Разработка маркетингового исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Оглавление

Глава 1. Концептуальные основы проведения маркетингового исследования как источника получения информации………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы проведения маркетингового исследования…...6
1.2 Разработка плана маркетингового исследования на предприятии:
этапы, технологии, методология анализа …………………………….10
1.3 Виды маркетинговой информации и источники ее получения……..17
Глава 2. Анализ маркетингового исследования продукции на заводе полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»…………………………………22
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО
«Нижнекамскнефтехим»……………………………………………….22
2.2 Маркетинговое исследование продукции завода полистиролов на
внутреннем и внешнем рынках………………………………………..28
2.3 Анализ качества продукции полистиролов ОАО
«Нижнекамскнефтехим»………………………………………………35
Глава 3. Перспективы развития управления маркетинга и качества продукции полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»…………………………………41
3.1 Внедрение новых моделей управления качеством на российских
предприятиях………………………………………………………….41
3.2 Основные пути направленные на улучшение качества продукции
полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..58
Приложение………………………………………………………………………60

Файлы: 1 файл

РАЗРАБОТКА МРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

9) затраты, не  учтенные где-либо еще – заработная плата секретарей и служащих, организационные расходы и т.п., которые непосредственно связаны с предупредительными мероприятиями;

-затраты на  контроль:

1) проверки и  испытания – оплата работ инспекторов  и испытательного персонала, при  плановых проверках производственных операций (повторные проверки отбракованных элементов, их испытания, сортировки и т.д. не включается);

2) проверки и  испытания поставляемых материалов  – оплата работ инспекторов  и испытательного персонала, связанных  с закупленными у поставщиков материалами, включая инспекторов и служащих различного уровня; затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов; затраты, связанные с работой инспекторов и испытательного персонала, проводящих оценку материалов на производстве поставщика;

3) материалы  для тестирования и проверок  – стоимость расходных материалов, используемых при контроле и  испытаниях; стоимость материалов, образцов и т.п., подвергнутых  разрушающему контролю (стоимость  испытательного оборудования не включается);

4) контроль процесса  – оплата труда персонала,  не подчиняющегося управляющему  по качеству, выполняющего контроль  и испытания на производственных  линиях;

5) прием продукции  заказчиков – затраты на запуск  и тестирование готовой продукции на производстве для сдачи ее заказчику перед поставкой; затраты на приемочные испытания продукции у заказчика до ее сдачи;

6) проверка сырья  и запасных частей – затраты  на контроль и испытание сырья,  запасных частей и т.п., связанные  с изменениями технических требований проекта, чрезмерным временем хранения или неуверенностью, вызванной другими проблемами;

7) аудит продукта  – затраты на проведение аудита  качества технологических операций  либо в процессе производства, либо по конечному продукту; затраты на все испытания на надежность, проводимых на произведенных изделиях; затраты на подтверждение качества продукта внешними органами, такими как страховые компании, правительственные агенты и т.д.

-внутренние  затраты на дефект:

1) отходы –  стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз (ликвидационная стоимость отходов производства, стоимость отходов, вызванных перепроизводством, моральным устареванием продукции или изменением конструкции по требованию заказчика не учитывается);

2) переделки  и ремонт – затраты, возникшие  при восстановлении изделий (материалов) до соответствия требованиям  по качеству по средством либо  переделки, либо ремонта, либо  и тем и другим; затраты на  повторное тестирование и инспекции после переделок или ремонта;

3) анализ потерь  – затраты на определение причин  возникших несоответствий требованиям  по качеству;

4) взаимные уступки  – затраты на допуск к применению  тех материалов, которые не отвечают  техническим требованиям;

5) снижение сорта – затраты, возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию, которая не отвечает первоначальным техническим требованиям;

6) отходы и  переделки, возникшие по вине  поставщиков – затраты, понесенные  в том случае, когда после получения  от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались не годными;

-внешние затраты  на дефект:

1) продукция  не принятая потребителем –  затраты на выявление причин  отказа заказчика принять продукцию;  затраты на переделки, ремонт  или замену не принятой продукции;

2) гарантийные  обязательства – затраты на  замену неудовлетворительной продукции  в течении гарантийного периода;  затраты, вовлеченные в сервисные  службы для коррекции продукции  и восстановления удовлетворенности  потребителя;

3) жалобы –  затраты, вовлеченные в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество продукции; затраты, привлеченные для восстановления удовлетворенности потребителя; затраты на юридические споры и выплаты компенсаций.

К сожалению  на заводе, как и на всем Объединении, затраты на качество не выделяются в отдельную статью и отсутствует какая-либо система учета затрат на качество. Но затраты есть, они существуют. Тем более, что на заводе внедрены и функционируют международные стандарты ИСО 9001: 2000 и ИСО 14001: 2004.

Из большого количества затрат на качество, на данном заводе, выделю следующее:

-затраты на  планирование системы качества (ежегодно  в ПТО инженером по качеству  разрабатывается план работ по  обеспечению стабильности качества  продукции завода);

-затраты, связанные с внедрением программ улучшения, наблюдением за ними и составлением отчетов;

-затраты, связанные  с обслуживанием и калибровкой  всего оборудования (приборов), технологической  оснастки, приспособлений, шаблонов  и образцов, имеющих прямое отношение к качеству продукции;

-затраты на  оценку потенциальных поставщиков  и техническую подготовку проверок  и испытаний материалов перед  заключением договоров поставки (на заводе проводится проверка  качества поставляемых мешков  для расфасовки кондиционного  полистирола);

-затраты связанные  с аудитом системы качества  – затраты на внутренний и  внешний аудит; затраты на аудит  системы качества потребителем, его агентом или другим уполномоченным  органом (некоторые потребители,  хотят лично удостоверится в  функционировании системы качества);

-затраты на  внедрение, развитие и функционирование  программы обучение персонала  всех уровней вопросам качества (на заводе проводятся занятия  и собрания, где персонал повышает  и приобретает дополнительные  знания в области качества);

-затраты на лабораторные испытания (входной контроль сырья, проверка готовой продукции перед расфасовкой и отгрузкой, а также анализы во время процесса);

-оплата труда  персонала, непосредственно связанных  с обеспечением качества продукции  (инженер по качеству);

-затраты, вовлеченные  в исследование причин возникновения  жалоб потребителей на качество  продукции (анализ претензий).

Хотим отметить, что еще при строительстве  первой очереди завода, были вложены  немалые денежные средства для получения  в будущем высококачественной продукции. Так, была закуплена японская система управления производством CENTUM CS 1000 фирмы «Иокогава», а на строительство и оборудование лаборатории потрачено 60 млн. рублей.

При строительстве  второй очереди были учтены жалобы потребителей и закуплены: система пылеудаления, система автоматического формирования паллетов стоимостью 17 800 тыс. рублей, «блендеры», стоимостью 6 700 тыс. рублей, используемые для усреднения показателя текучести расплава и позволяющие поле полно удовлетворить требованиям потребителей.

Так же во время  строительства второй очереди были проведены работы, позволяющие использовать емкости второй очереди для производства полистирола на первой очереди, и  наоборот. В результате, появилась  возможность увеличить время  растворения каучуков, что в итоге позволяет улучшить качественные характеристики полистирола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

       Таким образом, на основании  изученной литературы целесообразно  сделать вывод, что принципиальной  особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа внутренней и внешней текущей информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование – комплексное понятие, которое включает все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом.

        Система маркетинговой информации  – постоянно действующая система  взаимосвязи людей, оборудования  и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

       Система маркетинговой информации  включает в себя четыре подсистемы:

- систему внутренней отчетности;

- систему сбора внешней текущей маркетинговой информации;

- систему маркетинговых исследований;

- систему анализа маркетинговой информации.

       Маркетинговое исследование необходимо  проводить для  снижения степени  неопределённости, с которой сталкиваются  специалисты и руководители фирм  при принятии управленческих  решений. Однако следует принять  во внимание, что  полностью устранить неопределённость невозможно.

       Для получения необходимой информации  по приемлемой цене необходимо  хорошо знать специфику и технологию  проведения маркетинговых исследований. К исследованию целесообразно  привлекать высококвалифицированных специалистов, так  в противном случае возможно получение ненужной, излишней  информации и (или) возникновение неоправданных затрат на проведение исследования.

В настоящее  время маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

Маркетинговый анализ предполагает определение и  оценку рынков предприятия и внешней  среды маркетинга с целью выявления  привлекательных возможностей, обнаружения  трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый  анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации.

 ОАО «Нижнекамскнефтехим» - компания, ведущая деятельность в различных отраслях экономики. Выработанная в компании стратегия развития предприятия, занимающего ведущее положение в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан, является гарантией дальнейшей успешной работы ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Выбранный путь регулярно влечет за собой возрастание  вклада компании в развитие города Нижнекамска, экономики Республики Татарстан и Российской Федерации.

 ОАО «Нижнекамскнефтехим»  является рентабельным предприятием. Благодаря увеличению выручки  на 9014,5 млн.руб. произошел рост  производительности труда на 528 тыс.руб.  Компания поставляет свою продукцию на рынки Российской Федерации, Республики Татарстан, существенная часть идет на экспорт.

Проведенный анализ на заводе полистирол ОАО «Нижнекамскнефтехим» показал, что существующая система менеджмента качества соответствует международным стандартам. Эффективное функционирование системы менеджмента качества позволило:

      -  устранить простои из-за несвоевременной поставки сырья или возврата изготовителю по причине низкого качества;

      - снизить количество брака выпускаемой продукции,

       -  повысить стабильность показателя сортности,

- снизить рекламаций;

- увеличить реализацию продукции и доли экспорта в общем объеме реализованной продукции;

- снизить количество дефектных единиц продукции.

Для дальнейшего  повышения качества продукции, наряду с применением стандартов ИСО серии 9001, на ОАО «Нижнекамскнефтехим» необходимо также внедрять систему всеобщего управления качеством продукции - TQM.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Ассэль Генри Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов / Генри Ассоль. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 804 с.
  2. Башкирова Е.И. Тестирование продукта в маркетинговых исследованиях / Е. И. Башкирова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – №6.- С.32-37.
  3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие / И. К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 320 с.
  4. Березин И. С. Маркетинг и исследование рынка / И. С. Березин. -  М.: Русская Деловая Литература, 2007. - 416 с.
  5. Богданов А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии: Учебное пособие / А.И. Богданов. - М.: ИНФРА-М,2003.-298с.
  6. Годин А.М. Маркетинг : учебник / А.М. Годин. – М. : Дашков и К*, - 2009. – 265 c.   
  7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М.: «Финпресс», 2008.- 464 с.
  8. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд // Маркетинг. – 2010. -  № 6. - С. 19-23.
  9. Диксон Питер Р. Управление маркетингом / Диксон Питер Р. - М.: БИНОМ, 2006. – 315 с.
  10. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие / В. И. Дорошев.-М.: ИНФРА-М, 2008.-285 с.
  11. Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия / В. Дуфала // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - №1. – С. 56-63.
  12. Еремин В.М. Маркетинг: основы и маркетинг информации : Учебник для вузов / В.М. Еремин. – М. : КноРус, 2007. – 565 с.
  13. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг / П. С.  Завьялов, В.Е. Демидов. -  М.: Экономика,2008. – 322 с.
  14. Ильиных Ю.М. Система менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности продукции  нефтехимического производства / Ю.М. Ильиных // Экономика и эффективность организации производства. Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции. Выпуск 9. - Брянск: БГИТА, 2011. – 275 с.
  15. Качалов В.А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК»? // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 1. – С. 18-24.
  16. Котлер Ф.  Основы маркетинга : Учебник / Ф. Котлер. -  СПб. : Нева, 2006. – 500 с.
  17. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру : Как создать, завоевать и удержать рынок : Учебное пособие / Ф. Котлер. – М. : Альпина, 2006. – 590 с.
  18. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Учебник / И.И. Кретов. - М.: Финстатинформ,2007. - 155.
  19. Курынцев С.В. Формирование системы управления качеством продукции на промышленном предприятии как основа повышения ее конкурентоспособности: автореф. канд. экон. наук / С.В. Курынцев. – Казань, 2012. – 26 с.
  20. Лебедев О.Т. Основы маркетинга : Учебник / О.Т. Лебедева, Т.Ю. Филиппова. – М. : Финансы и статистика, 2006. – 159 с.
  21. Нижнекамскнефтехим. Открытое акционерное общество. О компании // http://www.nknh.ru/ 2011-06/30
  22. Нижнекамскнефтехим. Открытое акционерное общество. Финансовая информация. Годовой отчет ОАО Нижнекамскнефтехим // http://www.nknh.ru/year_rep.asp/ 2011-06/30
  23. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. - 260 с.

Информация о работе Разработка маркетингового исследования