Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГОУ ВПО РГАЗУ)
Институт коммерции, менеджмента и инновационных технологий
Кафедра Менеджмента
РАЗРЕШАЮ:
Допустить к защите
Зав. Кафедрой _____________________
«_____»_____________________
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
(на примере предприятия ОАО «ТД «Преображенский»)
Дипломник: Макаров Виталий Геннадьевич
Руководитель: к.п.н., Михалкина Е. Г.
Консультанты:_________________
______________________________
______________________________
Рецензент:____________________
______________________________
г. Балашиха
2010г.
Содержание
| Наименование глав и разделов | № стр. |
Введение………………………………………………………… | 3 | |
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……... | 5 | |
| 1.1. Сущность конкурентоспособности……………………… | 5 |
| 1.2. Функции, методы конкуренции………………………………………………… | 11 |
| 1.3. Характеристика предприятия………………………………………………… | 18 |
| 1.4. Правовые основы деятельности предприятия…………………………………. | 17 |
| 1.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников по проблеме исследования……………………………………………… |
23 |
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельностипредприятия ОАО «ТД «Преображенский»……………………………….. |
28 | |
| 2.1. Анализ внутренних и внешних факторов……………………………………… | 28 |
| 2.2. Анализ конкурентоспособности……………………… | 31 |
| 2.3. Портфельный анализ………….................... | 36 |
| 2.4. Анализ трудовых ресурсов……………………………………………………… | 37 |
| 2.5. Анализ финансового состояния предприятия…………………………………. | 42 |
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ |
54 | |
| 3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………… |
54 |
| 3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия….. | 57 |
| 3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»………… | 62 |
| 3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС………………………………………… | 66 |
Выводы и предложения………………………………………………… | 72 | |
Список литературы…………………………………………………… | 75 | |
Приложения…………………………………………………… | 78 |
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации, фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Будучи обязательным и исходным элементом рыночного хозяйства, конкуренция претерпела значительную эволюцию: от свободной и полной в период первоначального накопления капитала до государственно-
Свободная конкуренция в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.
В процессе общественного развития мелкое производство постепенно вытесняется крупным, централизованное управление занимает все более широкие сферы деятельности.
В современных условиях, чтобы выжить, гораздо больше времени нужно уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и улучшение всего финансового положения организации.
Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств, в конкурентной борьбе, для улучшения своих позиций на рынке, компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Наибольшего успеха добиваются фирмы, которые функционируют в условиях конкуренции, постоянно находятся в поиске, ориентируются на запросы потребителя, преодолевают в себе консерватизм и инерцию.
Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предприятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют региону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее повышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирования конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуации на продовольственном рынке.
В рамках дипломного проектирования решались следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятия, показатели оценки и пути повышения конкурентоспособности предприятия в современный период;
- провести анализ производственной деятельности ОАО ТД «Преображенский», а именно, дать краткую характеристику, проанализировать его финансово-хозяйственную деятельность по необходимым экономическим показателям;
- дать конкретные предложения по повышению конкурентоспособности предприятия.
Понятие конкурентоспособности всегда конкретно, так как товар постоянно должен проходить проверку на степень соответствия общественным потребностям, которые диктуются вкусами, интересами и предпочтениями определенных групп покупателей. В целом покупатели приобретают тот товар, который в наибольшей степени соответствует общественным потребностям по сравнению с другим товаром [23. стр. 254].
Совокупность мнений единичных покупателей определяет степень удовлетворенности покупателя товаром, которая формируется еще до появления товара на рынке. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.
Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Или: Конкурентоспособность товара – это его способность быть проданным.
Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту.
Конкурентоспособность отличается от качества товара. Конкурентоспособность определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности, иные свойства во внимание не принимают.
Один и тот же товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, покупательной способности потребителя, рекламы и других внутренних и внешних факторов. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей для которых он предназначен.
Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность товара может существенно меняться, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и других факторов.
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления свойств анализируемой продукции с аналогичными свойствами базового или эталонного образца. За базу сравнения конкурентоспособной продукции принимают: либо потребность покупателя, либо образец. Образец- это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.
Если параметры продукции не имеют физической меры, то для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Выделяют дифференцированный (описательный) и комплексный метод.
Дифференцированный метод позволяет констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, однако не отражает влияния каждого параметра при выборе товара потребителем.
Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных показателей.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
Тэ.п.= За / Зо,
Где, Тэ.п. – групповой показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам,
За, Зо – полные затраты потребителя по анализируемой (оцениваемой) продукции и образцу [5. стр. 130].
Потребителя продукции интересует не природа продукта, а то, что он обладает потребительской стоимостью. Акт купли-продажи товара является свидетельством того, что данный товар соответствует условиям рынка. Чем больше количество покупателей подтверждает данное соответствие, тем выше конкурентоспособность товара. Поэтому проблемы качества и конкурентоспособности выходят на первый план при создании хозяйствующего субъекта.
Именно качество и конкурентоспособность продукции являются основой выживаемости в условиях жесткой конкуренции. Данный подход к определению качества и конкурентоспособности принципиально меняет задачи производителя продукции в области планирования и управления качеством, учета затрат, выбора более экономичного варианта достижения определенного уровня качества и наилучшего способа организации процесса его обеспечения. Данные проблемы успешно решаются лишь при едином подходе к понятию качества, способов и методов его измерения [23. стр. 256].
Базой оценки конкурентоспособности является исследование конъюнктуры рынка, потребностей покупателя, и других требований рынка.
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности (Общая схема оценки конкурентоспособности представлена на рис.1 в Приложении 1).
Оценка конкурентоспособности начинается с определения цели маркетингового исследования:
если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;
если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.
Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации.
Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:
рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
анализируются направления развития аналогичных разработок;
рассматриваются сферы возможного использования продукции;
анализируется круг постоянных покупателей.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынку либо к конкретной группе конкурентов, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентное преимущество системы – это какая либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Прогнозирование конкурентного преимущества системы может осуществляться на основе :
- системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон системы;