Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:46, реферат
В маркетинге, который призван удовлетворить потребности людей, исследования имеют большое значение, так как в условиях рынка преимущество получают те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
Введение 3
1. Сущность и понятие анкеты при проведении маркетинговых исследований 5
1.1. Понятие анкеты и её структура 5
1.2. Виды анкетирования при проведении маркетингового исследования 7
1.3. Этапы составления опросников 9
2. Оценка эффективности маркетинговых исследований на основе анкетирования 13
Заключение 15
Список литературы 16
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Институт психологии и социологии управления
Кафедра Связей с общественностью
Реферат
по дисциплине Маркетинговые исследования в ССО
Тема: Разработка анкеты маркетингового исследования
Выполнил студент
заочной формы обучения
специальности Связи с общественностью
№ студенческого билета
(зачетной книжки) __ ___________________
(личная подпись)
(инициалы, фамилия)
Проверил преподаватель
(ученая степень, звание)
_________________________
(инициалы, фамилия)
(личная подпись)
Москва – 2012
Оглавление
Введение 3
1. Сущность и понятие анкеты при проведении маркетинговых исследований 5
1.1. Понятие анкеты и её структура 5
1.2. Виды анкетирования при проведении маркетингового исследования 7
1.3. Этапы составления опросников 9
2. Оценка эффективности маркетинговых исследований на основе анкетирования 13
Заключение 15
Список литературы 16
В маркетинге, который призван
удовлетворить потребности
Как правило, потребность в проведении маркетинговых исследований возникает в случаях, когда:
1) фирма не достигла
поставленных маркетинговых
2) фирма уступает позиции конкуренту;
3) фирма собирается
4) фирма готовит новый бизнес-план;
5) любые другие случаи, когда менеджеры затрудняются в выборе действий, или предполагают значительные инвестиции.
Маркетинговые исследования позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределённость при принятии маркетинговых решений. Достаточно часто основной целью маркетинговых исследований является стремление дать адекватную характеристику рыночных процессов и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке.
Обычно маркетинговым исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, маркетинговая среда и так далее.
Результатом маркетинговых
исследований является информация, которая
используется при выборе и реализации
стратегии и тактики
В настоящее время самым
популярным методом сбора первичных
данных является метод опроса. Опрос
является весьма эффективным способом
получения универсальной
Опрос – это метод непосредственного
(интервью) или опосредованного (анкета)
сбора первичной вербальной информации
путём регистрации ответов
Анкетный опрос – один
из основных видов опроса, который
предполагает жёстко фиксированный
порядок конструирования
Особенность анкетного опроса заключается в том, что респондент самостоятельно работает с анкетой, то есть понимает, обдумывает и отвечает на вопрос в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями.
Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки [3, стр. 168].
Структура анкеты выглядит следующим образом:
Часто возникающей в этой части задачей является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:
2) Область, которая заполняется
интервьюером самостоятельно
3) Название предприятия,
адрес, контактный телефон.
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:
В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию.
Открытый вопрос даёт опрашиваемым возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, оставляющую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.
Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить с таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы [8].
Таким образом получается, что анкета является ключевым инструментом при проведении маркетинговых исследований предприятием. При составлении анкет маркетолог должен тщательно продумать насколько велик будет вклад ответа на сформулированный вопрос для последующих действий производителя. Анкеты составляются с целью получить ответы на самые различные вопросы, которые в зависимости от целей исследования структурируются и принимают узкую направленность. С целью повысить скорость и простоту обработки полученной информации в анкетах широко применяют закрытые вопросы, не смотря на то, что открытые вопросы позволяют получить больше полезной информации для маркетолога организации-заказчика.
Различают следующие виды анкетирования:
– прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
– почтовый: анкеты рассылают по почте;
– раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;
– публикация анкет в Интернете.
Прессовый, почтовый и опрос
в Интернете являются заочными. При
таком анкетировании нет
Почтовый опрос является
одним самых неэффективных
– по месту жительства;
– по месту работы;
– по месту учёбы.
В последних двух случаях анкетирование может быть групповым (или аудиторным).
– полностью стандартизированные;
– частично стандартизированные.
Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).
– опрос всех представителей выборки;
– выборочное: опрос части выборки.
Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, её достоверностью и т.д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации [8].
Анкетирование на современном этапе применяется не только для исследования потребительских предпочтений, запросов, нужд и так далее, но и для отслеживания мнений экспертов. Часть специалистов области маркетинга сходятся во мнении, что экспертный метод даёт возможность получения разнообразной информации высокой прогностической ценности, что очень важно в области маркетинга, который, как известно, является сферой быстрого устаревания информации. Апробация методики, в которой из полученных экспертных оценок составляется и анализируется матрица, показала, что она позволяет быстро получить количественные оценки достаточно большого числа разнородных факторов [5].
Информация о работе Разработка анкеты маркетингового исследования