Разработка ассортиментной политики предприятия на основе изучения потребительского поведения на рынке готовых блюд (на примере торговог

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеизложенного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге отдел готовых блюд будет рентабельным.
Цель данной работы – на основе изучения сложившейся ассортиментной политики и потребительского поведения на рынке полуфабрикатов и готовых блюд разработать мероприятия по совершенствованию ассортимента готовых блюд Торгового центра «100 метровка»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА Ι. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР «100 МЕТРОВКА» КАК АКТОРА НА РЫНКЕ ГОТОВЫХ БЛЮД………..…………………………………………………………………….6
1.1. Маркетинговая характеристика отдела готовых блюд…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности рынка полуфабрикатов и готовых блюд……………………………..…………………………………………13
ГЛАВА ΙΙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ..………...…..............................................21
2.1. Сущность ассортимента товаров и его основные характеристики………21
2.2. Этапы и факторы формирования ассортимента товаров …………….…..33
ГЛАВА ΙΙΙ. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОТДЕЛА ГОТОВЫХ БЛЮД ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «100 МЕТРОВКА»…………………………………...43
3.1. Описание имеющегося ассортимента и ассортиментной политики …….43
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики на основе изучения потребительского поведения…………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Разработка ассортиментной политики предприятия.docx

— 126.61 Кб (Скачать)

     В отделе кулинарии ассортимент также  достаточно широк. Здесь представлены различные блюда, разной степени  обработки. Используют следующие виды термической обработки при приготовлении  блюд: на пару (манты), припускание, жарение (также на открытом огне (шашлыки)), фритюр (картофель фри, котлеты по-киевски);  запекание,  тушение с      использованием соуса или бульона, ошпаривание, пассирование, бланширование. Ассортимент данного отдела представлен овощными, творожными блюдами, блюдами из баклажан, различными гарнирами (с различными видами мяса и без), рыбными, мясными блюдами. Большой популярностью пользуются фаршированные блинчики, бутерброды и в особенности шаурма.

     Все эти блюда в совокупности представляют довольно привлекательный ассортимент  только для хозяек, стремящихся сэкономить время, но и для холостых мужчины, для которых самим приготовить вкусный салат, состоящий из множества компонентов, практически нереально. И, кроме того, к ним время от времени присоединяются те, кто покупает «магазинные» салаты по праздникам. Так, в канун  Нового года за салатами нужно  отстоять около часа. Но покупателей это не пугало, они  понимали, что самостоятельная готовка нескольких видов салатов к праздничному столу займет еще больше времени.

      Руководство торгового центра, кроме расширения и усовершенствования самого ассортимента, ориентировано на то, чтобы персонал, хорошо знал свой ассортимент, состав  блюд, степень обработки, сроки реализации и хранения – смог дать грамотную консультацию покупателю. Для этого, в торговом центре предусмотрен экзамен для продавцов на знание ассортимента в своем отделе.

           Таким образом, организация  собственного производства дает торговому  центру очень большие преимущества. Во-первых, такие товары все более  популярны среди населения, во-вторых, дело в визуальности и своеобразном эффекте арома-маркетинга. В-третьих, возможность создания конкурентного преимущества торговой точки. И еще один из наиболее важных факторов - это гибкость в подходе к ассортименту продукции в определенный момент.

     Состав  и своевременное обновление ассортимента товаров в магазине в значительной мере удовлетворяет спрос, издержки потребления населения, связанные  с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной  деятельности супермаркета.

     Присутствие в магазине отдельных товаров, их широкий, стабильный и соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают удовлетворенный спрос, уменьшают затраты времени населения на поиск нужных товаров и положительно сказываются на экономической эффективности торгового центра.

     Потребители привыкли к постоянному ассортименту и знают наверняка, что, придя  в магазин за каким- либо товаром, то они его обязательно найдут в магазине, потому что опытные  товароведы достигли стабильности в  формировании ассортимента, обеспечивая  их бесперебойную продажу.

     Ассортимент в магазине сформирован хорошо. Здесь  можно приобрести современные товары хорошего качества, товары – новинки  и даже товары – эксклюзивного  характера, за которыми покупатели приезжают именно в этот торговый центр и знают наверняка, что тут они его приобретут, что положительно, в свою очередь, влияет на доходы предприятия. Предприятие не несет ущерба за непроданные товары – новинки, так как поставщики поставляют данные товары под реализацию. Новизна ассортимента определяется появлением новых разновидностей и видов товаров за определенный период времени. Она характеризует способность ассортимента удовлетворять изменяющиеся желания и предпочтения покупателей за счет появления новинок, диверсифицировать предприятие.

     Однако  необходимо указать и на негативные явления, которые присутствовали при  анализе ассортимента товаров в торговом центре «100 Метровка». Стремясь к увеличению прибыли, к удержанию покупателя, предприятие внедряет новые дополнительные товары в свой ассортимент, тем самым, увеличивая его широту и глубину. Однако перенасыщение ассортимента может привести к снижению общей суммы прибыли, так как товары одного производителя начинают конкурировать друг с другом, а покупатель теряется при их выборе. В этих условиях данные по сбыту могут указать на те товары, которые, возможно, следует исключить из ассортимента из-за их убыточности или малой доли в общем объеме реализации. 

     3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию  ассортиментной политики на основе  изучения потребительского поведения 

     В современных условиях конкуренции  рынок определяет необходимый ему  ассортимент, поэтому задачей предприятия  является удовлетворить спрос лучше  и эффективнее, чем конкуренты. При  неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных  потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается  снижение экономической устойчивости предприятия. Поэтому формирование оптимального ассортимента, способствующего  оптимизации прибыли, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными. Таким образом, все крупные магазины, универсамы и торговые центры стремятся включить в состав своего ассортимента товары столь развивающегося направления рынка, как готовая продукция.

          Вышеизложенное  дает нам основание:

  1. Сформулировать следующую проблему: необходимо изучить потребительские предпочтения и поведение на рынке готовых блюд в Торговом центре «100 Метровка». Для этого была разработана программа исследования.
  2. Определение цели исследования

                Цель  исследования – выявить основные факторы, определяющие выбор потребителями различные  группы товаров готовых блюд

                3. Определение предмета и объекта исследования

          Объектом  данного исследования является целевая  потребительская группа, которая  включает в себя как реальных, так  и потенциальных потребителей готовых блюд.

          Предмет исследования – установление взаимосвязи факторов, определяющих потребительское поведение  при принятии решения о покупке  готовой продукции.

          4. Логический  анализ основных понятий

          Исследование  - это сбор, обработка и анализ информации с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.

          Потребитель – человек, имеющий намерение  заказать, приобрести,

          либо заказывающий, приобретающий товары ли услуги исключительно  для личных, семейных, домашних нужд.

          Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности  чего-либо и проявляются в зависимости  от ситуационных факторов.

          Потребительское поведение – совокупность признаков  и показателей, характеризующих  действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.

          Наблюдение - непосредственный визуальный либо с  применением средств визуализации (видеокамеры, мониторы) отстраненный контроль со стороны исследователя  за каким-либо явлением или процессом.

          В данной работе будут исследованы такие факторы  как:

          Ассортимент – набор товаров, объединённых по какому-либо одному или совокупности признаков.

          Цена –  количество денег, в обмен на которые  продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара.

          Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

          5. Формулировка  гипотез

          1. Лидером на рынке готовых блюд в г. Кострома является «100 Метровка».

          2. 30% покупателей готовых блюд – это люди с доходами свыше 20 тыс. рублей в месяц.

          3. Количество покупателей готовых блюд, для которых цена является главным фактором, составляет 70% от общего числа покупателей.

          4. 50% покупателей готовых блюд – мужчины, которые не женаты.

          5. При выборе  салатов, покупатели отдают предпочтения  не заправленным, т. к боятся отравиться.

          6. Покупатели  чаще покупают те блюда, которые занимают большое количество времени, чтобы приготовить их в домашних условиях (состоят из большого количества ингредиентов).

          7. 40%  покупателей предпочитают шаурму другим закускам.

          8. 20% покупателей  готовой продукции предпочитают салаты.

          9. 15% покупателей  предпочитают консервированную продукцию.

          10. Самый  покупаемый продукт из представленных консервированных – квашеная капуста.

          11. Большинство  покупателей приобретающие готовую  продукцию – это люди в возрасте  от 25 до 50 лет.

          6.  Формулировка задач

          1. Выявить лидера продаж готовых блюд на рынке г. Костромы.

          2. Установить  уровень дохода покупателей готовых блюд.

          3. Определить  какой из исследуемых факторов  является значимым при принятии  решения о покупке.

          4. Выяснить,  сколько  мужчин покупают готовые блюда.

          5. Определить  какие салаты по способу заправки  предпочитают потребители.

          6. Выяснить  какие блюда пользуются особым  предпочтением.

          7. Выяснить  предпочитают ли покупатели шаурму другим закускам.

          8.Установить  количество покупателей салатов.

          9. Определить  количество покупателей консервированной продукции.

          10. Выявить  самый популярный консервированный  продукт.

          11. Выяснить  возраст основных покупателей готовых блюд.

          Для того чтобы  дать ответы на поставленные в проекте  исследования задачи, достичь поставленной цели и подтвердить или опровергнуть гипотезы мною была составлена анкета (приложение 3), которая включает 22 вопроса по теме исследования. С помощью данной анкеты было опрошено 100 человек, непосредственно покупателей готовых блюд, изучены потребительские предпочтения и поведение потребителей на рынке готовых блюд в Торговом центре  «100 Метровка».

          Благодаря анкетированию выяснили, что лидером  на рынке готовых блюд является Торговый центр «100 Метровка». По пяти оцениваемым  параметрам, таким как место расположения, предлагаемый ассортимент, цены, качество продукции и качество обслуживания, покупатели выбирают именно «100 Метровку». Исходя из этого, первая гипотеза находит свое подтверждение – Торговый центр «100 Метровка» является лидером продаж готовых блюд на рынке г. Костромы.  Вторая гипотеза не нашла своего подтверждения. С помощью вопроса из анкеты установили уровень доходов покупателей готовых блюд, и, как оказалось, людей с доходом свыше 20 тысяч рублей всего 24%, а не 30%, как предполагалось в гипотезе. Это говорит о том, что цены в торговом центре доступны даже категории людей со средним уровнем доходов.

          Для определения  следующей задачи было задействовано  несколько вопросов анкеты, касающиеся качества, цены и ассортимента продукции. По представленному ассортименту «100 Метровка», как уже было установлено, является лидером на рынке. Что касается качества и цены, то, по мнению покупателей, цены в торговом центре достаточно приемлемы, а качество одно из самых  востребованных. Исходя из этого, можно  сделать вывод, что одним из значимых факторов при принятии решения о покупке является качество. Третья гипотеза также не подтвердилась, в силу того, что цены в торговом центре доступные для большинства покупателей.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия на основе изучения потребительского поведения на рынке готовых блюд (на примере торговог