Разработка стратегии маркетинга для ЧУП «Светлогорский молочный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях, когда конкурентная борьба в отдельных областях и отраслях экономики обостряется в результате сокращения спроса и снижения производства, на первый план выходит необходимость составления менеджментом предприятия чёткого плана действий, который позволит адекватно использовать сильные стороны и открывающиеся - в условиях посткризисной экономики - возможности деятельности предприятия. В то же время, следует учитывать и такие «угрозы», как деятельность конкурентов, как существующих, так и возможных новых. Подобное рациональное планирование позволит значительно снизить риск негативных последствий при принятии тех или иных управленческих решений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………...........2
1. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ЧУП «СВЕТЛОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»..……..……………………..………………………………...4
1.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………........4
1.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия……………….…………………………………………………..……8
1.3 Анализ эффективности использования основных средств предприятия …………...................................................................................................................13
1.4. Анализ финансового состояния предприятия…………………………..….15
1.5 Анализ маркетинговой деятельности предприятия …………………..........17
1.5.1. Анализ товарной политики предприятия ……………………………..….17
1.5.2. Анализ ценовой политики…………………………………………..…..…22
1.5.3. Анализ коммуникационной политики…………………………..……..….25
1.5.4. Анализ распределительной политики…………………………..……..….29
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЧУП «СВЕТЛОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»..…………………….............................................................31
2.1. Анализ поставщиков предприятия……...……………………..……….…....31
2.2. Оценка конкурентоспособности продукции …………............................33
2.3 Оценка конкурентоспособности отрасли……………………………………34
2.4 Анализ контактных аудиторий……………………………………………….35
2.5 Анализ макросреды…………………………………………………………...36
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ЧУП «СВЕТЛОГОРСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»…………………….……………………………………..…...….. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ .doc

— 1.03 Мб (Скачать)

Анализируя данные табл. 1.1, стоит отметить, что в 2010 году предприятие улучшило основные технико-экономические  показатели. Что касается одного из показателей, характеризующего в целом деятельность предприятия – рентабельности  реализованной продукции, то здесь наблюдается яркое увеличение. Это, прежде всего, связано с благоприятными условиями на рынке сбыта продукции.

Что касается численности, то здесь сохраняется тенденция к сокращению, связано это с модернизацией производства и сокращением ручного труда в производстве.

Себестоимость выпущенной товарной продукции за 2010 год составила    59490 млн. руб.

В целом по предприятию  затраты на производство товарной продукции увеличиваются с каждым годом, в том числе за счет:

- роста заработной  платы,

- роста затрат на  сырье и материалы,

- роста затрат на  ТЭР,

- роста стоимости услуг  сторонних организаций,

- роста объема производства

 

Доля элементов затрат в себестоимости продукции ЧУП «Светлогорский молочный завод» за 2008-2010 г.г. представлена на рис. 1.1

 

 

2008

2009

2010

Материальные затраты

29390

31462

50599

Расходы на оплату труда

1831

1786

2486

Отчисления на соц. нужды

755

642

1015

Амортизация

543

550

666

Прочие затраты

1688

2763

3347

Себестоимость производственной продукции

34207

37203

58113


Источник: отчетность предприятия

Рисунок 1.1 Доля элементов затрат в себестоимости продукции

 

Как видно из рисунка  наибольший удельный вес в себестоимости  продукции занимают материальные затраты (86%). Предприятие не имеет собственной  сырьевой базы и поэтому вынуждено  покупать сырье и вспомогательные  материалы по высоким ценам, что  в свою негативно  очередь отражается на рентабельности продукции и эффективности производства.

Таким образом, на основании  проведенного выше исследования можно  сделать вывод о повышении  эффективности деятельности завода в отчетном периоде, чему свидетельствуют  приведенные данные о росте показателей прибыли.

 

1.2 Анализ эффективности  использования трудовых ресурсов  предприятия.

 

К трудовым ресурсам относится  та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей  отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства.

Действенную помощь в разработке и функционировании системы материального стимулирования, соблюдения нормативов трудовых затрат и их экономии оказывают рекомендации Минсельхозпрода Республики Беларусь.

Произведём анализ трудовых ресурсов на ЧУП «Светлогорский молочный завод» за 2008-2010 г.г. Основными задачами анализа являются:

- изучение и оценка  обеспеченности предприятия трудовыми  ресурсами в целом и по категориям;

- определение и изучение  показателей текучести кадров.

Источниками информации для анализа служит  статистическая отчетность «Отчет по труду и движению работников»

В современных условиях производства эффективность использования  производственных фондов, сырья, улучшение  качества и структуры выработанной продукции зависят как от количества работающих, так и от уровня их квалификации. В соответствии с действующим законодательством предприятия сами определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждают штаты. Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на качество и динамику объёма продукции.

 

Таблица1.2. Наличие и движение трудовых ресурсов

 

Показатели

Годы

Изменения

2008

2009

2010

09-08

10-09

1.Численность раб. на начало  года

196

189

162

-7

-27

2.Численность принятых на работу

17

10

26

-7

16

3.Численность увол-х, всего

24

37

16

13

-21

-в т.ч. увол. по собств. желан.

5

10

5

5

-5

-за наруш. труд. дисциплины

4

2

2

-2

0

-по др. причинам

15

25

9

10

-16

4.Численность раб-ков на конец  года

189

162

172

-27

-10

5.Среднесписочная численность работников

174

169

168

97,1

99,4

6.Численность раб-ков, проработавших  весь год

172

152

146

-20

-6

7.Численность раб-ков, проработавших  5 лет

120

119

127

-1

8

8.Коэффициент оборота по приёму

9,8

5,9

15,4

-3,9

9,5

9.Коэффициент оборота по выбытию

13,7

22

9,5

8,3

-12,5

10.Коэффициент текучести кадров

5,2

7,1

4,2

1,9

-2,9

11.Коэффициент стабильности

87,7

80,4

90,1

-7,3

9,7

12.Коэффициент постоянства

98,8

90

87

-8,8

-3


Источник: отчетность предприятия

Анализируя данные таблицы 1.2, можно сделать  вывод,  что  в  связи с вводом в производство нового оборудования в 2008 году число работников сократилось.

Следует отметить, что  каждым годом растет  число  работников,  имеющих высшее и средне - специальное  образование.  В  составе  работающих  на ЧУП «Светлогорский молочный завод»  высшее  образование  имеют  23  человека, средне - специальное образование – 55 человек, профессионально- техническое – 57 человек, остальные – среднее и неполное среднее.

При интенсивном  характере  развития  экономики  важное место  приобретает разработка новых эффективных  методов управления кадрами. В  связи  с  этим   решающее   значение   придается   и   планированию профессиональной подготовки кадров. В данных  условиях  обеспеченность  предприятия  кадрами,  степень  их квалификации в значительной мере определяет успехи экономического  развития. Поэтому в работе с кадрами намечается переход от  учета  и  документирования к их тщательному подбору, расстановке и воспитанию. Следовательно, одним  из основных моментов являются мероприятия  по  повышению  квалификации  кадров, подготовка  и  переподготовка.  Появление  в   производстве   новых   линий, автоматов, механизмов предполагает повышение  квалификации  рабочих  кадров, их  обучение  непосредственно  на  производстве  путем   индивидуального   и курсового обучения в пределах рабочего  времени  с  последующим  присвоением квалификации  на  основе  заключения  квалификационной  комиссии.  Все   это необходимо для того, чтобы иметь резерв рабочих основных ведущих  профессий. Некоторые работники были направлены на  курсы  повышения  квалификации в г. Минск.

      Следующий  важный момент в работе с  кадрами –  это  создание  кадрового резерва и работа  с  ним,  то  есть  текущее   и  перспективное  планирование  потребности предприятия в кадрах, систематический анализ  профессионального,  образовательного,  возрастного  состава  кадров,   индивидуальное   изучение профессиональных, деловых качеств работников, а также  организация  обучения руководителей  структурных  подразделений  и   работников   среднего   звена прогрессивным формам управления.

      В связи с этим руководители всех подразделений будут направляться  на учебу на курсы повышения квалификации, проходить аттестацию, которая должна подтвердить   соответствие   специалистов    требованиям    профессиональной компетентности, потому что всякий  специалист  –  это  не  только  носитель рабочей силы, но, прежде всего – человек,  обладающий  потенциалом,  который необходимо эффективно использовать в интересах предприятия.

На основании табл. 1.2. можно сделать вывод, что численность  работников предприятия снижается из-за уменьшения числа принимаемых на работу и увеличением сокращения работников. Это связано с модернизацией производства и сокращением ручного труда в производстве.

Коэффициент текучести  кадров меньше коэффициента оборота  по выбытию, что говорит о том, что сокращение численности работников происходит в большей степени за счет проводимой руководством предприятия политики сокращения.

Уменьшение числа работников на ЧУП «Светлогорский молочный завод» произошло за счет снижения численности  рабочих, в связи с модернизацией производства. Рассчитаем показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

 

Таблица 1.3 Показатели эффективности и интенсивности использования трудовых ресурсов

Показатели

Годы

Изменения

2008

2009

2010

09-08

10-09

1. Товарная продукция,  млн.руб.

-в действующих ценах

31228

35705

65746

114,3

184,1

-в сопоставимых ценах

35729

40115

50314

112,3

125,4

2.Прибыль (убыток ) от  реализации продукции, млн.руб.

-2989

-1353

9097

-

-

3.Фонд заработной платы работников

2198

1991

3086

-207

1095

4.Производительность труда, млн.руб./чел

-в действующих ценах

179,5

211

391,3

117,5

185,4

-в сопоставимых ценах

205,3

237,4

299,5

115,6

126,2

5.Прибыль на 1-го работника, чел./млн.руб.

-17,18

-8

54,15

-

-

6.Среднемесячная заработная плата млн. руб.

1046,3

973,7

1520

93,1

156,1

7.Темп  роста производительности  труда

     

117,5

185,4

8. Темп роста заработной платы

     

93,1

156,1

9. Коэффициент опережения

     

1,26

119

10. Среднегодовая стоимость основных  средств

16789

18954

21398

2,165

2444

11. Фондовооруженность

97,0

114,2

132,9

17,2

18,7


Источник: отчетность предприятия

Анализируя показатель производительности труда, можно сказать, что данный показатель значительно  увеличивается. Такое увеличение производительности связано с наращиванием объемов производства и сокращением среднесписочной численности работников.

Анализируя  выполнение трудовых показателей за 2010г. необходимо отметить, особое внимание уделяется выявлению и использованию резервов повышения производительности труда и максимальному сокращению потребности в дополнительной численности рабочих. Так численность работающих в 2010 году сократилась на 1  человека  при росте объемов производства на 184,1 %.

 

На заводе установлены две формы оплаты труда:

- повременно-премиальная для служащих и работников всего завода, кроме рабочих основного цеха,

- сдельно-премиальная  для рабочих основного цеха.

Выделим основные сильные  и слабые стороны применяемой  сдельной формы оплаты труда рабочих  основного цеха

 

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Высокий процент выполнения норм труда (около 200 %), пересмотр которых приведет к снижению оплаты труда рабочих;
  2. Существующая сдельная коллективная (около 37 человек) форма оплаты труда формирует размытое представление отдельного работника о вкладе в общий сдельный заработок;
  3. Высокий удельный вес машинного времени в технологическом процессе, при котором у рабочего отсутствует возможность значительно увеличить выработку продукции за счет интенсивности своего труда;
  4. Данная форма оплаты труда вводилась с целью обеспечения более высокого заработка в то время, когда отсутствовали иные разрешенные законодательством способы повысить зарплату, которые существуют сегодня;
  5. Высокая степень зависимости результатов труда рабочего от исполнителей на предыдущих операциях (например, лаб. Анализ → приемка → аппаратный участок → сгущение →сушка);
  6. В состав сдельной бригады включены еще и работники. Косвенно участвующие в процессе производства и выполняющие в основном контрольную функцию, ведущие документацию (мастера), что не совместимо с существующей системой сдельной формы оплаты труда;
  1. Применяется другими молокоперерабатывающими заводами области (Речица, Калинковичи, Жлобин…); кроме Октябрьского
  2. При всех недостатках обеспечивает повышенный уровень заработной платы рабочих, входящих в сдельную бригаду по сравнению с повременщиками;
  3. Является инструментом экономического метода управления в руках цехового начальства;
  4. В случае увеличения производственных мощностей, а также увеличения объема поступающего сырья и роста спроса на внешнем рынке. А также пересмотра норм труда возможно возникновение уместности и востребованности сдельной формы оплаты труда

 

Информация о работе Разработка стратегии маркетинга для ЧУП «Светлогорский молочный завод»