Разработка стратегии формирования спроса на услуги организации социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 07:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В современных экономических исследованиях социальной сфере уделяется все больше внимание. Это объясняется происходящими в России экономическими преобразованиями, связанными с процессами трансформации социальной сферы в рыночный сектор экономики, сопровождающимися разгосударствлением и экономической либерализацией деятельности ее отраслей. Усиление глобализации и проблемы повышения конкурентоспособности экономики оказывают давление на бюджеты государственных расходов, что приводит к сокращению средств, выделяемых на социально-культурную сферу.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования спроса и предложения на услуги организаций социально-культурной сферы

Теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию проблемы формирования спроса как важнейшего составляющего комплекса маркетинга

Особенности формирования спроса и оценка конкурентоспособности услуг в социально-культурной сфере

Выводы по первой главе

Глава 2. Анализ проблемы и разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

2.1. Характеристика деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

2.2. Маркетинговые исследования деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

2.3. Разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

Выводы по второй главе


Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР МК 5 Балабаев Пров 3.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 1 

 

Распределение ответов респондентов в зависимости  от возраста

(% к числу  опрошенных по каждой категории

 

Факторы влияющие на посещаемость мероприятий

инновационного учебно-методического

концертно-продюсерского  центра

Возраст

15-19 лет

20-24

 года

25-29 лет

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Финансовые трудности

12

8

1

0,7

1

0,7

Нет свободного времени

16

10,7

34

22,7

100

66,7

Не позволяет здоровье

8

5,3

3

2

14

9,3

Нет компании

80

53,3

40

26,7

30

20

Высокое качество культурно-массовых мероприятий

5

3,3

25

16,7

120

80

Другое

1

0,7

4

2,7

9

6


 

  
             Наиболее важный для нашего исследования фактор – качество культурно-массовых мероприятий – разделил 1 и 2 место соответственно возрастной иерархии групп.    

Продолжая анализировать  мотивы посещений мероприятий центра, необходимо выяснить, с какой целью современная молодежь их посещает.   Абсолютно все респонденты независимо от пола, места жительства и возраста посещают культурно-досуговые мероприятия центра, для того чтобы интересно провести время (83,8%). С целью узнать больше нового о культуре только 16,2 % молодежи. Интересно провести время в центре рассчитывают 32,8 % всех опрошенных мужчин и 67,2 % всех опрошенных женщин.  
             Если рассматривать распределение ответов на вопрос: «С какой целью Вы посещаете мероприятия инновационного учебно-методического концертно-продюсерского  центра?» с точки зрения возраста, то здесь полученные данные распределились следующим образом:

на 1-м месте  у всех возрастных групп ответ: «интересно провести время»;

на 2-м месте у молодежи в возрасте 15—24 года — «составить компанию и пообщаться с друзьями», а у старшей возрастной группы — «узнать больше нового о культуре»;

на 3-м месте  наблюдается совершенно противоположная картина, чем на втором: 15—24 года — узнать больше нового о культуре, 24—25 лет — составить компанию и пообщаться с друзьями.


 

 Далее мы предлагаем респондентам выяснить степень удовлетворенности качеством (профессионализм актеров, общее оформление зала, разнообразие репертуаров, экспозиций и т.п.) центра.   24,1% всей молодежи удовлетворены качеством предоставления услуг центром, из них 25% — женщины и 23,2% — мужчины.  Неудовлетворенность высказали 28,4% всех респондентов, с учетом гендерного соотношения эти данные распределились так: мужчины — 25,9%, женщины — 30,9%.     

Наибольший  интерес вызывает показатель «затрудняюсь ответить», так как он косвенно показывает число молодых людей, которые вообще не посещают или очень редко посещают культурно-досуговые мероприятия, а в частности 50,8 женщин и 60% мужчин.   Распределение ответов респондентов в зависимости от возраста наглядно продемонстрировано на рис. 2. 

 

 

 

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас

качество культурно-массовых мероприятий в центре?»    

  
    Анализируя данные, мы можем наблюдать приблизительно одинаковую картину распределения ответов респондентов независимо ни от пола, ни от места жительства, ни от возраста. 
  
    Совершенно другая ситуация складывается с культурно-массовыми мероприятиями в кинотеатрах. На вопрос: «Удовлетворяет ли Вас качество киноуслуг», 74,1% всех опрошенных респондентов ответили «да», и только 5,9% — ответили «нет», затруднились ответить 20%, в том числе соответственно мужчины — 73,6, 5,4, 20,9% и женщины — 74,6, 6,3, 19,1%. Причем городская и сельская молодежь соответственно ответила: «да» — 79,4 и 67,1%; «нет» — 5,7 и 6,1%; «затрудняюсь ответить» — 14,5 и 27,3%. 
  
    Распределение ответов респондентов в зависимости от возраста показывает, что численность молодежи в возрасте 15—19 лет (13,6%) и 20—24 года (15,4%), не посещающей кинотеатры, почти в два раза меньше, чем респондентов в возрасте 25—29 лет (33,8%). 
  
    Приблизительно такая же ситуация, как и с удовлетворенностью качеством мероприятий, проводимых в театрах, складывается и в отношении работы музеев. На вопрос: «Удовлетворяет ли Вас качество услуг культурно-массовых мероприятий в музеях?» 20,7% всех опрошенных респондентов ответили «да», 19,3% ответили «нет», затруднились ответить 59,9%. В том числе соответственно мужчины — 22,4, 17,6, 60% и женщины — 19,1, 21, 59,9%. Причем городская и сельская молодежь соответственно ответила: «да» — 23,4 и 17,3%; «нет» — 20,8 и 17,3%; «затрудняюсь ответить» — 55,8 и 65,5%. 
  
    Анализ маркетинговой информации, полученной в ходе нашего исследования, в зависимости от возраста опрашиваемой молодежи, как и следовало ожидать, показал следующую картину. Самый большой % опрашиваемых, независимо от возраста, затруднились дать ответ (54,9, 59 и 70,2% соответственно 15—19 лет, 20—24 года и 25—29 лет). Как и в ситуации с театральными мероприятиями, эти цифры показывают, что приблизительно 60% всех респондентов не посещают музеи или делают это крайне редко. Только каждый пятый представитель современной молодежи сегодня удовлетворен услугами музеев. Неудовлетворены примерно каждый десятый (11,6%) представитель возрастной группы 25—29 лет и примерно каждый пятый (22,6 и 22,2%) соответственно для возрастных групп в возрасте 15—19 лет и 20—24 лет.  
  
    Анализ результатов маркетингового исследования, направленного на выявление предпочтений посещениям и мотивов посещения учреждений культурного досуга, показал:

свое свободное  время в учреждениях культурного  досуга проводят только 24,2% молодых  людей республики, это примерно 46 077 человек, т.е. каждый четвертый;

наиболее посещаемыми  учреждениями культурного досуга в  республике оказались кинотеатры. Посещаемость здесь составила 81,9%, а это примерно 155 938 юношей и девушек;

самые посещаемые мероприятия, проводимые учреждениями культурного досуга, — концерты эстрадной музыки. Их предпочитают 58,9% всех опрошенных, это примерно 121 146 молодых людей;

основными причинами, не позволяющими регулярно посещать культурно-досуговые заведения, большинством респондентов были названы: отсутствие свободного времени (45,6%), финансовые трудности (27,1%) и низкое качество культурно-массовых мероприятий (21,5%);

основной целью  посещения культурно-досуговых учреждений большинством, т.е. 62,6%, а это почти 119 190 человек, был выбран вариант — интересно провести время;

анализ качества предоставляемых услуг как одного из факторов, влияющих на мотивы посещения учреждений культурного досуга, позволил выяснить, что самый высокий рейтинг качества удерживают кинотеатры (74,1%), на 2-м месте театры (24,1%) и на 3-м — музеи (20,7%).


  
    Выявление и изучение факторов, влияющих на посещаемость культурных мероприятий, избирательность различных видов деятельности предприятий культурно-досуговой сферы и т.д., — являются одной из главных целей деятельности организаций культуры на современном этапе. Определив эти факторы, можно пытаться воздействовать на них, регулировать посещаемость и спрос, т.е. в процессе управления необходимо учитывать массу причин, оказывающих влияние на культурную жизнь людей. 
  
    По результатам проведенного анализа потребительских предпочтений культурного досуга напрашивается вывод, что необходимо создать условия для:

массовой доступности  учреждений культурного досуга, причем это должно заключаться не только в низкой стоимости услуг, но и  в повышении качества проводимых в них мероприятий;

более интересного  времяпрепровождения, учитывая, что  большинство респондентов посещают культурно-досуговые учреждения именно с этой целью;

восстановления  на базе сельских клубов, а также  во всех городах республики кинотеатров как объектов наиболее массового посещения;

полноценного функционирования народных театров и разного рода самодеятельных коллективов;

доступности информации о проводимых в городах и селах  республики культурно-досуговых мероприятиях;

развития у  молодежи интереса к музеям и выставкам  республики с помощью рекламы, а  также эстетического и духовно-содержательного  воспитания в школах и вузах.


 
    Результаты данного исследования, на наш взгляд, могут стать основой для разработки социальной политики, направленной на поддержание и активизацию культурного досуга молодежи, в качестве информационной базы для формирования региональных программ развития услуг социально-культурной сферы. Кроме того, полученные данные о потребительских предпочтениях могут быть использованы для разработки эффективных механизмов управления сферой культурного досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый житель Кабардино-Балкарии! 
    Просим Вас принять участие в настоящем маркетинговом исследовании. При заполнении анкеты Вы можете использовать предлагаемые варианты ответов. Выбрав вариант, который наиболее правильно выражает Ваше мнение, обведите кружочком его номер. Если Вы не найдете приемлемого для Вас варианта ответа, напишите свой ответ на свободной строке. Пожалуйста, не пропускайте ни одного вопроса.  
    Анкета анонимная, свою фамилию указывать не надо. 
    Заранее благодарим Вас за сотрудничество! 
  
    1. КАК ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРОВОДИТЕ ДОСУГ? (Можно отметить не более трех вариантов ответов.) 
  
    101 Смотрю телевизор. 
    102 Гуляю. 
    103 Читаю. 
    104 Посещаю культурные заведения (театры, музеи, кинотеатры). 
    105 Общаюсь с друзьями. 
    106 Другое. Напишите, что именно?  
 

107

108

109


 

  
    2. КАКИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫ ЧАЩЕ ПОСЕЩАЕТЕ? (Можно отметить не более трех  вариантов ответов.) 
  
    201 Театры. 
    202 Кинотеатры. 
    203 Музеи. 
    204 Другое. Напишите, что именно? 
 

205

206

207


 

  
    208 Все безразличны. 
  
    3. КАКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОСЕЩАЕТЕ? 
  
    301 Выставки. 
    302 Концерты классической музыки. 
    303 Концерты эстрадной музыки. 
    304 Другое. Напишите, что именно? 
 

305

306

307


 

  
    308 Все безразличны. 
  
    4. КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ? 
  
    401 Не посещаю. 
    402 1 раз в год. 
    403 1 раз в месяц. 
    404 1 раз в неделю. 
    405 Несколько раз в неделю. 
  
    5. ЧАЩЕ ВСЕГО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: 
  
    501 Один / одна. 
    502 С друзьями. 
    503 С родителями. 
    504 С детьми. 
    505 С женой / мужем. 
    506 Всей семьей. 
  
    6. ХОТЕЛОСЬ БЫ ВАМ ЧАЩЕ ПОСЕЩАТЬ КУЛЬТУРНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ? 
  
    601 Да. 
    602 Нет. 
    Внимание! Если Вы выбрали ответ «да» переходите к следующему вопросу. Остальные отвечают на вопрос 8. 
  
    7. ПОЧЕМУ ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА НЕ ТАК ЧАСТО, КАК ХОТЕЛОСЬ БЫ? (Можно отметить не более трех вариантов ответов.) 
  
    701 Финансовые трудности. 
    702 Нет свободного времени. 
    703 Криминальная обстановка. 
    704 Не позволяет здоровье. 
    705 Нет компании. 
    706 Учреждения располагаются далеко от района Вашего проживания. 
    707 Низкое качество культурно-массовых мероприятий. 
     708 Другое. Напишите, что именно? 
 

709

710

711


 

  
    8. ОДНИ ХОДЯТ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ «УБИТЬ» ВРЕМЯ, ДРУГИЕ — ЧТОБЫ УЗНАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ. А С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ВЫ ИХ ПОСЕЩАЕТЕ? (Можно отметить не более трех вариантов ответов.) 
  
    801 Узнать больше нового (о культуре). 
    802 «Убить» время. 
    803 Интересно провести время. 
    804 Познакомиться с новыми людьми. 
    805 Составить компанию и пообщаться с друзьями (другом / подругой). 
    806 Другое. Напишите, что именно? 
 

807

808

809


 

  
    810 Затрудняюсь ответить. 
  
    9. УДОВЛЕТВОРЯЕТ ЛИ ВАС КАЧЕСТВО КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА АКТЕРОВ, ОБЩЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ, РАЗНООБРАЗИЕ РЕПЕРТУАРОВ)? (Ответ дать по каждой строке.) 
 

 

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Театры

901

902

903

Кинотеатры

904

905

906

Музеи

907

908

909


 

    10. ГДЕ ВЫ ОБЫЧНО ВСТРЕЧАЕТЕСЬ  С ДРУЗЬЯМИ? (Можно отметить не  более трех вариантов ответов.) 
  
    1001 Дома у себя, у друзей или у общих знакомых. 
    1002 В центре города. 
    1003 Просто в городе (на улице, во дворе и т.д.). 
    1004 В парке. 
    1005 В культурно-досуговых учреждениях города. 
    1006 Общаемся по телефону. 
    1007 Общаемся через Интернет. 
  
    11. ПРИВЛЕКАЮТ ЛИ ВАС РАЗЛИЧНЫЕ КОНКУРСЫ, ВИКТОРИНЫ НА КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ? 
  
    1101 Да. 
    1102 Нет. 
  
    12. ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ БАРЫ, КАФЕ, ИГРОВЫЕ АВТОМАТЫ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ? 
  
    1201 Да. 
    1202 Нет. 
  
    13. ХВАТАЕТ ЛИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЙОНЕ ВАШЕГО ПРОЖИВАНИЯ? 
  
    1301 Да. 
    1302 Нет. 
    Внимание! Если Вы выбрали ответ «нет» переходите к следующему вопросу. Остальные отвечают на вопрос 15. 
  
    14. КАКИХ ИМЕННО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕ ХВАТАЕТ? 
 

1401

1402

1403

Информация о работе Разработка стратегии формирования спроса на услуги организации социально-культурной сферы