

высокая

1.Экономическая нестабильность  Украины

2. Политическая нестабильность

 

Нехватка инвестиций

 

Отставание в развитии материально-техничекой базы

 

 

средняя

 

 

-

 

 

-

 

 

-

 

 

низкая

 

 

-

 

 

-

Неэффективность таможенного регулирования  портов


Рассматривая «Матрицу возможностей» и «Матрицу угроз» можно сделать вывод о том, что наиболее реализуемыми возможностями  для порта являются рост объемов  грузопотоков, затем следует развитие паромных и круизных перевозок, а  также рост мировой и региональной экономики. Наибольшей угрозой для порта являются экономическая и политическая нестабильность государства, и нехватка инвестиций. Такие угрозы как отставание в развитии материально-технической базы и неэффективность таможенного регулирования портов являются менее существенными для порта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

4.2. Описание приоритетных  конкурентов

Черноморский пассажирский и торговый порт Ялта находится в глубине Ялтинского залива на южном побережье Крымского полуострова.

Порт сформирован гаванью с защитой молом. Глубины: пассажирский терминал до 8.5 м, грузо-пассажирский портопункт - 7.0 м.

Максимальные размеры судов. Суда ро-ро: длиной до 195м, осадка 6.0 м, пассажирские суда: длиной до 215 м, осадка 8.0м. Грузовые суда: длиной до 200 м, осадка 8.0м. Грузовой причал: осадка 7.0 м.

Лоцман встречает судно на внешнем рейде, на расстоянии 2 морских миль к юго-западу от маяка Ялтинский. Проводка кругосуточно. Капитаны должны посылать ЕТА подхода к месту принятия лоцмана (пересечение параллели мыса Ай-Тодор или меридиана мыса Никитин). Внутри района должна быть постоянная вахта прослушивания на канале 16 или 14.

Основные виды деятельности:

1.Прием иностранных и отечественных пассажирских и грузовых судов.

2. В курортный сезон (май – сентябрь) перевозка пассажиров судами порта на местных линиях. Порт имеет 9 судов проекта 10110 (вместимость 250 пассажиров) и 3 судна проекта 1430 (вместимость 200 пассажиров) для работы на местных линиях.

3.Прием и обслуживание отечественных и иностранных яхт и катеров. В период курортного сезона порт принимает и обслуживает десятки яхт и катеров под разными флагами.

4.Грузовые операции. Грузопассажирский портопункт осуществляет круглогодичный прием грузовых, грузопассажирских и местных рыболовных судов. Главный причал - № 3 длиной 280 м

5.Работа судов порта в тайм-чартере. Порт имеет 2 пассажирских катамарана типа “Westamaran 4100 S” «Крымская Стрела» и «Голубая Стрела» (постройки 1990 г., Норвегия). Катамараны предназначены для сдачи в аренду (тайм-чартер).  
3 грузовых судна порта типа «река-море», грузоподъемностью 3000 т, «Таврия», «Иван Лесовиков» и «Петр Лидов»  также сдаются в тайм-чартер.

Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия