Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и отраслях экономики обостряется в результате сокращения спроса и снижения производства, на первый план выходит необходимость составления менеджментом предприятия чёткого плана действий, который позволит адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………...........2
1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЧУП «СВЕТЛОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»..……..……………………..………………………………...4
1.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………........4
1.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия……………….…………………………………………………..……8
1.3 Анализ эффективности использования основных средств предприятия …………...................................................................................................................13
1.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………..….15
1.5 Анализ маркетинговой деятельности предприятия …………………..........17
1.5.1. Анализ товарной политики предприятия ……………………………..….17
1.5.2. Анализ ценовой политики…………………………………………..…..…22
1.5.3. Анализ коммуникационной политики…………………………..……..….25
1.5.4. Анализ распределительной политики…………………………..……..….29
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЧУП «СВЕТЛОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»..…………………….............................................................31
2.1. Анализ поставщиков предприятия……...……………………..……….…....31
2.2. Оценка конкурентоспособности продукции …………............................33
2.3 Оценка конкурентоспособности отрасли……………………………………34
2.4 Анализ контактных аудиторий……………………………………………….35
2.5 Анализ макросреды…………………………………………………………...36
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ЧУП «СВЕТЛОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»…………………….……………………………………..…...….. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………39
В рыночной экономике
предприятия действуют в
Как известно, существует 4 типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Рынок молочных продуктов следует отнести ко второму типу, т.е. монополистическая конкуренция. Для него свойственна следующая характеристика:
Много фирм, производящих сходные продукты. Влияние над ценами ограничено возможностью замены. Продукты дифференцированы для сегментов рынка. Относительно легкий вход и выход с рынка.
ЧУП «Светлогорский молочный завод» специализируется на выпуске цельномолочной продукции, масла сливочного и сухого обезжиренного молока.
Технологическая политика предприятия направлена на использование натурального сырья, внедрение передовых технологий при производстве продукции и выпуск продуктов высокого качества.
Технология изготовления молочной продукции направлена на производство качественных и полезных для здоровья человека продуктов.
Предприятие постоянно
работает над расширением ассортимента
и усовершенствованием его
Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием фирменного стиля предприятия.
Для улучшения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности, на предприятии в комплексе решаются задачи, предприятия и включающей в себя следующие основные мероприятия: рост объемов производства, в том числе и экспортной продукции; совершенствование маркетинговой деятельности; освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий; сертификация новых видов продукции; проведение технического перевооружения; совершенствование кадровой политики.
Проведем анализ уровня конкурентоспособности молока пастерелизованного. Данные представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.Уровень конкурентоспособности молока пастерилизованного.
Показатели |
ЧУП «Светлогорский молочный завод» |
ЧУП «Мозырские молочные продукты» |
1 |
2 |
3 |
1.Жирность продукции |
5 |
4 |
2. Срок годности |
3 |
4 |
3. Цена |
5 |
4 |
4.Дизайн упаковки |
5 |
4 |
5.Вкусовые качества |
5 |
4 |
Источник: собственная разработка
На основе полученных данных построим многоугольник конкурентоспособности:
Рис.2.5. Многоугольник конкурентоспособности.
Из рис. 2.5 можно увидеть, что предприятие ЧУП «Светлогорский молочный завод» по сравнению со своим конкурентом ЧУП «Мозырьские молочные продукты» является более конкурентоспособным предприятием по всем показателям, кроме показателя срока годности, поэтому предприятию необходимо разрабатывать мероприятия по улучшению данного показателя.
Для оценки конкурентоспособности предприятия будем использовать рейтинговую оценку конкурентоспособности.
Для этого проведем опрос экспертов. Анализ будет проводиться по рассматриваемому предприятию и пяти видам показателей. Оценка производиться будет по пятибалльной шкале.
2.2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия.
ЧУП «Светлогорский молочный завод» специализируется на выпуске цельномолочной продукции, масла животного и сухого обезжиренного молока Технологическая политика предприятия направлена на использование натурального сырья, внедрение передовых технологий при производстве продукции, выпуск продуктов высокого качества.
Особенностью и конкурентным
преимуществом производимой продукции
является отсутствие в ней консервантов,
о чем свидетельствуют
Основными показателями, характеризующими конкурентоспособность предприятия, являются:
В таблице 2.5 отметим ответы экспертов по 6-ти бальной шкале, по основным показателям предприятия.
Таблица2.5. Сводная таблица по ответам экспертов.
Название |
Эксперты | |||||||||
ЧУП «Светлогорский молочный завод» |
ЧУП «Мозырские молочные продукты» | |||||||||
Цена |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Ассортиментный перечень |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
6 |
3 |
4 |
Качество выпускаемой продукции |
5 |
4 |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
4 |
5 |
Упаковка |
3 |
2 |
4 |
4 |
6 |
5 |
2 |
3 |
6 |
4 |
Массовая доля жира |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
5 |
Источник собственная разработка.
Из табл.2.5, просчитали средний балл экспертов по конкурентоспособным предприятиям. Средний балл отображен в таблице 2.6, и проставлены ранги важности по основным показателям предприятий.
Таблица 2.5. Важность показателей
Показатели |
Эксперты | ||||||
№ 1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
Сумма |
Коэффи-циент значи-мости | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Цена |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
16 |
0,16 |
Ассортиментный перечень |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
16 |
0,16 |
Качество выпускаемой продукции |
5 |
4 |
6 |
5 |
6 |
26 |
0,25 |
Упаковка |
3 |
2 |
4 |
4 |
6 |
19 |
0,19 |
Массовая доля жира |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
24 |
0,24 |
Сумма |
21 |
17 |
21 |
20 |
22 |
101 |
|
Источник: собственная разработка |
Из табл. 2.5. можно заметить, что 5 экспертов поставили ранги важности от 1 ранга до 5, исходя из этого мы рассчитали коэффициенты значимости, сумма которых ровна единице.
Таблица 2.6. Уровень конкурентоспособности предприятия
Показатели
|
К-т значи-мости |
ЧУП «Светлогорский молочный завод» |
ЧУП «Мозырские молочные продукты» | ||
балл |
знач. |
балл |
знач. | ||
Цена |
0,16 |
3,2 |
0,152 |
3,6 |
0,576 |
Ассортиментный перечень |
0,16 |
3,2 |
0,152 |
4,4 |
0,704 |
Качество выпускаемой продукции |
0,25 |
5,2 |
1,3 |
5,2 |
1,3 |
Упаковка |
0,19 |
3,8 |
0,722 |
4 |
0,76 |
Массовая доля жира |
0,24 |
4,8 |
1,152 |
3,6 |
0,864 |
Источник: собственная разработка
Исходя из табл. 2.6. Рассчитаем конкурентоспособность предприятий:
К1 = 3,2*0,16+3,2*0,16+5,2*0,25+3,
К2 = 3,6*0,16+4,4*0,16+5,2*0,25+4*
Следовательно, наиболее конкурентоспособным является ЧУП «Мозырские молочные продукты» г. Мозырь. Предприятию ЧУП «Светлогорский молочный завод» необходимо обратить внимание ассортимент выпускаемой продукции, снижению цены на продукцию, а также тщательное внимание обратить на упаковку товаров. Все это при изменении в лучшую сторону может привлечь потенциальных потребителей, которым еще неизвестно о предприятии и его продукции.
Расчет согласованности мнений можно рассчитать по следующей формуле А1:
где W – коэффициент конкардации;
S – суммарное квадратическое отклонение;
Smax - максимальное квадратическое отклонение;
aij - суммарный ранг важности;
р – количество экспертов;
m – количество ответов.
W = ((16 – ½*5(5+1))2 +(16 – ½*5(5+1))2 +(26– ½*5(5+1))2 +(19 – ½*5(5+1))2 +(24 – ½*5(6+1))2) / (1/12*5*52(52 – 1)) = 0,88
Из вычислений, можно заметить то, что коэффициент конкардации равен 0,88. Это означает, что согласованность мнений экспертов очень высокая, так как 0,88 ближе к единице. А если коэффициент конкардации равен единице, то согласованность присутствует.
2.3 Оценка конкурентоспособности отрасли.
Республиканская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 годах утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров от 12 ноября 2010 года №1678, сообщили БЕЛТА в Аппарате Совмина.
"Цель программы - увеличить валовое производство молока в 2015 году до 10 млн.т", - отметил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия - директор департамента по хлебопродуктам Василий Седин, комментируя постановление. В прошлом году в Беларуси было произведено около 5,6 млн.т молока. Большую часть дополнительных объемов молока, которые будут получены в ходе реализации программы, планируется в виде молочных продуктов поставлять на экспорт.
Замминистра подчеркнул, что программа направлена на увеличение экономической эффективности молочной отрасли. Стоит задача повысить конкурентоспособность продукции. "В Беларуси много ферм, которые работают в старых приспособленных помещениях, поэтому запланированы строительство новых молочно-товарных ферм с применением современных технологий, а также реконструкция существующих", - акцентировал внимание Василий Седин. Он также добавил, что в 2009-2010 годах построено и введено в строй 118 молочно-товарных ферм.
Согласно постановлению, в реализацию программы планируется вложить Br33 трлн. 792,1 млрд., в том числе на строительство ферм - Br25 трлн. 46 млрд. Остальные средства пойдут на реконструкцию и модернизацию ферм, помещений для содержания молодняка крупного рогатого скота, а также на возведение, реконструкцию и модернизацию молокоперерабатывающих организаций. Для финансирования программы планируется привлечь кредитные ресурсы банков, в том числе средства иностранных кредитных линий.
Перед молочной отраслью Беларуси стоит
задача увеличить численность
В 2015 году производственные мощности по переработке молока достигнут 9,2 млн.т в год, в том числе по выпуску сыров - 203 тыс.т, масла - 180 тыс.т, сухих молочных продуктов (жирного и обезжиренного сухого молока, сухой сыворотки) - 300 тыс.т, цельномолочной продукции в пересчете на молоко - 2 млн.т (в том числе продукции для детского питания - 43 тыс.т).
Эффективность производства молока на фермах будет достигнута за счет снижения трудозатрат в 2,2 раза, увеличения производительности труда в 2,1 раза, сокращения расходов кормов на 8,7%, а также улучшения качества молока.
По результатам реализации программы внутренний рынок потребления молочных продуктов будет полностью удовлетворяться за счет собственного производства. В 2015 году 41% молочной продукции предусматривается реализовать на внутреннем рынке, 59% - экспортировать. Экспортные объемы молочной продукции в финансовом выражении возрастут до $2,65 млрд. (в 2009 году они составляли $1 млрд.).
Окупаемость вложений в строительство молочно-товарных ферм в среднем достигается за 18 лет. Расчетный срок окупаемости инвестиций, вложенных в перерабатывающую промышленность, составляет около 4-5 лет.
В соответствии с концепцией развития молочного скотоводства на 2015-2020 годы, которая прописана в программе, планируется довести годовой объем производства молока в сельскохозяйственных и иных организациях (их филиалах) до 12,5 млн.т в 2020-м. Удой молока от коровы в среднем по республике составит 7 тыс.кг, что больше на 850 кг к планируемому уровню 2015 года. Численность коров дойного стада к концу 2020 года будет стабилизирована на уровне 1,6-1,7 млн. голов. Производство молока в 2020 году возрастет на 25% по сравнению с планируемым уровнем 2015 года.
Информация о работе Разработка стратегии маркетинга для ЧУП «Светлогорский молочный завод»