Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..
Под ликвидностью понимают возможность реализации материальных и других ценностей и превращения их в денежные средства.
Ликвидность баланса предприятия тесно связана с его платёжеспособностью, под которой понимают способность в должные сроки и в полной мере отвечать по своим обязательствам.
Показатели ликвидности предприятия
Таблица 14
Показатели | Огра ничения | 2007год | 2008 год | 2009 год |
Коэффициент абсолютной ликвидности | ≥ 0,2 | 0,1 | 0,4 | 0,2 |
Коэффициент текущей ликвидности | ≥ 1 | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Коэффициент быстрой ликвидности | ≥ 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,4 |
Коэффициент текущей ликвидности характеризует ликвидность предприятия с учетом предстоящих поступлений от дебиторов - он показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности:
Кл = Оборотные средства(итог II раздела)/Краткосрочные пассивы
Коэффициент текущей ликвидности за 2007 год.
К1= 13950,361/9221,399 = 1,5;
Коэффициент текущей ликвидности за 2008 год.
К2= 20131,583/14903,732 = 1,4;
Коэффициент текущей ликвидности за 2009 год.
К3= 19223,755/14106,547 = 1,4.
Из произведенных расчетов видно, что данные показателя за три года недостаточно высоки, но этот коэффициент стабилен .Это говорит о том,что предприятия предприятие может погасить текущую задолженность.
Частным показателем коэффициента текущей ликвидности является коэффициент быстрой ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (без учёта материально-производственных запасов) к краткосрочным обязательствам. Необходимость расчёта этого показателя вызвана тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко неодинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели непосредственно после их реализации, и зачастую по пониженной цене. А эта процедура в свою очередь предполагает не только наличие покупателя, но и наличие у него денежных средств:
Клб = (Дебиторская задолженность + Денежные средства) / Краткосрочные пассивы
Коэффициент быстрой ликвидности за 2007 год:
К1= 4191,972/9221,399= 0,5;
Коэффициент быстрой ликвидности за 2008 год:
К2= 8736,008/14903,732= 0,6;
Коэффициент быстрой ликвидности за 2009 год:
К3= 5399,379/14106,547= 0,4;
Значения показателя, равное 0,5-0,75, свидетельствует об устойчивом положении предприятия.
Обобщив данные расчета коэффициента быстрой ликвидности можно сказать, что с помощью дебиторской задолженности предприятие в состоянии расплатится по своим долгам, но при условии, что расчеты с дебиторами будут произведены в предусмотренные сроки.
Коэффициент абсолютной ликвидности –характеризует мгновенную ликвидность (платежеспособность) и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности:
Кла = Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / Краткосрочные пассивы
Коэффициент абсолютной ликвидности за 2007 год:
К1 = 586,962 / 9221,399 = 0,1;
Коэффициент абсолютной ликвидности за 2008 год:
К2 = 6251,288 / 14903,732 = 0,4;
Коэффициент абсолютной ликвидности за 2009 год:
К3 = 2329,774 / 14106,547 = 0,2;
Достаточное значение для этого показателя ≥0,2.
Из расчетов видно, что за 2007 год каждый день подлежало погашению 10% краткосрочных обязательств предприятия, т.е на отчетную дату была погашена за 10 дней (1:0,1). За 2008 год была погашена за 25 дней (1:0,4). За 2009 год каждый день подлежало погашению 20%, т.е краткосрочная задолженность может быть погашена за 5 дней (1:0,2).
Основные технико-экономические показатели
Таблица 15
Показатели | 2008 | 2009 | Изменения | Темп роста % | |
Объем реализации в тыс. руб. | 75284,97 | 88251,9 | 12966,93 | +17 | |
Фонд оплаты, тыс. руб. | 19040 | 21468,0 | 2428 | 12,8 | |
Минимальная з/плата в месяц, руб. | 6800 | 7485 | 685 | 10 | |
Балансовая прибыль, тыс. руб. | 4594 | 8004 | 3410 | 74,2 | |
Себестоимость | 70690,97 | 80247,9 | 10502,93 | 14,9 | |
Рентабельность | 0,061 | 0,0997 | 0,039 | 63 |
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим показателям видно, что объем реализации увеличился концу 2009 года на 12966,93тыс. рублей т.е. на 17%.
Прибыль предприятия выросла на 3410 тыс. руб., что составляет 74,2%. Увеличилась средняя заработная плата на 10%. Себестоимость работ в 2009 году увеличилась на 14,9 %. Это обусловлено влиянием на рост цен инфляционного процесса.
В 2009 году предприятием получена прибыль от реализации выполненных работ в сумме 8003543 руб. Налоги, уплаченные за счет прибыли составили 1586840 руб. Полученной прибыли предприятию достаточно для выплаты дивидендов. Дебиторская задолженность на 01.01.2004 г. составила 3069605 руб., но она реальна к погашению в январе 2004 г. Кредиторская задолженность составила 14106547 руб.
Предприятие не имеет задолженности перед бюджетом и задолженности по заработной плате. Кредитами банка не пользовалась, обеспечено собственными средствами.
Проведя анализ финансового состояния предприятия можно сказать, что ОАО «ТД «Преображенский» имеет абсолютную финансовую устойчивость, все финансовые коэффициенты находятся в предусмотренных пределах.
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Одной из главных задач в сфере экономической политики является проведение налоговой реформы, которая должна стать важнейшим условием обеспечения ускоренного экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в Россию капиталов, вывезенных за границу, а также привлечения в страну иностранных инвестиций. В этой связи важное значение принадлежит налоговому законодательству, которое призвано создать четкие условия для функционирования налоговой системы и организации налоговых отношений.
Первым шагом в области налоговой реформы явилось принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части НК РФ, что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между плательщиками и налоговыми органами, а так же налоговым администрированием.
Введение с 1 января 2001 г. четырех глав части второй НК РФ, включающих регулирование налогообложения таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, акцизы, единый социальный налог, а также отменяющих налоги, взимаемые с выручки, обеспечило снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 3-4%.
Одним из приоритетов налоговой реформы ставится задача создания условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов, т. е. повысить ее инвестиционную привлекательность и тем самым обеспечить рост конкурентоспособности отечественных предприятий. Следующим приоритетом становится выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики, прежде всего налоговое бремя должно снизиться для обрабатывающей промышленности, при сохранении налоговой нагрузки на сырьевой сектор. Выравнивание налоговой нагрузки должно произойти между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью.
Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды.
В России проблемам повышения конкурентоспособности на высшем уровне управления стали уделять некоторое внимание только в 1999 году.
К главным практическим мерам реализации национальной идеи повышения конкурентоспособности России, относят следующие:
- разработка и принятие нормативного акта по конкурентоспособности (закона, указа Президента, и т.д.);
- разработка стратегии выхода России из кризиса до 2020 г;
- разработка Федеральной программы повышения конкурентоспособности России до 2020 г.;
- создание образовательного учреждения Академии конкурентоспособности Министерства образования Российской Федерации ;
- проведение во всех образовательных, государственных, коммерческих и других структурах и через все средства массовой информации непрерывной работы по обучению и пропаганде национальной идеи повышения конкурентоспособности России; - издание журнала «Конкурентоспособность».
Повышению конкурентоспособности России уделено внимание и в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 10 января 2000 г. В Концепции отмечается, что важнейшей задачей для России является опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях ее решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.
В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.