Разработка стратегии формирования спроса на услуги организации социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 07:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. В современных экономических исследованиях социальной сфере уделяется все больше внимание. Это объясняется происходящими в России экономическими преобразованиями, связанными с процессами трансформации социальной сферы в рыночный сектор экономики, сопровождающимися разгосударствлением и экономической либерализацией деятельности ее отраслей. Усиление глобализации и проблемы повышения конкурентоспособности экономики оказывают давление на бюджеты государственных расходов, что приводит к сокращению средств, выделяемых на социально-культурную сферу.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования спроса и предложения на услуги организаций социально-культурной сферы

Теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию проблемы формирования спроса как важнейшего составляющего комплекса маркетинга

Особенности формирования спроса и оценка конкурентоспособности услуг в социально-культурной сфере

Выводы по первой главе

Глава 2. Анализ проблемы и разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

2.1. Характеристика деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

2.2. Маркетинговые исследования деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

2.3. Разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра

Выводы по второй главе


Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР МК 5 Балабаев Пров 3.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности формирования спроса и оценка конкурентоспособности услуг в социально-культурной сфере

 

Исследование  спроса на услуги сферы культуры в  России за период с 2000 по 2012 гг. проводилось на основе статистического показателя посещаемости учреждений культуры (театров, музеев, библиотек) (табл.1 и рис.1). Анализ посещаемости данных учреждений культуры показал, что посещение населением театров за период 2000 – 2012 гг. уменьшилось с 72,9 до 29,8 млн. чел., т.е. в 2,4 раза. При этом наблюдается интересная динамика: за период 2000 – 2008 гг. посещаемость сократилась в 2,5 раза, а за период 2009-2012 гг. уровень посещаемости практически не изменился. Сходная динамика касается и библиотек: посещаемость населением этих учреждений культуры упала с 115,6 млн. чел. в 2000 г. до 61,1 млн. чел. в 2012 г., т.е. в 1,9 раза, при этом наибольшее сокращение посещаемости (в 1,8 раза) произошло с 2000 по 2006 гг.[]

Таблица 1

Спрос на услуги сферы культуры в России

 

Организации культуры

Потребление услуг  организаций культуры, млн. чел

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Театры

72,9

55,6

34,6

31,6

29,1

27,7

27,6

29,3

29,8

Музеи

103,8

144

62,5

75,4

69

69,6

66,8

72,3

72,7

Библиотеки

115,6

87,4

62,9

62,8

62,3

61,9

60,2

60,5

61,1


 

Наблюдается также и общее  снижение объема спроса на услуги музеев. За исследуемый период посещаемость музеев упала с 103,8 до 72,7 млн. чел., т.е. в 1,4 раза. Вместе с тем изменение уровня спроса на услуги музеев в разные периоды различно. С 2008 по 2012 гг. наблюдалось увеличение спроса в 1,4 раза, обусловленное возросшей активностью населения на рынке потребительских услуг. С 2000 по 2006 гг. имело место резкое снижение объема спроса на услуги музеев – в 2,3 раза, связанное с ухудшением уровня жизни населения по стране.

С 2006 по 2010 гг. объем спроса на услуги музеев колебался в незначительных пределах. Общее сокращение спроса на услуги музеев, театров и библиотек в среднем оценивается в 1,9 раза.

Однако с 2009г. наметилась тенденция спроса на услуги данных учреждений культуры, что связано с некоторым улучшением благосостояния населения. Так, в 2012г. посещаемость театров возросла по сравнению с 2009г. на 2,2 млн. чел., посещаемость музеев – на 5,9 млн. чел., посещаемость библиотек – на 0,9 млн. чел. (табл.1).

В России предпочтения населения, касающиеся проведения культурного досуга, возросли в отношении услуг музеев. Если в 2000 г. посещаемость музеев превышала посещаемость театров всего в 1,4 раза, то в 2011 г. – в 2,4 раза. Данные изменения связаны с реализацией новых требований и желаний населения, а также с переориентацией политики учреждений культуры. За последнее десятилетие произошло переосмысление роли музеев, их влияния на развитие различных отраслей экономики и страны в целом. Если в 1990-е годы задачи музеев ограничивались сохранением и изучением памятников культуры и искусства, то в 2000-е годы музеи превратились в культурно-образовательные, досуговые и информационные центры общественной жизни.

Уровень предложения  услуг организаций культуры в  России оценивался с помощью числа учреждений культуры (театров, музеев и библиотек), а также объемов предоставляемых ими услуг. Анализ количества организаций культуры в России с 2000 по 2012 гг. показал, что на всем протяжении исследуемого периода прослеживается постоянная тенденция к росту числа музеев и театров (табл.2). Количество театров за 2000 – 2012 гг. возросло в 1,6 раза, и в 2012 г. на территории России действовал 541 театр по сравнению с 338 в 2000 г. Значительно возросло и число музеев (более чем в 2 раза), достигшее в 2012 г. 1998 ед. по сравнению с 964 в 2000 г. Противоположная ситуация имеет место с динамикой числа библиотек: их количество сократилось за рассматриваемый период в 1,2 раза и составило в 2012 г. 50,8 тыс. по сравнению с 62,7 в 2000 г.

Таблица 2

Количество  организаций культуры в России

 

Организации культуры

Количество  организаций культуры, ед.

1990

1995

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Театры 

340

382

460

470

489

506

523

539

541

Музеи

964

1315

1547

1725

1814

1871

1942

1979

1998

Библиотеки

627

626

548

544

535

529

522

514

508


 

Однако анализ предложения услуг организаций  культуры на основе объемов оказываемых  ими услуг дает совершенно другие результаты.

Так, несмотря на постоянный рост числа театров и  музеев с 2000 по 2012 гг., общее количество спектаклей сократилось с 146 тыс. в 2000 г. до 110 тыс. в 2012 г., т.е. в 1,3 раза; число ежегодных выставок в музеях уменьшилось с 25,7 тыс. в 2000 г. до 23,6 в 2012 г., т.е. в 1,1 раза. Это свидетельствует о том, что в целом объем предложения услуг театров и музеев снизился. Сокращение числа библиотек сопровождалось также снижением количества поступающей в них литературы с 781 млн. ед. в 2000 г. до 524 млн. ед. в 2012 г., т.е. в 1,5 раза.

На основе приведенных  данных можно говорить об общей тенденции  сокращения предложения услуг организаций культуры на российском рынке в среднем в 1,3 раза.

Для российской сферы культуры характерно несоответствие объемов спроса и предложения  услуг организаций культуры. Так, сокращение спроса на услуги музеев и  театров за 2000 – 2012 гг. (в 1,9 раза) в полтора раза превышало снижение объема предложения (в 1,3 раза), что создало диспропорции на рынке – избыток предложения при недостаточном объеме спроса. В результате, российский рынок культурных услуг характеризовался неравновесным состоянием.

На уровне учреждений культуры в России также произошли существенные изменения за исследуемый период. Средняя нагрузка посещаемости музея сократилась с 107,7 тыс. чел. в 2000 г. до 36,4 тыс. чел. в 2012 г., т.е. почти в три раза, а средняя нагрузка посещаемости театра уменьшилась почти в 4 раза – с 215,7 тыс. чел. в 2000 г. до 55,1 тыс. чел. в 2012 г. (табл.3). Это вызвано, с одной стороны, снижением спроса на услуги музеев и театров и, с другой стороны, ростом числа данных организаций культуры. Анализ статистических данных показал, что в России за период 2000 –2012 гг. отмечалось непропорциональное сокращение объемов спроса (в 1,9 раз) и предложения (в 1,3 раза) услуг организаций культуры, что создало серьезные диспропорции на рынке.

Таблица 3

 

Средняя нагрузка посещаемости учреждений культуры

 

Учреждение культуры

Потребление услуг  организаций культуры, млн. чел

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2010

2012

Театр

215,7

145,5

75,2

67,2

59,5

54,7

52,8

54,4

55,1

Музей

107,7

109,5

40,4

43,7

38

37,2

34,4

36,5

36,4


 

Неравновесное состояние российского рынка культурных услуг привело к ухудшению экономического положения отечественных учреждений культуры и потребовало от них привлечения внебюджетных источников финансирования.

Сеть учреждений культуры клубного типа на территории Алтайского края в 2012 году составила 1227  единиц, что на 6 учреждений меньше, чем в 2011 году. Закрыты сельские учреждения культуры в Залесовском, Красногорском, Локтевском, Усть-Калманском (2) районах, в городском округе г. Славгороде (2); Центр немецкой культуры Суетского района стал  структурным подразделением   МБУК «Культурно-досуговый центр». По требованию населения открыты два учреждения культуры — в Калманском и Павловском районах.

Процесс оптимизации, реорганизации культурно-досуговых  учреждений  края продолжается. Так, в течение 2012 года произошло объединение сельских культурно-досуговых учреждений Топчихинского района на базе МБУК «Топчихинский ЦДК». В Алейском районе КДЦ  ликвидированы как юридические лица: ДК, СК, библиотеки вошли в состав сельских советов структурными подразделениями.

На 01.01.2013 г. обеспеченность Алтайского края муниципальными клубными учреждениями составляет 108 % (в сельских районах – 113 %, в городах – 43 %). В полное соответствие с социальными  нормативами приведено число клубных учреждений в Алейском, Баевском, Быстроистокском, Волчихинском, Зональном, Ключевском, Косихинском, Кытмановском, Мамонтовском, Ребрихинском, Советском, Солтонском, Тюменцевском, Усть-Пристанском, Целинном районах.   Избыточная сеть  клубных учреждений сохраняется в Красногорском (144 %), Немецком национальном (145 %), Рубцовском (164 %), Третьяковском (170 %) районах.

Из общего числа  учреждений 687 (55,9 %) являются юридическими лицами (351 самостоятельное юридическое лицо и 336 филиалов), из них 332 казённых и 338 бюджетных учреждений культуры, у остальных статус не определён. В составе культурно-досуговых учреждений работают 303 учреждения, занимающихся библиотечной деятельностью, 9 – музейной деятельностью; 3 парка культуры и отдыха, 94 учреждения 28 районов осуществляют кинопоказ.

В крае работают  40 межпоселенческих, районных, центральных  Домов культуры, являющихся методическими  центрами для сельских учреждений культуры, 10 информационно-методических, координационно-методических центров, 21 городской Дом культуры, 681 сельский Дом культуры, 457 сельских клубов, 10 автоклубов и агитбригад, 5 центров немецкой культуры, 2 этнокультурных центра, 1 парк – филиал ГДК, 2 парка — в составе межпоселенческих КДУ. 

Поскольку формирование спроса на услуги категория, не существующая обособленно от других бизнес процессов организации, важно рассмотрение и других категорий, которые способны взаимодействовать и изменять сам спрос на товары и услуги. К таковым можно отнести конкурентоспособность услуги.

Под конкуренцией, исходя из позиций Х. Маккея и М.Х. Мескона, понимается соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров [27, с.116].

Множество авторов, например, В.Д. Маркова, отмечают, что  по аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере услуг включает функциональную, видовую и маркетинговую конкуренцию [29, с.97].

Функциональная  конкуренция является следствием того, что любую потребность, в принципе, можно удовлетворить различными способами. Например, потребность в получении социально-культурных услуг может быть удовлетворена театром, клубом, развлекательным агентством и т.п. Эти организации выступают на рынке услуг в качестве функциональных конкурентов и соперничают между собой в области привлечения большего числа потребителей.

Видовая конкуренция  характеризует наличие услуг  одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством  или свойствами. Видовыми конкурентам, являются, например, клубы и рестораны, или театр и музкомедия и т.п. Признаками, позволяющими рассматривать эти организации как конкурентов, могут быть различия в программах и методиках социально-культурных мероприятий, их содержания, в обеспеченности высококвалифицированными кадрами, оборудованием, другими услугами и т.п. [34, с.57].

Маркетинговая конкуренция, называемая иногда межфирменной или предметной, возникает в случае малосущественных отличий между  услугами, предоставляемыми различными предприятиями сферы услуг, или при полной идентичности услуг. Обращаясь к сфере культуры и досуг, можно заметить проявление маркетинговой конкуренции между аналогичными организациями, расположенными в разных городах, или специализированными организациями, использующими идентичные программы, методы, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации.

Организация производства большинства услуг, не требует столь  значительных инвестиций, как на товарном рынке, и может быть осуществлена в более короткие сроки. Поэтому уровень конкуренции на рынке услуг обычно высок, а число конкурирующих предприятий значительно превышает аналогичный показатель по товарному рынку. Конкурентная среда имеет мелкодисперсный характер и включает множество небольших предприятий, способных быстро адаптироваться к изменению спроса и своевременно обновлять свой ассортиментный ряд. Эти обстоятельства важно учитывать при выборе методов конкуренции.

Информация о работе Разработка стратегии формирования спроса на услуги организации социально-культурной сферы