Разработка ассортиментной политики предприятия на основе изучения потребительского поведения на рынке готовых блюд (на примере торговог

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеизложенного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге отдел готовых блюд будет рентабельным.
Цель данной работы – на основе изучения сложившейся ассортиментной политики и потребительского поведения на рынке полуфабрикатов и готовых блюд разработать мероприятия по совершенствованию ассортимента готовых блюд Торгового центра «100 метровка»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА Ι. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР «100 МЕТРОВКА» КАК АКТОРА НА РЫНКЕ ГОТОВЫХ БЛЮД………..…………………………………………………………………….6
1.1. Маркетинговая характеристика отдела готовых блюд…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности рынка полуфабрикатов и готовых блюд……………………………..…………………………………………13
ГЛАВА ΙΙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ..………...…..............................................21
2.1. Сущность ассортимента товаров и его основные характеристики………21
2.2. Этапы и факторы формирования ассортимента товаров …………….…..33
ГЛАВА ΙΙΙ. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОТДЕЛА ГОТОВЫХ БЛЮД ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «100 МЕТРОВКА»…………………………………...43
3.1. Описание имеющегося ассортимента и ассортиментной политики …….43
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики на основе изучения потребительского поведения…………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Разработка ассортиментной политики предприятия.docx

— 126.61 Кб (Скачать)

          Четвертая задача состояла в том, чтобы выяснить какой % мужчин покупает готовые блюда. Из анкеты видно, что 43% из всех покупателей  – это мужчины, более 50% которых  женаты. Эти данные опровергают следующую  гипотезу. Можно сделать вывод, что покупки данной продукции совершают не только холостые,  но и женатые мужчины и их большинство. Это еще раз доказывает современную тенденцию – «мужчина-хозяйка».

          Следующей задача состояла в том, чтобы выяснить предпочтения покупателей относительно вида заправки салатов. По результатам  анкеты видно, что покупатели отдают предпочтения все-таки заправленным майонезом  салатам (55%). Эти данные опровергают  пятую гипотезу, и говорят о  том, что покупатели не боятся отравиться заправленными салатами и доверяют производителю.

          Шестая гипотеза подтвердилась – самые покупаемые блюда, это те, которые занимают большое количество времени, чтобы приготовить их в домашних условиях и состоят из большого количества ингредиентов. Это салаты (52%), вторые блюда (26%) и выпечка 24%. Что касается закусок и выпечки, то самое покупаемое блюдо это пирожки. Шаурма на втором месте по популярности, что не подтверждает седьмую гипотезу.

          Как было сказано  выше 52% покупателей отдают свое предпочтение салатам. Решение данной задачи подтверждает следующую гипотезу. Следующая задача – установить количество покупателей консервированной продукции. Решив данную задачу,  подтвердили гипотезу, что 15% покупателей отдают предпочтение консервированной продукции. Самым популярным консервированным продуктом является квашеная капуста (44%), данные являются подтверждением следующей гипотезы.

          Возраст основных покупателей составляет 31-45 лет, что  подтверждает выдвинутую гипотезу. Это  говорит о том, что основными  покупателями являются трудоспособные люди, которые большее количество времени проводят на работе. Покупка  готовых блюд помогает им сэкономить время. Кроме этого 10% покупателей – это пенсионеры. Люди в возрасте также пользуются готовыми блюдами. Их интерес обусловлен не нехваткой времени, а тем, что им уже трудно готовить и  решение их проблемы – это покупка готовых блюд.

          Исходя из итогов опроса, можно также сделать  следующие выводы.

          Одна треть (32%) покупателей совершают покупку  готовых блюд 2-3 раза в неделю, и 44% - считают покупку данных товаров  не дорогой и поэтому покупают, когда захотят. Но, несмотря на частоту приобретения, эти покупки небольшие по объему и сумме на них затрачиваемой. 50% покупателей готовы потратить на ту или иную группу товаров единовременно порядка 100-200 рублей.

          Одним из наиболее популярных продуктов являются салаты. Большей популярностью пользуются мясные, овощные  и с курицей. Что  касается гарниров, то здесь «лидируют» овощные. Основными составляющими,  которых являются капуста, картофель, фасоль, баклажаны, кабачки и помидоры. Из мясных блюд в дополнение к гарнирам чаще покупают котлеты и голубцы, т.к. эти блюда одни из затратных по времени приготовления. Практически 50% покупателей предпочитает пикантные блюда из баклажан и творожные блюда.

          Предметом исследования было установление взаимосвязи факторов, определяющих потребительское поведение при принятии решения о покупке готовой продукции.

          В данной работе были исследованы такие факторы как: ассортимент цена и качество.

          Выполнив  поставленные задачи, опровергнув и  подтвердив поставленные гипотезы –  достигли цели исследования. А именно – выявили основные факторы, определяющие выбор потребителями различных групп товаров готовых блюд – это цена и качество. Исходя из результатов анкетирования, ассортимент тоже является одним из важных факторов. 82% опрошенных были довольны представленным ассортиментом.

          Проведенные исследования показывают, что Торговый  центр «100 Метровка» ведет маркетинговую деятельность на достаточно высоком уровне. Главное внимание уделяется формированию ассортимента, стимулированию спроса на товар.

          В современных условиях фирма достаточно рационально использует денежные средства и свои возможности с области формирования и совершенствования своей товарной политики.

          Товарная  политика предприятия довольно грамотно разработана, но в условиях рыночной экономики она требует постоянного  совершенствования. В совершенствование товарной политике Торгового центра, на мой взгляд, должен входить ряд направлений, работа в которых позволит предприятию быть наиболее конкурентным на рынке, увеличить товарооборот, следовательно, увеличить прибыль. Это следующие направления:

  1. Улучшение качества производимой продукции.

    Для этого необходимо:

- усовершенствование освоенной продукции, а также использование новых способах и сферах применения выпускаемых блюд;

- анализ потребительских оценок качества изготавливаемых изделий, т.е. определение степени их соответствия существующему и неудовлетворенному  спросу покупателей;

-  разработка  новых блюд  в соответствии с требованиями покупателей;

- проведение дегустаций продукции с привлечением технологов и менеджеров по продажам для более точных результатов исследования.

2. Привлечение новых покупателей: 

- бонусные программы, скидки;

- развитие торговли по специальным  заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальную  поставку товаров заданных свойств  и характеристик;

- интенсивная реклама;

.3. Совершенствование технического производства товаров:

- замена оборудования, приобретение нового;

- улучшение технической базы предприятия;

- увеличение объема производства;

- повышение квалификации поваров.

4. Отслеживать изменения, происходящие в товарном ассортименте фирм-конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, которые также работают над оптимизацией товарной номенклатуры, обновление товарного ассортимента.

      Необходимо  рассматривать весь ассортимент производимой продукции и на основе полученной информации  изъять из ассортимента позиции, которые не удовлетворяют потребности целевого потребителя, и выводить на рынок новые виды товаров, которые будут пользоваться спросом.

При этом важно иметь в виду, что  планирование ассортимента продукции  это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всего жизненного цикла  товара, начиная с зарождения идеи и кончая снятием его с продажи.

      Таким образом, внедрение предложенных мною мероприятий носит практический характер. Может повлиять на улучшение экономических показателей Торгового центра «100 Метровка», позволит продукции занять конкурентоспособные позиции на рынке города, существенно повысить качественные характеристики продукции, в том числе вкусовые, что обязательно в последствие скажется положительным образом на предпочтения потребителей и спросе на продукцию, а соответственно, и на дальнейшем экономическом росте предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

           Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в торговой сети. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

          На предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную, и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

          Постоянное  внимание в торговых предприятиях должно быть обращено на формирование товарного  ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой  номенклатуры товара, которая удовлетворила  бы товарную структуру спроса населения. Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

      При выполнении данного дипломного проекта  была достигнута поставленная цель – на основе изучения  сложившейся ассортиментной политики и потребительского поведения на рынке полуфабрикатов и готовых блюд были предложены мероприятия по совершенствованию ассортимента готовых блюд Торгового Центра  «100 Метровка». Кроме этого были выполнены следующие задачи.

      Дали  характеристику маркетинговой деятельности отдела готовых блюд, выявить особенности рынка полуфабрикатов и готовых блюд. Данный сегмент рынка достаточно быстро развивается. Основными особенностями являются: доступность сырья, консервативность покупателей, продажа на развес и др. Главным условием интенсивного развития данного сегмента – это усиление ритма жизни людей, нехватка времени.

          Так же был  рассмотрен ассортимент и его основные показатели (ширина, глубина, полнота, новизна, устойчивость,  новизна, рациональность).  Проанализировали существующие теоретические подходы к управлению ассортиментом. В формировании ассортимента выделили следующие этапы: планирование, реализация и управление и контроль. При правильном подходе на каждом из этих этапов можно добиться рационального и конкурентоспособного ассортимента. Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров. Учитывая эти факторы необходимо оптимизировать структуру ассортимента на регулярной основе. Оценка структуры ассортимента должна проводиться примерно, раз в полгода, а при смене маркетинговой политики - немедленно. Тем не менее, слишком частый пересмотр структуры ассортимента и его состава также нежелателен - любой новый ассортимент должен себя «показать». В противном случае, сложно будет делать объективные выводы.

          Кроме того описали имеющийся ассортимент готовых блюд Торгового  центра «100Метровка». Используя один из методов маркетингового исследования (наблюдение) изучили потребительское поведение на рынке готовых блюд на примере Торгового центра «100 Метровка». Провели опрос покупателей готовых блюд, выявили основные факторы, влияющие на спрос покупателей – это цена, качество и ассортимент.

          Разработали мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики отдела готовых блюд предприятия Торгового Центра «100Метровка» на основе изучения потребительского поведения. Внесенные мной рекомендации, по совершенствованию ассортиментной политики Торгового центра «100 Метровка», помогут организации добиться главной цели – получение максимальной прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Г.Л.Багиев Г.Л., В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 1999. – 703 с.

  1. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник / Александр Фёдорович
  2. Барышев.- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  3.      Баркан Д.И. «Управление фирмой в условиях рынка: Маркетинг – ключ к успеху», 1991г.
  4. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 219 с. – (серия «Высшее образование»).
  5. Владиславлев Д.Н. Энциклопедия банковского маркетинга. – М.: Ось-89, 2006. –256 с.

          1 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер.с англ. – М.: «Ростинтер», 1996. – 704 с.

          3 Ноздрёва Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: учебное пособие. – М.:ТК Вилби, Издательство Проспект, 2005. – 232 с.

          4 Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с.: ил.

          6 Маркетинг:  Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу (Р.Б. Ноздрёва, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Юрист, 2000. – 568 с.

  1. Капустина Н.Е. «Теория и практика маркетинга в США», 1981г.
  2. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 367 с.
  3. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.: Издат. Дом «Вильямс», 1998. – 1056 с.
  4. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле: Учебно-практическое пособие/ Под общей редакцией профессора Т.Н. Парамоновой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 224 с.
  5. Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. Мерчендайзинг: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
  6. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995. - 240 с.
  7. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. проф. Л.П. Дашкова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005.
  8. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. 2-е изд. – М.: Инфра-М, 1995. – 304 с.
  9. Фостер Т. Как повысить эффективность работы с клиентами - М.: АСТ Астрель, 2005 - 157 с.
  10. Хабаров, Н.Ю. Попова В.И. Банковский маркетинг: Учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2006. – 157 с.
  11. Хруцкий В.Е. «Современный маркетинг», 2000г.
  12. 7 http://www.marketing.spb.ru - Энциклопедия маркетинга.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия на основе изучения потребительского поведения на рынке готовых блюд (на примере торговог