Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 07:16, дипломная работа
Актуальность. В современных экономических исследованиях социальной сфере уделяется все больше внимание. Это объясняется происходящими в России экономическими преобразованиями, связанными с процессами трансформации социальной сферы в рыночный сектор экономики, сопровождающимися разгосударствлением и экономической либерализацией деятельности ее отраслей. Усиление глобализации и проблемы повышения конкурентоспособности экономики оказывают давление на бюджеты государственных расходов, что приводит к сокращению средств, выделяемых на социально-культурную сферу.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования спроса и предложения на услуги организаций социально-культурной сферы
Теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию проблемы формирования спроса как важнейшего составляющего комплекса маркетинга
Особенности формирования спроса и оценка конкурентоспособности услуг в социально-культурной сфере
Выводы по первой главе
Глава 2. Анализ проблемы и разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
2.1. Характеристика деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
2.2. Маркетинговые исследования деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
2.3. Разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
1.2. Особенности формирования спроса и оценка конкурентоспособности услуг в социально-культурной сфере
Исследование спроса на услуги сферы культуры в России за период с 2000 по 2012 гг. проводилось на основе статистического показателя посещаемости учреждений культуры (театров, музеев, библиотек) (табл.1 и рис.1). Анализ посещаемости данных учреждений культуры показал, что посещение населением театров за период 2000 – 2012 гг. уменьшилось с 72,9 до 29,8 млн. чел., т.е. в 2,4 раза. При этом наблюдается интересная динамика: за период 2000 – 2008 гг. посещаемость сократилась в 2,5 раза, а за период 2009-2012 гг. уровень посещаемости практически не изменился. Сходная динамика касается и библиотек: посещаемость населением этих учреждений культуры упала с 115,6 млн. чел. в 2000 г. до 61,1 млн. чел. в 2012 г., т.е. в 1,9 раза, при этом наибольшее сокращение посещаемости (в 1,8 раза) произошло с 2000 по 2006 гг.[]
Таблица 1
Спрос на услуги сферы культуры в России
Организации культуры |
Потребление услуг организаций культуры, млн. чел | ||||||||
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Театры |
72,9 |
55,6 |
34,6 |
31,6 |
29,1 |
27,7 |
27,6 |
29,3 |
29,8 |
Музеи |
103,8 |
144 |
62,5 |
75,4 |
69 |
69,6 |
66,8 |
72,3 |
72,7 |
Библиотеки |
115,6 |
87,4 |
62,9 |
62,8 |
62,3 |
61,9 |
60,2 |
60,5 |
61,1 |
Наблюдается также и общее снижение объема спроса на услуги музеев. За исследуемый период посещаемость музеев упала с 103,8 до 72,7 млн. чел., т.е. в 1,4 раза. Вместе с тем изменение уровня спроса на услуги музеев в разные периоды различно. С 2008 по 2012 гг. наблюдалось увеличение спроса в 1,4 раза, обусловленное возросшей активностью населения на рынке потребительских услуг. С 2000 по 2006 гг. имело место резкое снижение объема спроса на услуги музеев – в 2,3 раза, связанное с ухудшением уровня жизни населения по стране.
С 2006 по 2010 гг. объем спроса на услуги музеев колебался в незначительных пределах. Общее сокращение спроса на услуги музеев, театров и библиотек в среднем оценивается в 1,9 раза.
Однако с 2009г. наметилась тенденция спроса на услуги данных учреждений культуры, что связано с некоторым улучшением благосостояния населения. Так, в 2012г. посещаемость театров возросла по сравнению с 2009г. на 2,2 млн. чел., посещаемость музеев – на 5,9 млн. чел., посещаемость библиотек – на 0,9 млн. чел. (табл.1).
В России предпочтения населения, касающиеся проведения культурного досуга, возросли в отношении услуг музеев. Если в 2000 г. посещаемость музеев превышала посещаемость театров всего в 1,4 раза, то в 2011 г. – в 2,4 раза. Данные изменения связаны с реализацией новых требований и желаний населения, а также с переориентацией политики учреждений культуры. За последнее десятилетие произошло переосмысление роли музеев, их влияния на развитие различных отраслей экономики и страны в целом. Если в 1990-е годы задачи музеев ограничивались сохранением и изучением памятников культуры и искусства, то в 2000-е годы музеи превратились в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни.
Уровень предложения услуг организаций культуры в России оценивался с помощью числа учреждений культуры (театров, музеев и библиотек), а также объемов предоставляемых ими услуг. Анализ количества организаций культуры в России с 2000 по 2012 гг. показал, что на всем протяжении исследуемого периода прослеживается постоянная тенденция к росту числа музеев и театров (табл.2). Количество театров за 2000 – 2012 гг. возросло в 1,6 раза, и в 2012 г. на территории России действовал 541 театр по сравнению с 338 в 2000 г. Значительно возросло и число музеев (более чем в 2 раза), достигшее в 2012 г. 1998 ед. по сравнению с 964 в 2000 г. Противоположная ситуация имеет место с динамикой числа библиотек: их количество сократилось за рассматриваемый период в 1,2 раза и составило в 2012 г. 50,8 тыс. по сравнению с 62,7 в 2000 г.
Таблица 2
Количество организаций культуры в России
Организации культуры |
Количество организаций культуры, ед. | ||||||||
1990 |
1995 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Театры |
340 |
382 |
460 |
470 |
489 |
506 |
523 |
539 |
541 |
Музеи |
964 |
1315 |
1547 |
1725 |
1814 |
1871 |
1942 |
1979 |
1998 |
Библиотеки |
627 |
626 |
548 |
544 |
535 |
529 |
522 |
514 |
508 |
Однако анализ предложения услуг организаций культуры на основе объемов оказываемых ими услуг дает совершенно другие результаты.
Так, несмотря на постоянный рост числа театров и музеев с 2000 по 2012 гг., общее количество спектаклей сократилось с 146 тыс. в 2000 г. до 110 тыс. в 2012 г., т.е. в 1,3 раза; число ежегодных выставок в музеях уменьшилось с 25,7 тыс. в 2000 г. до 23,6 в 2012 г., т.е. в 1,1 раза. Это свидетельствует о том, что в целом объем предложения услуг театров и музеев снизился. Сокращение числа библиотек сопровождалось также снижением количества поступающей в них литературы с 781 млн. ед. в 2000 г. до 524 млн. ед. в 2012 г., т.е. в 1,5 раза.
На основе приведенных данных можно говорить об общей тенденции сокращения предложения услуг организаций культуры на российском рынке в среднем в 1,3 раза.
Для российской сферы культуры характерно несоответствие объемов спроса и предложения услуг организаций культуры. Так, сокращение спроса на услуги музеев и театров за 2000 – 2012 гг. (в 1,9 раза) в полтора раза превышало снижение объема предложения (в 1,3 раза), что создало диспропорции на рынке – избыток предложения при недостаточном объеме спроса. В результате, российский рынок культурных услуг характеризовался неравновесным состоянием.
На уровне учреждений культуры в России также произошли существенные изменения за исследуемый период. Средняя нагрузка посещаемости музея сократилась с 107,7 тыс. чел. в 2000 г. до 36,4 тыс. чел. в 2012 г., т.е. почти в три раза, а средняя нагрузка посещаемости театра уменьшилась почти в 4 раза – с 215,7 тыс. чел. в 2000 г. до 55,1 тыс. чел. в 2012 г. (табл.3). Это вызвано, с одной стороны, снижением спроса на услуги музеев и театров и, с другой стороны, ростом числа данных организаций культуры. Анализ статистических данных показал, что в России за период 2000 –2012 гг. отмечалось непропорциональное сокращение объемов спроса (в 1,9 раз) и предложения (в 1,3 раза) услуг организаций культуры, что создало серьезные диспропорции на рынке.
Таблица 3
Средняя нагрузка посещаемости учреждений культуры
Учреждение культуры |
Потребление услуг организаций культуры, млн. чел | ||||||||
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2010 |
2012 | |
Театр |
215,7 |
145,5 |
75,2 |
67,2 |
59,5 |
54,7 |
52,8 |
54,4 |
55,1 |
Музей |
107,7 |
109,5 |
40,4 |
43,7 |
38 |
37,2 |
34,4 |
36,5 |
36,4 |
Неравновесное состояние российского рынка культурных услуг привело к ухудшению экономического положения отечественных учреждений культуры и потребовало от них привлечения внебюджетных источников финансирования.
Сеть учреждений культуры клубного типа на территории Алтайского края в 2012 году составила 1227 единиц, что на 6 учреждений меньше, чем в 2011 году. Закрыты сельские учреждения культуры в Залесовском, Красногорском, Локтевском, Усть-Калманском (2) районах, в городском округе г. Славгороде (2); Центр немецкой культуры Суетского района стал структурным подразделением МБУК «Культурно-досуговый центр». По требованию населения открыты два учреждения культуры — в Калманском и Павловском районах.
Процесс оптимизации,
реорганизации культурно-
На 01.01.2013 г. обеспеченность Алтайского края муниципальными клубными учреждениями составляет 108 % (в сельских районах – 113 %, в городах – 43 %). В полное соответствие с социальными нормативами приведено число клубных учреждений в Алейском, Баевском, Быстроистокском, Волчихинском, Зональном, Ключевском, Косихинском, Кытмановском, Мамонтовском, Ребрихинском, Советском, Солтонском, Тюменцевском, Усть-Пристанском, Целинном районах. Избыточная сеть клубных учреждений сохраняется в Красногорском (144 %), Немецком национальном (145 %), Рубцовском (164 %), Третьяковском (170 %) районах.
Из общего числа учреждений 687 (55,9 %) являются юридическими лицами (351 самостоятельное юридическое лицо и 336 филиалов), из них 332 казённых и 338 бюджетных учреждений культуры, у остальных статус не определён. В составе культурно-досуговых учреждений работают 303 учреждения, занимающихся библиотечной деятельностью, 9 – музейной деятельностью; 3 парка культуры и отдыха, 94 учреждения 28 районов осуществляют кинопоказ.
В крае работают 40 межпоселенческих, районных, центральных Домов культуры, являющихся методическими центрами для сельских учреждений культуры, 10 информационно-методических, координационно-методических центров, 21 городской Дом культуры, 681 сельский Дом культуры, 457 сельских клубов, 10 автоклубов и агитбригад, 5 центров немецкой культуры, 2 этнокультурных центра, 1 парк – филиал ГДК, 2 парка — в составе межпоселенческих КДУ.
Поскольку формирование спроса на услуги категория, не существующая обособленно от других бизнес процессов организации, важно рассмотрение и других категорий, которые способны взаимодействовать и изменять сам спрос на товары и услуги. К таковым можно отнести конкурентоспособность услуги.
Под конкуренцией, исходя из позиций Х. Маккея и М.Х. Мескона, понимается соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров [27, с.116].
Множество авторов, например, В.Д. Маркова, отмечают, что по аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере услуг включает функциональную, видовую и маркетинговую конкуренцию [29, с.97].
Функциональная конкуренция является следствием того, что любую потребность, в принципе, можно удовлетворить различными способами. Например, потребность в получении социально-культурных услуг может быть удовлетворена театром, клубом, развлекательным агентством и т.п. Эти организации выступают на рынке услуг в качестве функциональных конкурентов и соперничают между собой в области привлечения большего числа потребителей.
Видовая конкуренция характеризует наличие услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентам, являются, например, клубы и рестораны, или театр и музкомедия и т.п. Признаками, позволяющими рассматривать эти организации как конкурентов, могут быть различия в программах и методиках социально-культурных мероприятий, их содержания, в обеспеченности высококвалифицированными кадрами, оборудованием, другими услугами и т.п. [34, с.57].
Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между услугами, предоставляемыми различными предприятиями сферы услуг, или при полной идентичности услуг. Обращаясь к сфере культуры и досуг, можно заметить проявление маркетинговой конкуренции между аналогичными организациями, расположенными в разных городах, или специализированными организациями, использующими идентичные программы, методы, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации.
Организация производства большинства услуг, не требует столь значительных инвестиций, как на товарном рынке, и может быть осуществлена в более короткие сроки. Поэтому уровень конкуренции на рынке услуг обычно высок, а число конкурирующих предприятий значительно превышает аналогичный показатель по товарному рынку. Конкурентная среда имеет мелкодисперсный характер и включает множество небольших предприятий, способных быстро адаптироваться к изменению спроса и своевременно обновлять свой ассортиментный ряд. Эти обстоятельства важно учитывать при выборе методов конкуренции.