Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:43, дипломная работа
Актуальность дипломной работы обусловлена проведением всестороннего исследования составляющих конкурентоспособности авиакомпаний, потенциала России на международном рынке авиауслуг и проблем совершенствования маркетинговой деятельности компании «Аэрофлот - российские авиалинии».
Цель дипломной работы:
Проанализировать маркетинговую деятельность и основные способы продвижения услуг на рынке гражданских авиаперевозок и сформулировать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности авиакомпании.
Темпы прироста объемов перевозок Аэрофлота в последние годы превышали среднеотраслевые показатели, что позволило крупнейшей российской авиакомпании нарастить долю рынка. В 2010 г. Аэрофлот перевозил около 29 % всех пассажиров на международных и 23 % на внутренних линиях [22].
Структура рынка за последние 3 года поменялась незначительно: по-прежнему, несмотря на наличие на рынке более 100 компаний, положение отрасли определяется ведущими игроками, имеющими финансовые ресурсы для обновления парка и открытия новых направлений. Доля ведущих компаний в совокупном пассажирообороте продолжает увеличиваться: если в 2008 году Аэрофлот, Трансаэро, Авиакомпания Сибирь и ЮТэйр контролировали 52 % рынка, то в 2009-2010 гг. их доля уже 59 %. Аналогично, на топ-10 компаний в 2010 году приходится уже 80 % пассажирооборота по сравнению с 72 % двумя годами ранее (рис.2.4.6).
Рис.2.4.6 Доля крупнейших авиакомпаний России[18]
Несмотря на высокую концентрацию рынка у 5-10 авиакомпаний, предприятия отрасли используют разные стратегии развития. Так, например, крупнейшая авиакомпания Аэрофлот в течение последних шести лет, демонстрирует темпы роста пассажирооборота в пределах 10 %. Доля компании на международных линиях остается относительно стабильной, изменяясь в пределах 29-35 %, зато на внутреннем рынке она выросла вдвое за 6 лет – с 12 % до 24 %. Основная работа авиакомпании сейчас сводится к созданию эффективной сети и улучшения финансовых результатов. Компания позиционирует себя премиум-перевозчиком, и любой рост производственных показателей отражается на прибыли [23].
Остальные крупнейшие компании во многом пытаются на растущем рынке занять как можно большую долю. Производственные результаты данных компаний, как правило, могут и не отражать финансовых улучшений. Напротив, занятие новых рынков ведет к краткосрочному ухудшению показателей. Впоследствии, после оптимизации уже занятых направлений, финансовые результаты компаний выравниваются. Большинство остальных представителей отрасли, по обыкновению, являются базовыми перевозчиками крупного региона России и генерируют потоки на рейсах, соединяющих данный регион с Москвой или с другим региональным центром. Кроме того, крупнейшей составляющей доходов может являться сдача самолетов в аренду туроператорам под чартерные программы. Как правило, компании используют старый парк, а генерируемых денежных потоков недостаточно для пополнения парка новой, современной техникой. Сюда же можно отнести авиакомпании, принадлежащие крупным предприятиям, которые вместе с функцией транспортного обслуживания сотрудников данного предприятия могут совершать регулярные рейсы для других пассажиров. Таким образом, можно предположить, что количество авиакомпаний в России будет от года к году сокращаться, главная причина этого – старение парка и отсутствие средств на его обновление. В 2011-2012 гг. будет завершена сделка по передаче Аэрофлоту авиационных активов «Ростехнологий». Четыре передаваемые компании из шести (Россия, Оренбургские авиалинии, Владивосток авиа и Сахалинские авиатрассы) входят в топ-35 отрасли, поэтому появление игрока, контролирующего более 40 % отрасли, ожидается уже в ближайшие один-два года. Намерение продать самолетную часть бизнеса периодически исходит от ЮТэйр. Таким образом, в среднесрочной перспективе на рынке возможно существенное изменение расстановки сил.
К основным направлениям деятельности ОАО «Аэрофлот» следует отнести:
1. Международные авиаперевозки. Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в102 пункта 49 стран (в России это 29 пунктов). Контролирует 51% российского рынка регулярных международных перевозок. По летнему расписанию пассажирских перевозок авиакомпания выполняет 302 рейса в день. Такая большая зарубежная маршрутная сеть обусловлена множеством представительств во всем мире и тем, что компания является членом альянса SkyTeam, ключевым элементом которого является система авиасообщения, которая предлагает беспрецедентно простой процесс пересадки между рейсами участников альянса, от пункта отправления до конечного пункта в любой точке мира.
2. Авиаперевозки на региональном рынке. ОАО "Аэрофлот" по итогам 2010 году занял первое место в РФ по перевозкам на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) с показателем 4,16 млн пассажиров, что на 25% больше чем в 2009 году. ОАО «Аэрофлот» осуществляет полеты в 27 пунктов внутри страны и имеет представительства в Калининграде, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Красноярске, Сочи и в Магадане.
3. Грузовые перевозки. Грузоперевозками компании ОАО «Аэрофлот» занимается дочерняя компания ЗАО «Аэрофлот-Карго».
Таблица 2.4.6
Производственные показатели ОАО «Аэрофлот»
2010 |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
2004 |
2003 |
2002 |
2001 |
2000 | |
Перевезено пассажиров, млн. чел. |
11,3 |
8,8 |
9,3 |
8,2 |
7,3 |
6,7 |
6,6 |
5,84 |
5,5 |
5,83 |
5,1 |
Перевезено грузов и почты, тыс. тонн |
163,4 |
86,8 |
87,9* |
95,9* |
145,3 |
145,4 |
145,5 |
114,2 |
109,5 |
101,6 |
107,4 |
Выполненный пассажирооборот, млрд пкм |
34,8 |
26,0 |
27,2 |
24,7 |
22,4 |
20,7 |
20,6 |
18,2 |
17,6 |
18,9 |
17,4 |
Выполненный тонно-километраж, млрд ткм |
4,1 |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
2,9 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
Занятость пассажирских кресел, % |
77,2 |
69,5 |
70,9 |
70,3 |
70,1 |
69,0 |
68,9 |
69,4 |
68,4 |
65,8 |
65,7 |
Коммерческая загрузка, % |
63,2 |
55,9 |
56,2 |
55,7 |
57,7 |
58,0 |
58,1 |
57,0 |
56,4 |
53,5 |
54,5 |
* снижение связано с выделением грузовых перевозок в самостоятельный бизнес и созданием дочерней компании ЗАО «Аэрофлот-Карго»
Рис. 2.4.7 Динамика перевезенных Аэрофлотом пассажиров, млн. чел.
ОАО «Аэрофлот» осуществляет свою деятельность в жесткой конкурентной среде. Конкурентов можно разделить на две группы: Российские и международные авиакомпании. Большую конкуренцию на международном рынке составляют зарубежные компании, такие как Lufthansa. Рассмотрим первую группу конкурентов – это российские авиакомпании. Аэрофлот занимает лидирующее место по пассажиро-перевозкам, он перевез за 2010 год 11,3 млн. человек из 45 млн. перевезенных всеми российскими перевозчиками гражданской авиации [19]. Парк самолетов у Аэрофлота значительно больше, чем у ближайших его конкурентов, он составляет 101 самолет, у «Транс Аэро»-63 самолета, у «S7» - 39, у «OrenAir» - 37, у «ЮТэйр» - 187.
Надо отметить, что Аэрофлот без дочерних структур в 2010 году впервые стал крупнейшим игроком на внутреннем рынке по объемам перевозок, обслужив на ВВЛ 4,16 млн. человек, а группа перевезла на ВВЛ и МВЛ 14,1 млн. человек. [18]
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» – компании S7 Airlines и Utair. S7 Airlines базируется в московском международном аэропорту «Домодедово». Воздушный парк компании состоит из 39 дальнемагистральных и среднемагистральных самолётов (на декабрь 2010 г). Часть регулярных внутренних рейсов выполняется на самолетах Boeing 737-800 и Boeing 737-400 дочерней чартерной авиакомпанией «Глобус». Компания имеет разветвлённую сеть маршрутов с пересадочными узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво) и Иркутске. Авиакомпания S7 Airlines совместно с дочерними перевозчиками формирует обширную маршрутную сеть, которая включает в себя 83 направления (41 – внутрироссийские) в 26 стран мира.
Основные аэропорты базирования Utair – Рощино (Тюмень) и Аэропорт Внуково (Москва). Компания осуществляет пассажирские регулярные и чартерные перевозки, как в России, так и за рубеж, а также является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок. Авиапарк компании включает (на 1 января 2011 г) 187 среднемагистральных и ближнемагистральных самолётов (в том числе 47 Ан-2, 25 Ан-24, 28 Ту-134 и 20 Ту-154М) и 256 вертолётов. Всего у авиакомпании свыше 55 пунктов назначения, преимущественно по России и странам СНГ.
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок – компании S7 Airlines и «Трансаэро»(таблица 2.4.1.1). Среди иностранных перевозчиков – компания Lufthansa.
«Трансаэро» базируется
в Москве, аэропорт Домодедово. Парк
воздушных судов «Трансаэро»
по состоянию на декабрь 2010
г включает 63 дальнемагистральных
и среднемагистральных
Deutsche Lufthansa –
крупнейшая германская
Таблица 2.4.1.1
Основные конкуренты пассажирских перевозок ОАО «Аэрофлот»
N |
Наименование |
Страна регистрации |
Объем проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
87,6 (2009) |
19,1% |
18,1% |
18,6% |
19,4% |
19,8% |
2 |
ТРАНСАЭРО |
Россия |
35,8 (2009) |
5,6% |
7,2% |
9,7% |
11,1% |
11,7% |
3 |
S7 + Глобус |
Россия |
31,9 (2008) |
12,9% |
12,6% |
13,0% |
12,5% |
10,4% |
4 |
UTair |
Россия |
33,1 (2009) |
6,4% |
6,6% |
6,5% |
7,8% |
7,8% |
Рис.2.4.1.1 Объем проданных услуг
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе грузовых перевозок на международных направлениях и на внутренних рейсах – Группа Волга-Днепр, включая Air Bridge Cargo (таблица.2.4.1.2).
Группа компаний «Волга-Днепр» – мировой лидер в сегменте воздушных перевозок сверхтяжёлых уникальных и негабаритных грузов, крупнейший российский грузовой авиаперевозчик. В 2003 г с приобретением двух самолетов Боинг 747 в составе Группы компаний «Волга-Днепр» была основана новая компания – Air Bridge Cargo. Основа бизнеса группы – чартерные перевозки на самолетах Ан-124 и Ил-76 (авиакомпания «Волга-Днепр») и регулярные на Boeing 747F (авиакомпания Air Bridge Cargo) между Европой и Азией через Россию. Парк воздушных судов группы «Волга-Днепр» состоит из 10 сверхтяжелых самолетов Ан-124-100, 3 модернизированных Ил-76ТД-90ВД и 11 грузовых Boeing 747. В перспективе флот авиакомпании планируется расширить за счет приобретения дальнемагистральных самолетов нового поколения Боинг 747-8F.
Таблица 2.4.1.2
Основные конкуренты грузовых перевозок
N |
Наименование |
Страна регистрации |
Объем проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | ||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
- |
22,7% |
20,0% |
19,5% |
20,0% |
17,7% |
2 |
Air Bridge Cargo |
Россия |
39,8 (2009) |
- |
- |
16,8% |
27,8% |
33,7% |
3 |
Волга-Днепр |
Россия |
24,2% |
17,4 |
17,5% |
11,8% |
9,2% |
Доля ОАО Аэрофлот на рынке внутренних перевозок за 2010 г на рынке внутренних перевозок ГА России по количеству перевезенных пассажиров составила 14,3% [19].
Аэрофлот делает
особую ставку на новые информационные технологии
как мощное средство повышения качества
обслуживания клиентов и экономической
эффективности. Аэрофлот перешел на программное
обеспечение Sabre и продолжает развивать интернет-
Аэрофлот как крупнейшая авиакомпания в полной мере использует возросший спрос на авиаперевозки. Развитие Аэрофлота позволило еще более укрепить позиции компании на рынке регулярных внутренних перевозок, что значительно повышает привлекательность сети маршрутов авиакомпании и важно для развития сотрудничества в рамках глобального альянса авиаперевозчиков SkyTeam. ОАО «Аэрофлот» осуществляет авиаперевозки пассажиров, почты, грузов на внутренних и международных линиях (таблица 2.4.2.1).
Таблица 2.4.2.1
Основные рынки, на которых Аэрофлот осуществляет свою деятельность в 2010г.