Пути повышения конкурентоспособностои предприятия за счет конкурентных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

полный текст проекта.doc

— 765.00 Кб (Скачать)

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена [5. стр. 165].

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и прогрессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей) (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной, интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики [17. стр. 180].

1.3. Характеристика предприятия

1.3.1. Общие положения

ОАО «Торговый Дом «Преображенский» является одним из крупнейших в отрасли хладокомбинатом, основанным в 1955 г., главной целью деятельности которого является завоз пищевых продуктов, их хранение и реализация. Холодильные камеры располагаются на 5 этажах здания и могут поддерживать температуру от 0 до -18° С. В подвальном этаже холодильного корпуса имеется возможность для хранения продукции при температурах от 0 до -2 С.

Всего на территории предприятия находится 91 холодильная камера, емкостью от 300 до 1000 тонн. Общий объем камер составляет 130000 м3, что позволяет одновременно хранить до 30000 тонн продуктов. Поддержание необходимой температуры и влажности на предприятии осуществляется автоматизированным компрессорным цехом.

Предприятие имеет цех внутризаводского транспорта, обеспечивающий работу электропогрузчиков и электрокаров, которых насчитывается более 100 единиц. Товары на предприятие поступают автотранспортом на автомобильную эстакаду, на которой одновременно могут разгружаться до 40 большегрузных автомобилей.

В 2005 году образовался агрохолдинг «Торговый Дом «Преображенский», который включает в себя ОАО «Торговый дом «Преображенский» и ЗАО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов», расположенный в республике Башкирия.

ЗАО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов» является одним из крупных производителей сухого обезжиренного молока, сливочного масла и ультрапастеризованного молока в России.

Предприятие расположено в степной зоне Башкирии, известной своими великолепными пастбищами с богатым разнотравьем, придающим неповторимый вкус продукции комбината.

Около 100 хозяйств поставляют молоко на предприятие, где от приемки до выработки конечного продукта, оно подвергается лабораторному контролю. В своей деятельности лаборатории используют современные экспресс-методы, позволяющие за считанные минуты определить наличие антибиотиков и ингибиторов в молочном сырье.

Благодаря этому удалось достигнуть высоких показателей качества и безопасности выпускаемой цельномолочной продукции, сухого обезжиренного молока и сливочного масла, отвечающим существующим ГОСТам и санитарно-гигиеническим требованиям.

Предприятие внедрило систему обеспечения безопасности продукции - ХАССП и признано соответствующим требованиям международного стандарта ISO 9001-2000, которые были подтверждены сертификатом TUV CERT в 2005 году.

Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации и Устава.

Наименование и местонахождения Общества

Полное фирменное наименование Общества - открытое акционерное общество «Торговый дом «Преображенский».

Сокращенное фирменное наименование Общества: ОАО «ТД «Преображенский».

Место нахождения и почтовый адрес Общества: г. Москва, 107143, Открытое шоссе д.1/3.

Основные виды деятельности:

Основными видами деятельности Общества являются:

1.      Продажа продуктов питания;

2.      Аренда холодильных камер и офисов.

Хладокомбинат ОАО «Торговый Дом «Преображенский» оказывает следующие услуги по хранению продовольственных товаров:

      ответственное хранение,

      аренда холодильных и плюсовых камер,

      аренда офисов,

      информационно-консультативное обслуживание участников ВЭД,

      погрузо-разгрузочные работы.

3.      Фасовка сливочного масла в пачки  1/200

4.      Обеспечивает длительное хранение продуктов городского резерва г. Москвы.

Фирмы – конкуренты:

На рынке присутствуют ряд фирм- конкурентов осуществляющих производственную деятельность:

- ОАО «МосМедыньагропром»;

- Компания «Вимм-Билль-Данн»;

- ОАО «Белгородский молочный комбинат»;

- ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский».

Численность персонала

Численность работников Хладокомбинат ОАО «Торговый Дом «Преображенский» составляет 239 человек, в том числе административно – управленческий персонал –39 человек.

Цели фирмы:

Цель фирмы – обеспечение продуктами питания торговых и других точек московского региона, а также социальных учреждений (больницы, школы, детские сады).

Долгосрочные цели:

      Увеличение доли рынка на 20% к 2015г;

      Обеспечение лидерства по объемам реализации продуктов питания.

Среднесрочные цели:

                       Увеличить объем заказов на 8% к 2012г.

Краткосрочные цели:

                       Закупить новое оборудование в 2011 году для маслофасовочного цеха.

Структура предприятия;

ОАО «ТД «Преображенский», имеет линейно-функциональную структуру. Это позволяет в кратчайшие сроки доводить до исполнителей информацию, ориентироваться в динамике деятельности предприятия, постоянно иметь исчерпывающие данные от структурных подразделений о положении дел. Это проводиться через заместителей и начальников участков. Структура предприятия представляет разделение обязанностей между подразделениями и их четкое взаимодействие между собой. (см. рис.1)

Предприятие возглавляет Генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность. Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. В своей деятельности руководствуется решениями собрания акционеров.

Рис. 1. Организационная структура ОАО «ТД «Преображенский»

Финансовый директор руководит работой финансово-бухгалтерского отдела, распоряжается финансами предприятия, составляет и планирует отчисления, следит за своевременностью расчетов с кредиторами.

Начальник коммерческого отдела ищет рынки сбыта продовольственных товаров, заключает договора с покупателями, проводит анализ цен на рынке сбыта, следит за выполнением сроков реализации по договорам.

Начальник технологического цеха следит за правильным размещением товаров в морозильных камерах, обеспечивает работу лифтов для перемещения груза, несет ответственность за погрузо-разгрузочные работы на автодорожной эстакаде.

Главный бухгалтер, руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, разрабатывает планы повышения производительности труда, занимается выявлением и использованием производственных резервов, улучшением организации производства, труда и заработной платы.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Клиентский отдел выписывает и оформляет документы на отгрузку товара, следит за своевременной оплатой отгруженной продукции по договорам, составляет акты выверки с клиентам, следит за передвижением автотранспорта.

1.4. Правовые основы деятельности предприятия

В этом разделе мы проведем обзор основных правовых и литературных источников, используемых в нашем дипломном проекте:

                            ОАО «ТД «Преображенский» является открытым акционерным обществом или ОАО, форма организации управления публичной компанией - акционерное общество; акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Во главе предприятия собрание акционеров.

«Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учётом требований настоящего Федерального закона и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено» — это цитата из Ст.7 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Трудовой кодекс Российской Федерации является установлением государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1, от 22 марта 1991 года (изменения от 21. 03. 2002 № 31-ФЗ, от 09. 10. 2002 № 122-ФЗ)

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;

Ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.

Настоящий Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Hе допускается недобросовестная конкуренция, в том числе (в редакции, введенной в действие с 12 октября 2002 года Федеральным законом от 9 октября 2002 года N 122-ФЗ):

                  распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

                  введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей (абзац в редакции, введенной в действие с 12 октября 2002 года Федеральным законом от 9 октября 2002 года N 122-ФЗ);

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг (пункт дополнительно включен с 12 октября 2002 года Федеральным законом от 9 октября 2002 года N 122-ФЗ).

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособностои предприятия за счет конкурентных преимуществ