Разработка маркетингового исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Оглавление

Глава 1. Концептуальные основы проведения маркетингового исследования как источника получения информации………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы проведения маркетингового исследования…...6
1.2 Разработка плана маркетингового исследования на предприятии:
этапы, технологии, методология анализа …………………………….10
1.3 Виды маркетинговой информации и источники ее получения……..17
Глава 2. Анализ маркетингового исследования продукции на заводе полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»…………………………………22
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО
«Нижнекамскнефтехим»……………………………………………….22
2.2 Маркетинговое исследование продукции завода полистиролов на
внутреннем и внешнем рынках………………………………………..28
2.3 Анализ качества продукции полистиролов ОАО
«Нижнекамскнефтехим»………………………………………………35
Глава 3. Перспективы развития управления маркетинга и качества продукции полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»…………………………………41
3.1 Внедрение новых моделей управления качеством на российских
предприятиях………………………………………………………….41
3.2 Основные пути направленные на улучшение качества продукции
полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..58
Приложение………………………………………………………………………60

Файлы: 1 файл

РАЗРАБОТКА МРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Технико-экономические показатели деятельности ОАО

                    «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 гг.

 

Наименование

Ед. изм.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1.

Товарная продукция  в действующих ценах

млн. руб.

70092,8

57291,6

90487,3

2.

Рост (падение) к предыдущему году

%

106,4

100,6

113,8

3.

Реализация  продукции 

млн. руб.

69249,7

59134,1

92486,1

 

в том числе  экспорт

млн. руб.

37102,4

30976,6

46903,9

4.

Численность всего

чел.

18892

17343

17086

5.

Среднемесячная  зарплата всего

руб.

22518

21971

27087


  Источник: Нижнекамскнефтехим. Открытое акционерное общество. О компании // http://www.nknh.ru/ 2011-06/30

 

 

Величина чистых активов по итогам 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. выросла на 7 139 млн. рублей, так как произошел рост собственного капитала на 7 042,4 млн.руб.

Рассмотрим  показатели финансово-экономической  деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 гг. в таблице 2 (см. Приложение 1).

Снижение показателя «отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам» на 33,7% обусловлено ростом собственного капитала на 7 042,4 млн.руб. и снижением привлеченных средств на 5 228,4 млн.руб.

Снижение краткосрочных  заемных средств на 3 395,8 млн.руб. и увеличение собственного капитала привели к снижению показателя «отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам» на 21,24%.

Изменение показателя «покрытие платежей по обслуживанию долгов» на 132,68% с 24,79% до 157,47% объясняется ростом чистой прибыли на 6 750 млн.руб. и снижением суммы выплат по кредитам на 7 238,1 млн.руб.

Причины снижения кредитной нагрузки:

- уменьшение  размера привлеченных средств.  На протяжении ряда лет осуществлялось финансирование модернизации производства;

- в 2009 году курсы доллара США и Евро были выше, что удорожало валютные кредиты.

Скорость оборота  дебиторской задолженности выросла  с 10,9 до 14,4 раз за период ( сократилась  с 33,6 до 25,4 дней), так как выручка  выросла на 34 145  млн.руб.

Показатель  «производительность труда» вырос на 2 050,7 тыс.руб. благодаря росту выручки на 34 145 млн.руб. и снижению среднесписочной численности на 257 чел.

Показатель  «амортизация к объему выручки» снизился на 1,6% вследствие роста выручки на 34 145 млн.руб.

Стоимость чистых активов на 31.03.2010 составляет 39 458,8 млн.руб., что на 9 115,7 млн.руб. больше 1 квартала 2010 года. Причина изменения - рост нераспределенной прибыли на 9 020,8 млн.руб.

Рост собственного капитала на 9 019,1 млн.руб. и снижение привлеченных средств на 2 580,5 млн.руб. привели к снижению показателя  «отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам» на 28,13%.

Увеличение  собственного капитала привело к снижению коэффициента «отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам» на 2,47%.

По итогам 1 квартала 2010г. по сравнению с 1 кварталом 2011г. произошло увеличение показателя «покрытие платежей по обслуживанию долгов» с 100,21% до 1519,44%. вследствие резкого сокращения суммы выплаченного кредитного долга в отчетном периоде.  Так в 1 квартале 2010 года было уплачено по кредитам  на 1368,7 млн.руб. или почти в 7 раз меньше аналогичного периода 2011 года. Несомненно положительным фактором является снижение показателя «уровень просроченной задолженности» с 5,6%  до 0,91%.

Длительность  оборота дебиторской задолженности сократилась на 1 день и на 31.03.11 составила 27,4 дня (3,3 раза за период).

Прослеживается  увеличение выручки и снижение показателя «амортизация к объему выручки» на 1,1% (с 3,91% до 2,80%).

Согласно финансовой отчетности предприятия, компания поставляет свою продукцию на рынки Российской Федерации, Республики Татарстан, существенная часть идет на экспорт (табл. 3).

 

Таблица 3 - Рынки сбыта основной продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим»

                    за  2011 год

Наименование  продукта

Российская  Федерация, %

Республика  Татарстан, %

Экспорт, %

Каучук СКИ

7,48

26,62

65,90

Каучук БК

3,37

0,35

96,28

Стирол

0,002

0,082

99,91


 

 

Таким образом, имущественное и материальное положение  компании стабильно. ОАО «Нижнекамскнефтехим» является рентабельным предприятием. Благодаря увеличению выручки на 9014,5 млн.руб. произошел рост производительности труда на 528 тыс.руб. Компания поставляет свою продукцию на рынки Российской Федерации, Республики Татарстан, существенная часть идет на экспорт.

 

 

2.2 Маркетинговое  исследование продукции завода полистиролов на

      внутреннем и внешнем рынках

 

ОАО «Нижнекамскнефтехим» занимает лидирующее положение среди  российских производителей и экспортеров  нефтехимической продукции. Практически  вся выпускаемая в ОАО «Нижнекамскнефтехим» продукция пользуется широким спросом на внешнем рынке, многократно превышающим по емкости внутренний рынок. При появлении каких-либо сбоев в работе отечественных потребителей продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» имеется возможность перераспределения товарных потоков ОАО между внешним и внутренним рынками и, таким образом, свести к минимуму отраслевые риски. Это является существенным преимуществом ОАО «Нижнекамскнефтехим» по сравнению с другими российскими предприятиями нефтехимического профиля, имеющими более низкий экспортный потенциал.

Одним из перспективных  направлений предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» - является производство полистирола.

 

Таблица 4 - Динамика выпуска полистирола российскими заводами в период 

                   с 2001 по 2011 годы (тыс. штук)

 

Производство  тыс. тонн

2001

2002

2003

2004

2010

2011

Всего

68,3

90,5

102,5

108,2

270,85

286,008

ОАО«Нижнекамскнефтехим»

       

107,56

134,22

«Салаватнефтеоргсинтез»

39,8

49,5

43,5

49.01

44,12

40,44

«Стайровит  СПб»

       

39,17

43,39

«Омск-Полимер»

5,18

16,35

31,5

28,67

45,14

29,52

«Пластик» (Узловая)

15,3

16,7

19,0

17,2

21,95

23,838

«Ангарский  завод полимеров»

6,6

7,3

7,2

11,6

12,91

14,6

ОАО «Карболит»

1,42

0,7

1,3

1,7

   

 

 

Завод полистиролов является структурным подразделением ОАО «Нижнекамскнефтехим» без права юридического лица и расчетного счета в банке.

История завода «Полистиролов» началась 28 июня 2003 года, когда была введена в эксплуатацию первая очередь  производства с годовым объемом 50 тыс. тонн. А 20 июля 2005 года в ОАО  «Нижнекамскнефтехим» состоялся торжественный пуск второй очереди завода полистиролов (первые гранулы полистирола на второй очереди были получены 30 июня 2004 года) годовой мощностью 50 тысяч тонн в год. С вводом в эксплуатацию данного производства общий годовой выпуск полистиролов на ОАО «Нижнекамскнефтехим» составил 100 тыс. тонн.

Около 50% полистирола, реализуемых торговым представителем ОАО «НКНХ» – ООО «Европластик», идет для производства упаковки, от 20-30% реализуется производителям телевизионной и бытовой техники и 20-30% закупается для производства аудио-видео кассет и дисков.

Основные отечественные  конкуренты завода представлены на рисунке 1. Здесь необходимо отметить, что производственная мощность отечественных производителей указанная в таблице 4, в связи с перебоями поставок сырья, не всегда соответствует реальным возможностям предприятий.

 

 

 

Рисунок 1 – Удельный вес российских заводов в общем выпуске полистирола

                     в 2011 году

 

Таблица 5 - Технико-экономические показатели деятельности завода  

                     полистирол ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 гг

 

Наименование

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011

абсолютное  отклонение

относительное отклонение

2010 к 2009

2011 к 2010

2010 к 2009

2011 к 2010

Выпуск продукции

млн. руб

4449,55

5107,38

5487,19

657,83

379,81

114,78

107,44

Реализация  товарной продукции

млн. руб

4573,17

5192,76

5592,13

619,59

399,37

113,55

107,69

Среднесписочная численность работающих, всего

чел.

366

400

416

34

16

109,29

104,00

Прибыль от продажи

млн. руб.

637,46

538,92

394,78

-98,54

-144,14

84,54

73,25


 

 

Завод полистирол в 20121 году произвел продукцию на 5487,19 млн. рублей, что на 399,37 млн. больше по сравнению с 2010 годом. Прибыль от продажи составила 394,78 млн. рублей в 2011 году (таблица 5).

Предприятие отгрузило  на экспорт 30% выпущенного в 2011 году полистирола. По сравнению с 2010 годом объем экспорта полистирола увеличился на 18% в натуральном выражении, но сократился на 22% в денежном выражении из-за упавших цен на мировом рынке. Основными направлениями поставок стали рынки Беларуси и Украины, Турции, Финляндии и Литвы.

Доля акционерного общества в объеме поставок на глобальный рынок составила 1,4%, а в объеме мирового производства – 1,1%. Производство полистиролов сертифицировано на соответствие международному стандарту системы менеджмента качества ИСО-9001.

Технологию  и оборудование для двух производств поставила фирма «Fina Technolоgy» (США), генеральным проектировщиком стало ОАО «Гипрокаучук» (город Москва), основным подрядчиком – трест «Татспецнижнекамсхимстрой» (город Нижнекамск).

На сегодняшний  день на заводе выпускается 14 основных марок полистиролов (всего же может быть выпущено 24 марки). Официальным торговым представителем и поставщиком Нижнекамского полистирола на российском рынке является ООО «Европластик» (г. Москва), реализующее более 97 % всей продукции, отгружаемой отечественным потребителям. На международном рынке спрос на эту продукцию также достаточно высокий, она поставляется в Польшу, Китай, Турцию, Словению, Белоруссию, Украину.

Ударопрочный  полистирол используется для изготовления игрушек, домашней посуды, структурированной пены, корпусов электроприборов, упаковки для деталей электроники; а полистирол общего назначения применяется в производстве столовых приборов, контейнеров, медицинского и лабораторного оборудования, корпусов офисной оргтехники. Так, полистирол общего назначения 524В предназначен для использования в качестве глянцевого отделочного слоя при соэкструзии (более подробное описание марок приводится ниже). По отзывам предприятий – переработчиков полимерных материалов, протестировавших данную марку в промышленных условиях, новый продукт «Нижнекамскнефтехим» превосходит аналогичные материалы таких зарубежных производителей как «BASF» и «Dow».

Сверхвысокоударопрочный полистирол 945 по механическим свойствам  сопоставим с АБС-пластиком и, по мнению представителей компании «Европластик», может быть использован как более дешевый аналог АБС-пластика.

Как уже отмечалось ранее, на заводе полистирол ОАО «Нижнекамскнефтехим» выпускаются марки полистирола как общего назначения (ПСОН), так и ударопрочного полистирола (УППС). Полистирол общего назначения может выпускаться следующих марок:

Информация о работе Разработка маркетингового исследования