Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа
На основании вышеизложенного видно, что актуальность темы очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политике торгового предприятия будет удовлетворяться спрос потребителя, а, следовательно, произойдет получение прибыли торговой организацией, и в конечном итоге отдел готовых блюд будет рентабельным.
Цель данной работы – на основе изучения сложившейся ассортиментной политики и потребительского поведения на рынке полуфабрикатов и готовых блюд разработать мероприятия по совершенствованию ассортимента готовых блюд Торгового центра «100 метровка»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА Ι. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР «100 МЕТРОВКА» КАК АКТОРА НА РЫНКЕ ГОТОВЫХ БЛЮД………..…………………………………………………………………….6
1.1. Маркетинговая характеристика отдела готовых блюд…………………………………………………………………………6
1.2. Особенности рынка полуфабрикатов и готовых блюд……………………………..…………………………………………13
ГЛАВА ΙΙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ..………...…..............................................21
2.1. Сущность ассортимента товаров и его основные характеристики………21
2.2. Этапы и факторы формирования ассортимента товаров …………….…..33
ГЛАВА ΙΙΙ. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОТДЕЛА ГОТОВЫХ БЛЮД ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «100 МЕТРОВКА»…………………………………...43
3.1. Описание имеющегося ассортимента и ассортиментной политики …….43
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики на основе изучения потребительского поведения…………………53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…65
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….
Многие продовольственные товары можно в производственных условиях максимально подготовить к употреблению в виде полуфабрикатов, концентратов, кулинарных изделий. При современном ритме жизни спрос на эти товары постоянно растет.
Необходимо
также отметить, что на спрос и
потребление многих товаров, в особенности
продуктов питания, оказывает влияние
сезонность их производства (молочные
продукты, мясо, овощи, фрукты и др.).
Вследствие этого происходит неравномерность
их потребления в течение года,
и спрос переключается на товары
их заменяющие. Например, в зимний и
весенний периоды увеличивается
спрос на овощные и фруктовые
консервы, заменяющие свежие плоды
и овощи; летом в условиях обилия
овощей, ягод и фруктов резко снижаются
объемы продаж круп и макаронных изделий
и т. д. Проблема сглаживания сезонности
в потреблении пищевых
Основным
фактором, определяющим количество комплексов
и их наименования, являются размер
торговой площади магазина. Наряду
с этим следует учитывать сложившуюся
структуру товарооборота
Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
Если говорить об ассортиментной политике павильонов, палаток и киосков, которые относятся к мелкорозничной торговой сети, то в отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров, но обычно быстрее реагируют на спрос и корректируют в соответствии с ним свой торговый ассортимент.
При формировании торгового ассортимента розничного торгового предприятия могут быть использованы различные принципы:
Ассортимент розничного торгового предприятия условно можно разделить на три группы.
1. Базовый ассортимент - это основные товары, на которые приходится не менее 50% продаж предприятия.
2.
«Привлекающие» («зазывные») товары
— это товары повседневного
спроса, являющиеся для покупателей
показателем уровня цен в
3. Дополняющие (ассортиментные) товары. Доля этих товаров в товарообороте обычно не превышает 15%. Магазин, предлагающий более широкий ассортимент, вызывает большее доверие покупателей. Покупатель может приобретать одну и ту же марку товара, но наличие на полке других марок стимулирует его покупку.
Для первых двух групп важно постоянное наличие в продаже указанных товаров, тогда как ассортимент дополняющих товаров постоянно меняется.
Существует
ряд приемов формирования ассортимента,
учитывающих взаимовлияние
На ассортимент огромное влияние оказывают уровень розничных цен, упаковка и возможности размещения.
Работниками
магазинов разрабатываются
В магазине должен проводиться ассортиментный анализ, в результате которого выявляются наиболее перспективные товары.
Рассмотрим основные подходы к формированию ассортимента. Формирование товарного ассортимента с учетом поведения товаров на рынке
основывается
на следующей классификации
«Лидеры» Определяют успех предприятия, обеспечивают широкую клиентуру, прибыль. Обычно это товары-новинки известных фирм-производителей. «Локомотивы» «тянут» за собой другие изделия предприятия, способствуют утверждению фирменной марки, часто это товары, которые раньше были «лидерами».
«Привлекающие» привлекают покупателей своей дешевизной – это хорошо известные товары повседневного спроса, которые продаются по более низким ценам, чем в других торговых точках. Их низкие цены покупатель по ассоциации распространяет и на другие товары предприятия. Имиджевые товары могут иметь высокую зазывную цену.
«Тактические» Дополняют имеющийся ассортимент (чтобы клиент не обращался к конкуренту), являются рентабельными. «Внедряемые» нуждаются в поддержке и в благоприятном моменте для выхода на рынок
«Уходящие» - поддерживаемые товары, требующие модификации или изъятия с рынка.
Розничному торговому предприятию сложно увеличить объем товарооборота за счет товаров базового (основного) ассортимента, и оно старается повлиять на покупателя с целью заставить его сделать импульсивную покупку. На это направлены основные элементы мерчендайзинга. Важно выявить, какие товары в определенном магазине могут стать товарами импульсивной покупки. Большинство авторов к товарам импульсивной покупки относят мелкие товары с невысокой ценой, которые следует располагать около узлов расчета в надежде, что покупатель около кассы, где ему приходится задерживаться, заметит их и сделает покупку.
Формирование торгового ассортимента с учетом возрастной структуры торгового ассортимента предполагает наличие гармоничного равновесия между старыми и новыми товарами. Если ассортимент устарел, он будет пользоваться все: меньшим спросом; если он слишком «молод», то потребуется длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль. Ассортимент также может формироваться из товаров, дополняющих основные товары, фирменных товаров (обязательно присутствие марок — «флагов»), сопутствующих товаров, товарных комплексов. В целом товарный ассортимент должен быть гармоничным — удобным для покупателя, экономически оправданным для магазина.
На
спрос оказывают влияние
1. Размеры денежных доходов населения, его численность, социальный, профессиональный и половозрастной состав;
2. Уровень розничных цен и их соотношений;
3. Деятельность предприятий общественного питания;
4. Объем привозов продуктов животноводства и растениеводства из других регионов;
5. Географические и климатические особенности проживания населения;
6. Национальные и исторические особенности труда и быта данного района и др.
Большинство перечисленных факторов спроса может быть учтено при формировании ассортимента товаров, так как многие из них имеют конкретное числовое выражение и являются постоянно действующими для определенного района. Их можно рассматривать в качестве элементов, определяющих силу воздействия спроса на формирование ассортимента.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя предельную цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.
В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров, возрастающих требований покупателей к ассортименту и качеству товаров вопросы правильного формирования товарного ассортимента для розничных торговых предприятий различных типов приобретают исключительное значение.
Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.
Потребности
населения в товарах
Как отмечалось, на формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности. Тип торгового предприятия, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. Например, продовольственные магазины, как известно, по ассортиментному профилю подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской "Продукты". В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента, т. е. установление номенклатуры товарных групп и развернутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Так, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т. е. наличие продовольственных товаров всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственных товаров повседневного спроса.
Экономически
обоснованная и установленная для
магазинов номенклатура товаров
оказывает, в конечном итоге, положительное
влияние на экономические показатели
торгово-хозяйственной
Основные
факторы, влияющие на формирование торгового
ассортимента, представлены в Приложении
2.
ГЛАВА ΙΙΙ.
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОТДЕЛА ГОТОВЫХ
БЛЮД ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «100 МЕТРОВКА»
3.1.Описание
имеющегося ассортимента и ассортиментной
политики
Как
было сказано выше, формирование ассортиментной
политики и ее реализация имеют особое
значение в деятельности розничного
предприятия. Ассортиментная политика
предполагает наличие информации о
характеристиках сегментов