Разработка маркетингового исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы. В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без разработки маркетинговых исследований. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Оглавление

Глава 1. Концептуальные основы проведения маркетингового исследования как источника получения информации………………………………………….6
1.1 Понятие и принципы проведения маркетингового исследования…...6
1.2 Разработка плана маркетингового исследования на предприятии:
этапы, технологии, методология анализа …………………………….10
1.3 Виды маркетинговой информации и источники ее получения……..17
Глава 2. Анализ маркетингового исследования продукции на заводе полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»…………………………………22
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ОАО
«Нижнекамскнефтехим»……………………………………………….22
2.2 Маркетинговое исследование продукции завода полистиролов на
внутреннем и внешнем рынках………………………………………..28
2.3 Анализ качества продукции полистиролов ОАО
«Нижнекамскнефтехим»………………………………………………35
Глава 3. Перспективы развития управления маркетинга и качества продукции полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»…………………………………41
3.1 Внедрение новых моделей управления качеством на российских
предприятиях………………………………………………………….41
3.2 Основные пути направленные на улучшение качества продукции
полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»……………………….47
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..58
Приложение………………………………………………………………………60

Файлы: 1 файл

РАЗРАБОТКА МРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.doc

— 327.50 Кб (Скачать)

-марка 500 –  высокотекучий полистирол для  изготовления изделий методом  литья под давлением с ускоренным  циклом. Высокая текучесть данного  материала обеспечивает легкое  заполнение тонких частей литьевых форм. Предназначен для изготовления столовых приборов, чашек и емкостей для хранения пищевых продуктов;

-марка 524В  – полистирол предназначен для  получения глянцевого покрытия  совместной экструзией. Специальная  рецептура обеспечивает резкое снижение наростов в фильере и полос на изделии при формовании;

-марка 525 –  полистирол для изготовления  изделий методом литья под  давлением и получения покрытий  совместной экструзией. Предназначен  для изготовления изделий медицинского  и лабораторного назначения, чашек и ювелирных шкатулок. Реология расплава настоящего полимера позволяет получить покрытия чашек, тарелок и прочей одноразовой посуды;

-марка 529 –  полистирол с повышенной стойкостью  к повреждениям. Предназначен для  изготовления упаковки для электроники и офисных принадлежностей;

-марка 535 –  термостойкий полистирол для  изготовления изделий методом  литья под давлением, экструзией  и пневмоформованием. Предназначен  для изготовления рассеивателей  света, офисных принадлежностей,  упаковки для электроники;

-марка 585 –  низкотекучий полистирол с высокой  молекулярной массой. Предназначен  для экструзии вспененных изделий,  таких как тара для яиц, лотки  для мяса и пищераздаточные  приспособления, для производства  листового полистирола с ориентированной структурой;

-марка 585V –  низкотекучий теплостойкий полистирол  с высокой молекулярной массой. Предназначен для экструзии вспененных  изделий, таких как тара для  яиц, пищераздаточные приспособления  для горячей и холодной пищи  и для производства листового полистирола с ориентированной структурой.

ПСОН всех марок  производится в бесцветных, прозрачных гранулах, кроме марки 585V. Предусмотрено  подсинивание гранул полистирола, что  придает изделиям из полистирола  презентабельный вид.

Буквенное обозначение  «В» в конце номера марки означает, что в продукте отсутствует стеарат цинка; «W» – отсутствует синий краситель; «V» – отсутствуют требования к прозрачности полистирола.

Но и с  теми марками, которые уже выпускаются, доля отечественного рынка завоеванного заводом составляет – 48,8%. Продукция завода вытеснила с рынка полистирол компании «BASF» для производства телевизоров, а также все импортные аналоги, предназначенные для производства полимерной упаковки.

К зарубежным производителям полистиролов, импортирующих совою продукцию в Россию, относятся: ОАО «Концерн Стирол», ТОО «Завод Пластических Масс», фирма «BASF», «LD Chemical», «Cheil Industries», «Dow», «Dongbu Hannong», «Loyal Chemical Industies», «Styrochem OY», «Kumho Petrochemical», «Taita Chemical».

На мировом рынке, экспорту нашего полистирола, больше всех мешают производители азиатского региона. На сегодняшний день – это Корея, в ближайшем будущем – Китай. В Китае разрабатываются крупные проекты по производству полистирола: пуск завода компании Shanghai Secco Petrochemical Co., мощностью 3300 тыс. тонн в год; аналогичной мощности заводы будут построены компаниями Zhengjiang Qimei Chemical Co. и CNOOC-Shell Nanhai Petrochemical Project; увеличить свои мощности до 100 тыс. тонн в год намерена и компания LG Ningbo Yongxing Chemical Co. (по прогнозам, к 2013 году, мощности по производству полистирола в Китае вырастут до 3 млн. тонн в год).

Европейские конкуренты (в основном это фирма «BASF»  и «Dow»), хоть и выпускают полистирол высокого качества и по самым современным технологиям, но стоит их продукция дороже российской. Корейцы же работают в долларовой зоне, поэтому и цены их гораздо ниже (по качеству корейский и российский полистирол примерно одинаковы).

Следует отметить, что отечественный рынок еще  относительно не развит и имеет большой потенциал роста, равный примерно 10-15% в год.

 

 

        2.3 Анализ качества продукции полистиролов ОАО  

                «Нижнекамскнефтехим»

 

За период 2007-2011 годы на заводе полистироле ОАО «Нижнекамскнефтехим» было выпущено продукции 608173 тонны, в том числе товарной продукции – 607787 тонн. Объемы производства ПСОН составили 283532 тонны и УППС – 324255 тонн. В 2011 году на заводе полистиролов было произведено 142708 тонны продукта, что на 20 тыс. тонн больше, по сравнению с 2010 годом.

Рассмотрим выработку  полистирола по основным маркам в 2010 и 2011 годах.

На рисунке 2 представлены данные о выработке основных видов полистирола в 2010 году.

Как видно из рисунка 2, в течение всего года, наибольшим спросом у покупателей в 2010 году пользовались марки: ПСОН 525, ПСОН 585, УППС 825ES, УППС 825, УППС 825Е. Это же подтверждает и рисунок 3.

Суммарная доля этих марок, от общего объема производства, составила 92 %, причем 58 % – ударопрочный полистирол, а 34 % – полистирол общего назначения. Это говорит о том, что в 2010 году ударопрочный полистирол пользовался у покупателей большим спросом (59 % от общего объема производства), чем полистирол общего назначения (41 %), что в итоге привело к увеличению материальных затрат (так как в рецептуру УППС входят французский каучук BUNA SB, корейский KOSYN KBR, и другие дорогостоящие компоненты).

Рисунок 2 - Выработка  полистирола в 2010 году ОАО «НКНХ» (по          

                     месяцам)

 

 

Рисунок 3 - Объемы производства полистирола ОАО «НКНХ» в 2010

                        году

В 2011 году (как и в предыдущем) наибольшим спросом у покупателей по-прежнему пользовались марки: ПСОН 525, ПСОН 585, УППС 825ES, УППС 825, УППС 825Е. Их доля от общего объема производства составила 94 % (57 % – УППС, 37 % – ПСОН). Это свидетельствует об устойчивом спросе на данные виды марок полистирола. Однако их доля по сравнению с 2008 годом изменилась. В 2011 году доля УППС 825ES увеличилась с 29% до 34%, при этом доля УППС 825 сократилась с 17% до 10%. Так же произошло увеличение доли УППС 825Е, ПСОН 585 на 1% и на 2% ПСОН 525. Данное увеличение связано с наращиванием производственной мощности завода до 100 тыс. тонн в год и снижением объемов производства некоторых марок.

Рисунок 4- Объемы производства полистирола ОАО «НКНХ» в 2011

                    году

 

Следует отметить, что 2011 году УППС 680 и УППС 945 (в 2010 году также), не были востребованы покупателями.

Рассмотрим  динамику изменения объемов производства полистирола за рассматриваемый  период 2010-2011 гг.

Вначале  2010 года сначала произошло снижение объемов производства, а затем резкий рост. Данный рост связан с пуском второй очереди производства полистирола, а предшествующие понижение – с пуско-наладочными работами и капитальным ремонтом первой очереди. Выпуск заводом в марте и апреле только ударопрочного полистирола, также связан с данным фактором (производить пуск легче на полистироле общего назначения). В конце 2010 года наблюдалась тенденция снижения объемов производства полистирола почти по всем маркам. Данное снижение связано с уменьшением спроса со стороны покупателей в связи с предстоящими длительными праздничными выходными. Уменьшение объемов производства полистирола с середины мая по июнь 2011 года связано с капитальным ремонтом на заводе, после которого объемы производства снова выросли.

Необходимо  отметить, что основными факторами  влияющими на объем производства полистирола являются: -цена стирола  на мировом рынке; -объем заказов  на полистирол (в настоящее время  эта цифра составляет около 10000 тонн в месяц). Влияние данного фактора привело к повышению объемов производства в конце 2010 года (несмотря на предстоящие длительные новогодние выходные).

Технология  производства полистирола на заводе предусматривает образование побочной продукции (некондиции), которая разбивается по группам и категория и также продается, но по цене равной 70% от стоимости кондиции.

При производстве продукции также очень важно  соблюдать нормы расхода сырья, так как доля материальных затрат в себестоимости продукции составляет около 70-80%. Нерациональное использование сырья приводит к большим потерям и к увеличению себестоимости.

За рассматриваемый  период на заводе полистиролов при  производстве продукции соблюдается  расход основного сырья по сравнению  с планом. При этом при увеличении объемов производства полистирола объемы расходуемого сырья остаются на том же уровне. Это говорит о использовании ресурсосберегающих технологий на заводе.

Анализ претензий  потребителей является неотъемлемой частью современной системы управления качеством.

Прежде чем  продукция пойдет на реализацию, ее проверяет на заводе служба ОТК. В 2010 году количество принятой продукции от предъявленной ОТК составило 141309,9 тонн . Это означает 1418 тонн не прошло контроль и не соответствует ГОСТ [22].

Проведя анализ претензий (сообщений) к заводу за 2007-2011 годы, можно сделать следующие выводы:

-с каждым  годом число рекламаций к заводу уменьшается;

-все сообщения,  поступившие на завод, были  проработаны, на основании расследований  составлены протокола и приняты корректирующие и предупреждающие действия;

-из 44 претензий,  по месту возникновения, 26 из них  можно отнести к цеху №4905 (технологические  нарушения), а 18 к цеху №4906 (упаковка, хранение и отгрузка);

-хотя число  претензий уменьшается, анализ показывает, что из года в год от потребителей поступают одни и те же жалобы (плохая упаковка, наличие посторонних включений в мешках, повышенная влажность), что говорит о ненадлежащем качестве проведенных мероприятиях и низкой заинтересованности рабочего персонала в добросовестном исполнении этих мероприятий.

С 2007 по 2011 годы наблюдается сокращение нарушений технологического режима, что говорит о постоянной работе СМК предприятия.

Таким образом, рассмотрев динамику производства полистирола  на заводе, мы наблюдаем при увеличении объемов производства снижение доли побочной продукции, что является следствием уменьшения нарушений технологического режима при производстве, а также повышения профессионализма рабочего персонала. Следует отметить, что с пуском второй очереди производства полистирола значительно уменьшилось количество переходных партий, что также частично повлияло на уменьшение побочной продукции.

Но несмотря на уменьшение доли побочной продукции в 2011 году, от общего объема выработки, данный фактор все-таки является негативным, так как уменьшил возможный объем выработки кондиционного полистирола, в результате чего завод не дополучил около 6 млн. рублей. Данный фактор является резервом роста объема производства кондиционной продукции и, как следствие, увеличение выручки от продаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития управления маркетинга и качества

              продукции полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим»

 

3.1 Внедрение новых моделей управления качеством на российских

       предприятиях

 

Еще рано говорить о том, что экономические реформы повернули российских производителей к качеству. Однако все большее их число, предчувствуя будущее, осознают эту проблему и изучают опыт зарубежных фирм. Сильное влияние на россиян оказывают контракты с зарубежными предприятиями, в которых основной упор делается на качество. Однако прежде всего нужно выявить проблемы, которые встретятся на пути ко всеобщему качеству.

Главная (первая) методическая проблема, чаще всего  не осознаваемая руководством российских компаний, состоит в том, что единственное ясное предложение, которое они имеют. Это стандарты ИСО семейства 9000, а данные стандарты неадекватны российской текущей ситуации. Суть проблемы заключается в том, что, с одной стороны, российским компаниям необходимы серьезные изменения в организационной структуре, общей корпоративной культуре, стиле и методах менеджмента, зачастую в смене номенклатуры создаваемой и производимой продукции. С другой стороны, стандарты ИСО семейства 9001 весьма консервативны. Использование указанных стандартов для целей обеспечения качества опирается на принцип: «Документируй то, что делаешь, делай то, что задокументировано». Если нарушить данный принцип, то система качества теряет свою приспособленность к аудиту (проверкам), ибо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и соответствие реальных процедур документированным.

Если же документировать  существующую систему, то документированная  и реальная системы совпадут, но мало кого может устраивать их уровень  эффективности. Более того, документирование системы качества в том виде, в котором последняя существует, приведет к стагнации уровней качества продукции и процессов на низких уровнях.

Вторая проблема — неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ИСО семейства 9000.

Культурный  базис российских систем менеджмента  качества — это репрессивный менеджмент, основанный на поиске виновных. Необходимо переходить от менеджмента, основанного  на праве силы, к менеджменту, основанному  на силе правил.

Третья проблема российских компаний — пропущенные этапы развития менеджмента качества и прежде всего статистических методов управления качеством.

Информация о работе Разработка маркетингового исследования