Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:46, реферат
В маркетинге, который призван удовлетворить потребности людей, исследования имеют большое значение, так как в условиях рынка преимущество получают те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.
Введение 3
1. Сущность и понятие анкеты при проведении маркетинговых исследований 5
1.1. Понятие анкеты и её структура 5
1.2. Виды анкетирования при проведении маркетингового исследования 7
1.3. Этапы составления опросников 9
2. Оценка эффективности маркетинговых исследований на основе анкетирования 13
Заключение 15
Список литературы 16
Из вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты. В последнее время сфера использования анкет расширилась: если раньше при их помощи изучалось потребительское поведение, то в настоящее время к ним прибегают, чтобы отслеживать мнение экспертов по тем или иным направлениям. С каждый годом появляются новые методики составления анкет и проведения собственно анкетирования. Дело в том, что в современных условиях хозяйствования рынок переполнен однотипными товарам, а, следовательно, потребитель стремиться их различать уже не по внешнему виду и иным видимым характеристикам, но и по эмоционально-психологическим составляющим. В целом анкетирование является одним из средств сбора первичной информации, которую необходимо быстро обрабатывать, так как она быстро устраивает и теряет свою ценностью для исследователя.
Схема процесса составления анкеты состоит из следующих этапов, последовательность которых весьма условна, поскольку все они тесно взаимосвязаны и определяют друг друга.
Этап 1. Определение необходимой информации.
Этап 2. Метод проведения опроса.
Этап 3. Содержание отдельных вопросов.
Этап 4. Преодоление невозможности и нежелания отвечать.
– вопросы на подобные темы располагаются в конце анкеты;
– перед вопросом объясняется, что исследуемое поведение распространено;
– вопросы задаются о третьем лице;
– вопрос располагается в группе других вопросов, на которые респонденты захотят ответить;
– вместо вопросов о конкретных числах представляются категории для ответа;
– по возможности применяются вероятностные методики.
Этап 5. Выбор структуры вопроса.
Этап 6. Выбор словесной формулировки вопроса.
Этап 7. Определение порядка вопросов.
Этап 8. Форма и расположение.
Этап 9. Печать анкеты.
Этап 10. Предварительное тестирование.
Практики маркетинга считают,
опросники должны составляться таким
образом, чтобы в процессе исследования
можно было составить социально-
Маркетинговая деятельность
на практике реализуется путём выполнения
функций маркетинга – исследование
рынка, сегментирование рынка и
выбор целевых сегментов рынка,
позиционирование товара, разработка
эффективного товарного ассортимента,
введение на рынок новых товаров,
осуществление гибкой ценовой политики,
выбор эффективных каналов
В основе методологического подхода к оценке эффективности маркетинговых исследований на основе анкетирования должен лежать ответ на три вопроса:
Основным методом оценки
эффективности маркетинговых
В результате проведения такого рода анализа выяснилось, что проведение маркетинговых исследований методом анкетирования является одним из самых эффективных. Это объясняется тем, что:
1) Благодаря тому, что является анонимным и опрашиваемый слабо контактирует с интервьюером, позволяет собрать более точную и неискажённую информацию: большинство опрашиваемых в ходе короткой беседы после анкетирования признались, что часть сведений утаили бы, если бы организация проводила опрос своими силами, а не привлекла к исследованию стороннюю организацию.
2) Благодаря своей простоте позволяет быстро собрать достаточно большой объём информации. Как показал опрос клиентов компании «Инвижер», именно оперативность является решающим фактором в выборе метода исследования.
3) Так как анкетирование является одним из наиболее дешёвых методов сбора информации, его предпочитают более 80% клиентов компании.
Проанализировав приведённые
выше сведения можно сделать следующий
вывод: анкетирование является одним
из самых эффективных методов
сбора маркетинговой
– этот метод не даёт гарантии того, что информация не будет искажена: потребители нередко относятся несерьёзно к опросам;
– мнение выборки может не совпадать с мнением генеральной совокупности;
– большое количество отказов участвовать в опросах: потребители зачастую не понимают для чего проводится опрос; принимают опрос за рекламу того или иного продукта; считают, что их мнение не повлияет на уже существующее положение вещей и так далее.
Первая проблема происходит от непонимания целей проведения опроса. Для устранения данной проблемы следует добавить во Введение анкеты краткое, но более чёткое объяснение целей опроса. Так же следует мотивировать респондентов, согласившихся участвовать в опросе, например участием в лотерее, получением сувенирной продукции с логотипом компании и так далее. Для устранения несерьёзного отношения респондентов к опросу также следует объяснять важность полученных данных для компании и самих потребителей.
Следует отметить также слабую мотивацию персонала, что порождает следующую проблему: менеджеры вынуждены тратить дополнительные усилия на проверку достоверности сведений, предоставленных им интервьюерами, так как бывают случаи заполнения анкет самими интервьюерами. Проблемой также является большая текучесть кадров, что свидетельствует о неграмотном подборе персонала и неправильной работе с ним менеджеров.
Информация о работе Разработка анкеты маркетингового исследования