Разработка ассортиментной политики предприятия на основе изучения потребительского поведения на рынке готовых блюд (на примере торговог

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

На основании вышеизложенного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге отдел готовых блюд будет рентабельным.
Цель данной работы – на основе изучения сложившейся ассортиментной политики и потребительского поведения на рынке полуфабрикатов и готовых блюд разработать мероприятия по совершенствованию ассортимента готовых блюд Торгового центра «100 метровка»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА Ι. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР «100 МЕТРОВКА» КАК АКТОРА НА РЫНКЕ ГОТОВЫХ БЛЮД………..…………………………………………………………………….6
1.1. Маркетинговая характеристика отдела готовых блюд…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности рынка полуфабрикатов и готовых блюд……………………………..…………………………………………13
ГЛАВА ΙΙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ..………...…..............................................21
2.1. Сущность ассортимента товаров и его основные характеристики………21
2.2. Этапы и факторы формирования ассортимента товаров …………….…..33
ГЛАВА ΙΙΙ. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОТДЕЛА ГОТОВЫХ БЛЮД ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «100 МЕТРОВКА»…………………………………...43
3.1. Описание имеющегося ассортимента и ассортиментной политики …….43
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики на основе изучения потребительского поведения…………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Разработка ассортиментной политики предприятия.docx

— 126.61 Кб (Скачать)

     Производители замороженных полуфабрикатов отмечают, что кризисные явления на рыке проявляются в первую очередь  с точки зрения кредитования: кредитуют  их очень неохотно, и банковские ставки сильно растут. Кроме этого, поставщики сырья начали работать на условиях предоплаты, что существенно  уменьшает оборотные средства производителей замороженных полуфабрикатов. Увеличились  отсрочки оплаты со стороны торговых сетей. Усугубляет ситуацию стихийная  таможенная политика правительства  в отношении импортного сырья. В 2008 году правительство по различным  причинам вводило временные запреты  на ввоз мяса из ряда стран, которые  традиционно являются экспортерами для России: Бразилии, Аргентины, Парагвая, Канады, Дании. Это привело к дефициту сырья и скачкообразному опережающему росту цен на него. Производители  замороженных полуфабрикатов считают  это одной из главных угроз: дороговизна  мяса может стать причиной экономии на нем, и в конечном итоге это  приведет к падению качества пищевой  продукции. Однако не все производители  не могут себе позволить снижения качества, иначе они могут лишиться покупателей. Но не все полуфабрикаты  изготавливают из  импортного сырья. Это и является еще одной особенностью - незначительная доля импорта на рынке. В сегментах блинчиков и пельменей спрос и вовсе полностью обеспечивается продукцией отечественного производства. Уровень спроса на замороженные мясные полуфабрикаты определяется как качественными изменениями в культуре питания населения, так и такими факторами как нехватка времени на приготовление еды, развитие сетевой розницы, повышение качества продукции. Спрос на замороженные мясные полуфабрикаты во многих случаях зависит от финансового состояния потребителей и их готовности приобретать данный вид продукции.

     Оценивая 2009 год, особенно его первую половину, кроме низких цен, покупателей и  продавцов мало что интересовало. В летние месяцы продажи на рынке  овощной «заморозки» традиционно  уменьшаются, а в 2009 году рынок стагнировал на самой нижней планке и с наступлением осени ситуация не улучшилась. Как обычно, свежие овощи осенью потеснили «заморозку», к тому же покупатели стали более экономны. Самые большие потери – в сегменте премиум, хотя он и в лучшие годы был невелик. Продажи фасованной продукции уменьшились, а весовой – увеличились.  
Однако, несмотря на все эти явления, эксперты считают, что влияние кризисных явлений на российский рынок замороженных полуфабрикатов оказалось весьма умеренным.

     Еще одной особенностью рынка является рост продаж замороженных мясных полуфабрикатов без упаковки, несмотря на то, что  именно в последние годы компании уделяют качественной упаковке все  больше внимания. Появились производители, специализирующиеся на выпуске полуфабрикатов без упаковки по заказу торговых сетей. Весовая продукция по-прежнему пользуется спросом покупателей, так как  она значительно дешевле упакованной  и позволяет потребителю самому выбирать объем покупаемого товара.

     Рынок характеризуется сильными региональными  различиями. В настоящее время  позиции крупных игроков в  регионах не так сильны. Эксперты отмечают, что регионализации рынка способствует доверие потребителей производителям из своего региона. Рынок напрямую зависит  от действующего законодательства. По оценкам специалистов, существующие нормы и классификации замороженных полуфабрикатов в России очень сильно отстают от реалий времени. Также  на рынок может влиять позиция  Роспотребнадзора, часто ограничивающего ввоз либо производство замороженного мяса.

     Эксперты  считают, что в ближайшие годы акцент в развитии рынка замороженных полуфабрикатов будет сделан на современные  высокотехнологичные продукты, а также изделия полной готовности. Кроме того, большое внимание будет уделяться продуктам сегмента здорового питания. В России полуфабрикаты стали пользоваться большим спросом со стороны потребителей, особенно в последние годы. Изучение динамики потребления полуфабрикатов позволяет экспертам говорить о том, что эти продукты стали неотъемлемой частью рациона наших сограждан. Это связано, прежде всего, с усилением ритма жизни,  ростом доходов населения и повышением  уровня жизни. Потребители постепенно приходят к убеждению, что замороженные продукты и готовые полуфабрикаты – это очень удобно. Это экономит время, которое люди тратят на приготовление еды. Наличие работающих женщин является тем фактором внешней среды, который определяет динамику развития этого рынка.

     В последнее время на этом рынке  в отдельный сегмент выделилась и активно развивается ниша готовых обедов. Высокий спрос демонстрирует также продукция, приготовление которой в домашних условиях трудоемко и требует большого количество времени. По этой же причине выпускается большое количество сложнокомбинированных новинок.  Готовые обеды - очень интересная и перспективная категория, которая, по прогнозам экспертов, в ближайшие годы будет динамично развиваться. Аналитики отмечают высокий потенциал данного сегмента.

     Эксперты  отмечают рост рынка в последние  несколько лет. Важным фактором, способствующим росту рынка в стоимостном выражении, является увеличение доходов населения, которое стимулирует смещение спроса потребителей на более высококачественные продукты, сложнорецептурные изделия, а также, готовые обеды. Кроме того, предполагается, что одной из основных тенденций российского рынка станет увеличение спроса на продукцию класса «премиум», в том числе и в сегменте готовых обедов.

     Сегмент готовых обедов и в дальнейшем будет динамично развиваться. По прогнозам экспертов, к 2012 г. продажи в этой категории достигнут 1,4 311 тыс. тонн, в стоимостном выражении темпы роста возрастут до 7,6% в год. При  этом эксперты ожидают, что рост потребления в сегменте комплексных готовых блюд будет наблюдаться на фоне снижения темпов роста или стагнации в традиционных сегментах: пельмени, блинчики, вареники и т. д.

     При этом готовые обеды на российском рынке – однозначно новый продукт, особая ниша. Этот рынок только начинает развиваться, еще далек от насыщения, слабо структурирован, поэтому говорить о явном лидерстве какого-то одного игрока в сегменте готовых обедов пока рано. Кроме того, есть некоторые производители, которые объединяют поставки комплексных обедов, начиная от первого блюда и заканчивая чем-нибудь сладким. Но это происходит довольно редко.

     Рынок супов в России находится в начальной стадии формирования. Главными игроками российского рынка в сегменте готовые супы, являются компании Europe Foods и Mars. На основе проведенных исследований, специалисты сделали вывод, что рынок готовых супов является крайне перспективным, несмотря на то, что спрос на них формирует та категория людей, которая предпочитает именно замороженные или готовые продукты.

     В целом российский рынок готовых обедов только начинает развиваться, тогда, как в Америке данный сегмент рынка уже давно пользуется спросом, причем не только со стороны конечного потребителя.

     Российский рынок пойдет преимущественно американским путем, так как в целом он готов к появлению новых продуктов, доступных семьям со средним доходом и доходом ниже среднего. Если же говорить о замороженных готовых блюдах, то эти продукты привлекательны при первичной покупке. Но желание попробовать новое блюдо далеко не всегда сопровождается желанием использовать полуфабрикаты с высокой добавочной стоимостью регулярно.

     Однако  конкуренцию производителям готовых  замороженных продуктов составляют кулинарии  супермаркетов. Эта часть рынка активно развивается и даже сети экономического класса вкладывают сегодня достаточно большие деньги в развитие своей кулинарии. В будущем эти направления пойдут разными путями, но на сегодняшний день в России развитие кулинарии в супермаркетах еще замедляет развитие рынка готовых

обедов.

     Производители готовых продуктов питания очень  высоко оценивают перспективы роста  этого сегмента на российском рынке. Россия все больше интегрируется  в европейское сообщество, и стиль  жизни наших сограждан постепенно становиться европейским. В Европе история развития сегмента готовых  блюд насчитывает десятилетия, и  там наблюдается ежегодный прирост  объемов производства продукции  данной группы.

      Сегодня в России уже несколько предприятий  производят охлажденные вторые готовые  блюда в газовой среде. Данный вид продукции широко распространен  на европейском рынке, но все еще  мало представлен в России. Однако уже на данном этапе развития производства готовых блюд в России обостряется конкуренция между компаниями-производителями. Таким образом, на первый план выходит качество продукта, что определяет и требования к приобретаемому оборудованию. Само по себе открытие собственного производства — дело нехитрое, и справиться с ним могут практически все магазины. Другой вопрос, — сделать этот бизнес рентабельным. Считается, что некоторым форматам он вовсе противопоказан. В первую очередь это относится к дискаунтерам, предлагающим узкий ассортимент продуктов и товаров на ограниченной площади. «Магазины у дома» имеют потенциал для организации производств, но им бывает сложно его реализовать по причине разного рода технических ограничений. Для магазинов «возле дома» экономически оправданно создавать производство. В то же время супермаркетам и гипермаркетам собственные производства необходимы, как минимум, для поддержания имиджа магазинов, предлагающих своим посетителям исчерпывающий ассортимент продукции. Но не в одном ассортименте дело.

Сильный позитивный эффект на покупателей производит изготовление продуктов на их глазах. Некоторые магазины даже специально ставят прозрачную стену между торговым залом и производственным цехом. В тех же случаях, когда продукт  везут с фабрики-кухни, его внешний  вид и потребительские свойства неизбежно теряются.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  ΙΙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1.Сущность ассортимента товаров и его основные характеристики

     Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному  признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный и торговый.

     Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых  многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные  и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы.  Торговый ассортимент намного шире производственного, поскольку формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам. Самый важный вопрос маркетинга закупок и маркетинга продаж — формирование торгового ассортимента.

     В ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» под торговым ассортиментом товаров понимается ассортимент товаров, представленный в розничной сети.

     Торговый  ассортимент может быть:

     1. Простой - представлен такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам;

     2. Сложный - представлен такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам;

     3. Укрупненный - групповой ассортимент, объединенный по общим признакам в определенные совокупности товаров;

     4. Развернутый - внутригрупповой ассортимент, представленный разновидностями товаров.

     Определение торгового ассортимента не отражает маркетингового подхода к его  формированию. Главный принцип формирования ассортимента магазина — нужный товар в нужное время, в нужном месте, с соответствующей ценой и достаточной информационно-рекламной поддержкой там, где он продается. Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия на основе изучения потребительского поведения на рынке готовых блюд (на примере торговог