Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 07:16, дипломная работа
Актуальность. В современных экономических исследованиях социальной сфере уделяется все больше внимание. Это объясняется происходящими в России экономическими преобразованиями, связанными с процессами трансформации социальной сферы в рыночный сектор экономики, сопровождающимися разгосударствлением и экономической либерализацией деятельности ее отраслей. Усиление глобализации и проблемы повышения конкурентоспособности экономики оказывают давление на бюджеты государственных расходов, что приводит к сокращению средств, выделяемых на социально-культурную сферу.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования спроса и предложения на услуги организаций социально-культурной сферы
Теоретико-методологический анализ современных подходов к исследованию проблемы формирования спроса как важнейшего составляющего комплекса маркетинга
Особенности формирования спроса и оценка конкурентоспособности услуг в социально-культурной сфере
Выводы по первой главе
Глава 2. Анализ проблемы и разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
2.1. Характеристика деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
2.2. Маркетинговые исследования деятельности инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
2.3. Разработка программы стратегии формирования спроса на услуги инновационного учебно-методического концертно-продюсерского центра
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Таким образом, в маркетинге категория «спрос» имеет более широкое понимание, чем в экономике. Для маркетолога важны все перечисленные виды спроса. В то же время спрос – величина весьма переменчивая и труднопредсказуемая. Иногда он внезапно возникает и также неожиданно прекращается. В других случаях он стабилен годами и даже десятилетиями. Подчас потребитель и сам достаточно определенно не может сказать, что ему нужно, на что он готов предъявить спрос.
Нередко производителю приходится разгадывать загадку спроса и предлагать рынку именно тот продукт, который он интуитивно ожидает. Товар должен оказаться таким, каким его готов купить потребитель. Для того чтобы выявить спрос и управлять им, компании-производители организации изучают психологические и поведенческие основы спроса, т.е. потребности и мотивы (рис.1).
Рисунок 1.
Человек и его потребности
Потребность – это осознаваемая индивидом нужда в чем-либо. Каждый отдельно взятый человек начинает действовать в определенном направлении потому, что хотел бы удовлетворить какие-либо свои потребности. Причем потребности, как видно из рисунка, подразделяются на существующие (осознаваемые или неосознаваемые индивидом) и будущие потребности, которые вскоре появятся в результате развития рынков или целенаправленного формирования спроса кем-либо.
Природа человека такова, что вначале удовлетворяются наиболее насущные, первоочередные потребности – в пище, одежде, жилье. Затем индивид стремится удовлетворить потребности более высокого уровня – в безопасности, уважении, в самореализации, в принадлежности к какой-либо социальной группе.
Но наряду с этими «понятными» потребностями на человеческую психику действуют комплексные причины, которые получили название мотивов. Именно они подталкивают потребителей к тому, чтобы что-то предпринять, купить, куда-то пойти. То есть мотивация, лежащая в основе поведения потребителя, является результатом постоянного взаимовлияния определенного комплекса сознательных и бессознательных, чувственных, интеллектуальных, а также культурных и физиологических потребностей. Мотивы при этом довольно разнообразны по своей направленности – одни из них побуждают людей к созидательной, конструктивной деятельности, другие – напротив, проявляются в агрессивных и разрушительных действиях.
Таким образом, мотивы поведения носят сложный характер взаимодействия рационального мышления и бессознательных побудительных причин, вследствие чего индивид иногда и сам не может достаточно аргументировано объяснить, почему он поступил именно таким образом. Следовательно, истинные причины получения услуги не всегда носят осознанный характер.
Первостепенным для руководител
В теории микроэкономики спросу посвящены теория спроса и предложения, теория эластичности спроса и предложения, теория потребительского выбора и вся микроэкономика иначе называется теорией цен. Однако здесь необходимо выделение из всего многообразия вопросов, связанных со спросом, только тех, что определяют виды формирования спроса и факторы воздействия на него, с тем, чтобы продемонстрировать реальность и необходимость их использования как инструментов управления [, с.91].
К примеру, под формированием спроса Б.А. Райзберг, понимает целенаправленные действия со стороны продавцов, экспортеров товара, маркетинговые усилия фирм и предпринимателей, проводимые в интересах возбуждения, повышения спроса потенциальных покупателей, потребителей на определенный товар. Основным инструментом формирования спроса служит реклама, информирование потребителя о новом для него товаре [, с.401].
Ф. Котлер же не
выделяет конкретного понятия
Таким образом, формирование спроса связано со множеством признаков, которые дают обширную, многоаспектную характеристику самого понятия «формирование спроса» и его содержания. В приложении А представлена классификация видов формирования спроса по ряду признаков, которые характерны для любого предприятия (с их конкретизацией для социально-культурных организаций), проанализированная и составленная из позиций различных авторов по отношению к классификации формирования спроса (О.С. Виханского, М.Х. Мескона, Р.А. Фатхутдинова и пр.).
Формирование спроса в системе маркетинга осуществляется с помощью следующих методов:
Субъективные методы – это процессы, используемые при формировании прогноза, где изложены в явной форме и неотделимы от лица, дающего прогноз.
Объективные методы - это процессы прогнозирования, которые четко сформулированы и могут быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно приведут к формулировке такого же прогноза.
Наивные методы - когда прогноз формируется на базе наблюдений за прошлой эволюцией исследуемой переменной (например, уровень первичного спроса), без учета в явной форме основных движущихся факторов.
Причинно-следственные (казуальные) методы – это когда факторы, определяющие спрос, идентифицированы, и их вероятные будущие значения спрогнозированы; из них выводится вероятное значение спроса, при условии реализации принятого сценария.
Экспертные суждения - когда прогноз опирается не на объективные данные, а скорее на мнение менеджера или потребителя. Достоинства: возможность обмена и противопоставлении идей.
Различают: -суждения менеджеров; -метод Дельфи; -оценки торгового персонала; -изучение намерений покупателей;
Суждения менеджеров: прогноз основывается на видении, интуиции, воображении и опыте того, кто его формулирует. Менеджера просят дать по возможности точную оценку исходя из имеющейся у него информации, с указанием, например в форме вероятностных показателей, степени точности или его уверенности в своих оценках. Недостатки метода: достоверность прогноза зависит от опыта и интуиции лица, формулирующего прогноз.
Метод Дельфи - приглашенная фирмой группа экспертов из 10-15 человек (экономистов, торговых и научных работников, разработчиков товара, представителей поставщиков) действуют по алгоритму: формулировка задачи → выявление мнения каждого из эксперта (чаще всего при помощи анкет или компьютерно-телефонной связи) → выявление преобладающего мнения → выявление крайних суждений → исследование причин расхождений → информирование каждого эксперта о мнениях других экспертов → анализа экспертами этой информации и переоценка или сохранение своего прежнего мнения → выявление преобладающего мнения и т.д. вновь по «кругу». Обычно требуется 3-4 раунда такой работы, чтобы в ее результате был создан прогноз вероятного будущего фирмы и/или ее товара, определены имеющиеся возможности и подстерегающие опасности. Недостатки метода: трудоемок, требует значительных средств.
Метод оценки торгового
персонала заключается в
Изучение намерений покупателей – производится прямой опрос покупателей об их планах на покупки в течение определенного периода. Намерения совершить покупку могут рассматриваться на двух уровнях: на общем и на уровне определенной товарной категории. На общем уровне оценивается настроение или степень уверенности потребителей, их представления о благосостоянии и их намерения получить услугу. Применительно к рынку услуг социально-культурной сферы задаются вопросы состояния портфелей заказов и оказания услуг, уровня занятости, инвестиционных намерений и т.д. На более конкретном уровне категорий услуг организации регулярно организуют опросы относительно вероятности получения услуги социально-культурной сферы, особенно при проведении тестов на принятие новых концепций услуг. Недостатки метода: намерения потребителей о потреблении услуги колеблются под воздействием ряда факторов (появление на рынке услуг-новинок, усилении рекламной активности конкурентов, экономическая и политическая нестабильность в стране, регулярность получаемых доходов и т.д.).
Эвристические и экстраполяционные методы - основаны на анализе предшествующего опыта или на более или менее сложной экстраполяции данных о прошлых продажах. Достоинства: прогноз опирается на объективную маркетинговую информацию. Различают:
- метод цепочки отношений;
- индикатор покупательной способности;
- анализ и декомпозиция трендов;
- метод экспоненциального сглаживания;
Метод цепочки отношений - исходит из числа потребляющих единиц (n) и предполагает оптимальный уровень (q) использования услуги каждой потребляющей единицей. Метод цепочки отношений предполагает последовательную декомпозицию абсолютного потенциала рынка вплоть до нахождения оценки спроса на конкретную услугу или марку. Недостатки метода: затруднен выбор соответствующих долей, если отсутствуют их точные оценки на базе исследований рынка; погрешность расчетов по каждому множителю переносится на каждый следующий уровень и на итоговый результат. Рекомендуется использовать несколько вероятных значений, и получать не одну оценку, а их диапазон.
Индикатор покупательской способности – основан на измерении привлекательности рынка по средневзвешенному значению трех ключевых компонентов любого потенциала рынка, т.е. количества потребляющих единиц; покупательской способности этих потребляющих единиц; готовности этих потребляющих единиц к расходам. Статистические индикаторы этих трех переменных определяются для избранной территориальной базы (страна, область, район, город), после чего определяется средневзвешенный индекс для каждой зоны. Существует два подхода: использовать стандартный индекс покупательской способности (ИПС), который предлагают организации по изучению рынка, или построить индекс специально для анализируемого сектора или гаммы услуг социально-культурной сферы.
Стандартные ИПС включают в себя три индикатора:
ИПС i = 0.50(Ni) + 0.30(Ri) + 0.20(Vi),
где N - % общего числа жителей данной зоны i,
R - % общего дохода в зоне i,
V - % оказания услуг в зоне i.
Недостатки метода: трудоемок, требует точного определения весовых коэффициентов.
Анализ и декомпозиция трендов – раскладывает временной ряд оказания услуг на главные компоненты, измеряет эволюцию каждой составляющей в прошлом и осуществляет ее экстраполяцию на будущее. В основе метода лежит идея стабильности причинно-следственных связей и регулярность эволюции факторов среды, что делает возможным использование экстраполяции. Метод состоит в разложении временного ряда на пять компонент:
- структурная компонента,
или долгосрочный тренд,
-циклическая компонента, соответствующая колебаниям относительно долгосрочного тренда под воздействием среднесрочных флуктуаций экономической активности;
-сезонная компонента,
или краткосрочные периодически
-маркетинговая компонента, связанная с действиями по продвижению услуги, временными снижениями цен и т.п.;
-случайная компонента,
отражающая совокупное
Для каждой компоненты рассчитывается параметр, основанный на наблюдаемых закономерностях: долгосрочном темпе прироста продаж, конъюнктурных флуктуациях, сезонных коэффициентах, специфичных факторах (экспозиции, мероприятия по стимулированию сбыта и т.п.). Затем эти параметры используются для составления прогноза. Недостатки метода: достоверен только краткосрочный прогноз, в течение которого характеристики изучаемого явления существенно не изменятся.
Метод экспоненциального сглаживания – используется для краткосрочного прогноза и основан на средневзвешенном значении оказания услуг по определенному числу прошедших периодов. Прогнозное значение рассчитывается по формуле:
Qt =a * Qt + (1 - a) * Qt-1 , где
Qt - сглаженный объем услуг в текущем периоде;
a - константа сглаживания;
Qt - объем услуг в период t;
Qt-1 - сглаженный объем услуг для периода t-1.
Константа сглаживания выбирается аналитиком интерактивным способом в интервале от 0 до 1. Ее значение мало при малых изменениях оказаний услуг и приближается к 1 в случае сильных флуктациях. Существуют компьютерные программы определения этой константы. Недостатки метода: не позволяют предсказать эволюцию спроса, поскольку неспособны предвидеть какие-то «поворотные точки». Они лишь быстро учитывают уже прошедшие изменения.