Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..
Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08. 08. 2001 № 128-ФЗ (вступил в силу 10.02.2002г.)
Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах», от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27. 02. 2003 № 29-ФЗ). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Особенности создания акционерных обществ, при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров по отношению к обществу).
1.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. 2002 год.
В книге интегрированы идеи и методы обеспечения конкурентоспособности и эффективности управляемых объектов. В первом разделе проводится анализ литературы по маркетингу и менеджменту, основы управления конкурентоспособностью. В первом разделе проводится методика разработки конкурентоспособных стратегических решений. В третьем разделе изложены концепции основных видов маркетинга, управления и менеджмента. Книга служит для руководителей и будущих руководителей, ученых и специалистов, преподавателей и студентов, изучающих проблемы выхода организации из кризиса.
Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. 1998 год.
В учебнике рассматриваются теоретические вопросы и практические проблемы стратегического управления предприятиями. Дается современная трактовка реализации стратегии, основанная как на академических исследованиях, так и на практическом опыте. Описывается вся цепочка стратегического управления - от возникновения идеи разработки до ее реализации.
Чуев И. Н., Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия. 2003 год.
Достоинством данного учебника является то, что в нем показаны основные изменения в развитии хозяйствующих субъектов в период формирования рынка. Учебник отражает весь комплекс экономических проблем современного этапа развития предприятия, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами его деятельности, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы.
Шеремет А. Д. Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М,2003. - 237 с.
Автор – сторонник разработанной в России системы комплексного экономического анализа деятельности предприятия, т.е. расширения области анализа финансовой деятельности: не отделять друг от друга показатели оценки производственного и финансового анализа.
Важная особенность данной методики состоит именно в рассмотрении финансового анализа в единой системе комплексного экономического анализа, включающей как производственный, так и финансовый анализ Конечно, основная направленность методики - финансовый анализ, но в ней постоянно подчеркивается, что истоки финансовых показателей лежат в области производственной деятельности, производственная эффективность проявляется и во многом определяет финансовую эффективность и финансовые обобщающие показатели.
Панов А. И., Коробейников И. О. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 285 с.
Структура учебного пособия комплексно охватывает основные проблемы стратегического менеджмента - от общих его принципов до конкретных приемов разработки и реализации стратегии.
Материалы первой главы содержат необходимые сведения о сущности стратегического управления.
Вторая глава посвящена рассмотрению основных этапов стратегического управления. В ней раскрываются структура, цели организации.
В третьей главе освещается содержательная сторона общего направления деятельности фирмы.
Четвертая глава посвящена конкретным вопросам разработки стратегии. Здесь раскрываются основные виды базовых стратегий.
Пятая глава посвящена вопросам реализации стратегии.
В шестой главе рассматривается совокупность применяемых организационных стратегий, к которым прибегают современные фирмы и корпорации. Новой проблеме в области стратегического управления-управлению резервами предприятия - посвящена седьмая глава.
В завершающей восьмой главе анализируются вопросы, относящиеся к оценке результативности реализации стратегии фирмы.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.
Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении свои целей.
Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:
Внутренняя среда организации включает в себя следующие основные элементы:
производство,
финансы,
маркетинг,
управление персоналом,
организационная структура.
Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях [25. стр. 150].
Прежде чем приступить к поиску информации, фирма должна определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды. (Примерный перечень признаков для характеристики внутренней среды (см. Приложение 6, Табл. 4).
Рассмотрим сильные и слабые стороны Открытого Акционерного общества «ТД «Преображенский» во внутренней среде (Табл.1).
Сильные и слабые стороны организации
Таблица 1
| Сила | Слабости |
ТД «Преображенский» имеет опытных специалистов | Х |
|
Известно за пределами Москвы и области | Х |
|
Отсутствие обоснованной маркетинговой концепции |
| Х |
Большой опыт | Х |
|
Превосходные технологические навыки | Х |
|
Из анализа видно, что «ТД «Преображенский» имеет большой опыт работы, что положительно сказывается на его развитии. Предприятие имеет опытных специалистов. Есть и свои слабости – нет обоснованной маркетинговой концепции. Необходимо постоянно следить за конкурентами, чтобы не уступить место на рынке.
Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить следующие компоненты: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция.
Экономический
Налоговая ставка влияет напрямую на чистую прибыль и ее завышение сказывается отрицательно. Платежеспособность предприятия – предприятие может получить кредит в банке под проценты, это означает, что оно финансово устойчиво и платежеспособно.
Политический
Предприятие следит за законодательными, нормативными и социальными актами федеральных и местных органов власти, за налоговыми программами, кредитной политикой местных властей, и т.д.
Рыночный
Легкость проникновения на рынок. Со своим ассортиментом фирма заняла устойчивую позицию в отрасли и достаточную долю рынка 45%. способность привлечь новых клиентов.
Технологический
Появление новых технологий. Структурные технологические сдвиги. Технологические нововведения позволили полностью автоматизировать работу на предприятии.
Конкуренция
ОАО «ТД «Преображенский» постоянно следит за деятельностью конкурентов, определяя в чем их преимущества и недостатки. Фирма имеет прайс-листы своих конкурентов.
Рассмотрим возможности и угрозы внешней среды «ТД «Преображенский» (см таблицу 2).
Как видно из проведенного анализа, «ТД «Преображенский» имеет как возможности, так и угрозы. Раз правительство вводит высокие таможенные пошлины на ввоз импортной продукции, то расходы по их растаможиванию, доставке, транспортировке возрастут, что ляжет на плечи заказчиков. Чем ближе находятся поставщики, тем ниже транспортные расходы. Чем больше услуг, тем больше у заказчиков возможность выбрать именно то, что им более необходимо в данный момент. Растущая требовательность заказчиков представляет собой угрозу для организации так как, если заказчику не смогут предоставить услуги именно того качества которые ему необходимы, то они уйдут к другому, кто может предоставить эти услуги. Для «ТД «Преображенский» - это грозит тем, что оно потеряет своих клиентов.
Возможности и угрозы внешней среды
Таблица 2
Факторы среды | Возможности | Угрозы |
Правительство вводит более высокие таможенные пошлины на ввоз импортной продукции |
| Х |
Возрождается производство | Х |
|
Поставщики находятся близко | Х |
|
Повышение цен на продукты питания |
| Х |
Способность обслужить дополнительные рынки сбыта | Х |
|
Расширение услуг | Х |
|
Введение новых технологий | Х |
|
Растущая требовательность заказчиков |
| Х |