Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..
Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:
1. Появление новых конкурентов.
2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.
3. Сила позиции поставщиков.
4.Сила позиции покупателей.
5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли .
Так как конкуренция является неотъемлемой составной частью развивающегося рынка, возникает настоятельная необходимость в ее изучении, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных фирмой рынках. Конкурирующие фирмы - это предприятия, имеющие полностью или частично совпадающие сегменты рынка. Наличие конкурентов заставляет каждую фирмы быть предельно внимательной к запросам своих клиентов.
Анализ конкуренции на торговом рынке - оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обуславливающих интенсивность конкуренции. К таким факторам относятся:
- численность и сравнительная емкость конкурирующих торговых компаний;
- изменение объема спроса на товары, и его структурная и стоимостная динамика;
- барьеры проникновения на рынок данной продукции;
- различия в стратегии предприятий-конкурентов;
- особые мотивы для конкуренции на данном рынке торговли строительными и отделочными материалами, бытовыми товарами, мебелью.
Численность конкурирующих торговых предприятий и их сравнительная емкость в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. При прочих равных условиях, интенсивность конкуренции наибольшая, когда на данном рынке борется значительное число торговых предприятий приблизительно равной силы. по определенной форме [18. стр. 540].
По итогам анализа были получены следующие данные:
Из пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, предоставляющими однотипные услуги.
Конкурентная сила поставщиков. Являются ли поставщики той или иной отрасли промышленности сильной или слабой конкурентной силой, зависит от условий, сложившихся в отрасли, фирм-поставщиков и от значимости для потребителя товара, который они поставляют.
В «ТД «Преображенский» налажена система поставок товара. У предприятия нет зависимости от одного поставщика.
Конкурентная сила покупателей. Конкурентная сила покупателей так же, как и поставщиков, может колебаться от значительной, до слабой.
Заказчикам «ТД «Преображенский» предоставляются услуги высокого качества и точно в срок. Это позволяет удерживать своих постоянных клиентов.
Проанализировав конкурентную среду, можно сделать вывод, что фирма конкурентоспособна, держит свою долю рынка, имеет перспективы ее расширить.
Исследование конкурентов и их сравнительная оценка являются основной для определения преимуществ и возможностей основных соперников.
Первым шагом является составление списка ключевых факторов успеха в данной отрасли и важнейших показателей их конкурентных преимуществ или недостатков.
Невзвешенная оценка конкурентной силы
ОАО «ТД «Преображенский»
Таблица 3
Наименование КФУ | ОАО ТД «Преобра-женский» | Компания «Вимм-Билль-Данн» | ОАО «Белго родский молоч ный комби нат» | ОАО «Молоч-ный комбинат «Нижегородский» |
Качество товара | 9 | 7 | 7 | 8 |
Имидж | 10 | 7 | 9 | 6 |
Производственные возможности | 7 | 3 | 6 | 7 |
Технологические навыки | 5 | 1 | 2 | 6 |
Реклама | 5 | 9 | 8 | 10 |
Сбытовая сеть | 8 | 7 | 6 | 5 |
Фин. положение | 9 | 8 | 7 | 8 |
Невзвешенная оценка | 53 | 42 | 45 | 50 |
На втором шаге проводится оценка фирмы и ее конкурентов по каждому показателю. При этом предпочтительнее использовать шкалу от 1 до 10.
Третий шаг представляет собой суммирование оценок сильных сторон каждого из соперников и расчет итоговых показателей их конкурентной силы.
Четвертый шаг выводы о масштабах и степени конкурентного преимущества или недостатка и определение тех сфер, где позиции фирмы сильнее и слабее.
При невзвешенной оценке предполагается, что каждый ключевой фактор имеет конкурентное преимущество. Размер этого преимущества отражается разницей между оценкой компании и оценками ее конкурентов.
Чем выше общая оценка компании, тем прочнее ее конкурентное положение. Чем больше разрыв между общей оценкой компании и общими оценками конкурентов, тем больше конкурентное преимущество компании [18. стр. 196].
Анализируя ключевые факторы успеха, я оценил их по десятибалльной системе, составив при этом таблицу, в которой дал оценку ОАО «ТД «Преображенский» и фирмам конкурентам.
Из таблицы видно, что к таким факторам, как реклама и технологические навыки нужно приложить усилия.
Таким образом общая оценка ОАО «ТД «Преображенский» - 53 балла показывает, что его преимущество над конкурентом Компания «Вимм-Билль-Данн» (его общая оценка 42) больше, чем над конкурентом ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский» (его оценка 50 баллов).
Тем не менее, более грамотным будет использовать систему взвешенных оценок, так как различные показатели конкурентной силы неодинаково важны. В системе взвешенных оценок каждый показатель конкурентной силы имеет определенный вес в зависимости от того, насколько важным он нам представляет для формирования конкурентного успеха. Сравнение общих взвешенных оценок показывает, у каких конкурентов наиболее сильное или слабое положение и насколько велико конкурентное преимущество одних компаний над другими.
Взвешенная оценка конкурентной силы ОАО ТД «Преображенский»
Таблица 4
Наименование КФУ | Вес КФУ |
ОАО ТД «Преобра-женский» | Компания «Вимм-Билль-Данн» | ОАО «Белго родский молоч ный комби нат» | ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский»
|
Качество товара | 0,10 | 1,8 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
Имидж | 0,10 | 1 | 0,7 | 0,9 | 0,6 |
Производственные возможности | 0,10 | 0,7 | 0,3 | 0,6 | 0,7 |
Технологические навыки | 0,05 | 0,25 | 0,05 | 0,1 | 0,3 |
Реклама | 0,05 | 0,25 | 0,45 | 0,4 | 0,5 |
Сбытовая сеть | 0,2 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1 |
Фин. положение | 0,4 | 3,6 | 3,2 | 2,8 | 3,2 |
Взвешенная оценка | 1,00 | 8,3 | 6,8 | 6,7 | 7,1 |
Приведенная система оценки конкурентной силы позволяет сделать полезные выводы о положении компании по сравнению с ее конкурентами. Оценки показывают положение компании в сравнении с конкурентами по каждому фактору, выявляя таким образом, где она сильна и где слаба и по отношению к кому. Кроме этого, общая оценка конкурентной силы позволяет судить о том, имеет ли компания конкурентное преимущество или конкурентное отставание по сравнению с каждым из соперников. Компания с самой высокой оценкой конкурентной силы имеет чистое конкурентное преимущество над каждым конкурентом [18. стр. 198].
Знание слабых и сильных сторон компании необходимо для выработки стратегии, способной улучшить ее положение по отношению к конкурентам в долгосрочной перспективе. Оценка конкурентной силы показывает, какой соперник может быть наиболее уязвим при конкурентной атаке и каковы его самые слабые стороны.
Для ОАО «ТД «Преображенский» наиболее сильным конкурентом является ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский». По некоторым факторам это предприятие даже превосходит наше. Поэтому ОАО «ТД «Преображенский» необходимо разработать стратегию, чтобы во многом преуспеть над фирмой ОАО «Молочный комбинат «Нижегородский».
Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля предприятия. Речь идет об оценке руководством состояния этого портфеля, т. е. об оценке положения всех входящих в состав предприятия производств. Под производством может иметься в виду отделение фирмы, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар.
Такой анализ требует выявить более или менее рентабельные производства и принять решения о том, что делать с каждым из них в отдельности. Фирме явно захочется вложить основные ресурсы в наиболее рентабельные производства и сократить или вообще прекратить вложения в слабые. Она может поддерживать свой хозяйственный портфель в боевой готовности, укрепляя или добавляя набирающие силу производства и избавляться от слабых.
Блок хозяйственного портфеля предприятия дает возможность решить следующие задачи:
какие отрасли развивать предприятию?
какие отрасли сохранять на прежнем уровне и почему?
какие отрасли «сворачивать» или в отраслях - производство отдельных товаров?
Для оценки привлекательности конкретной отрасли фирма учитывает размер рынка, темпы его роста, размеры получаемой на нем прибыли, интенсивность конкуренции, цикличность и сезонность деловой активности, а также возможности снижения себестоимости товарной единицы в условиях крупносерийного производства или за счет опыта, накопленного управляющими. Прочность коммерческого производства фирмы оценивается по показателям ее доли рынка, конкурентоспособности ее цен, качества ее товаров, знание своего рынка, эффективности сбыта и имеющихся географических преимуществ [21. стр. 320].
Выделяя наиболее приоритетные отрасли, которыми для ОАО «ТД «Преображенский» является цех розлива ультрапастеризованного молока и маслофасовочный цех, находящийся в структуре ЗАО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов», входящего в состав агрохолдинга ОАО «ТД «Преображенский». Можно сказать, что эти отрасли необходимо развивать и вкладывать в них больше средств и больше усилий на совершенствование этих услуг.
Повышение технико-организационного уровня и других условий в любой отрасли материального производства, в конечном счете проявляется на уровне использования всех трех элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда.
Результаты производственно-хозяйственной деятельности, динамика выполнения плана производства во многом определяются степенью использования трудовых ресурсов.
В основные задачи анализа использования трудовых ресурсов входят:
-в области использования рабочей силы - оценка обеспеченности предприятия необходимыми кадрами по численности, составу, структуре, уровню квалификации; анализ влияния численности работающих на динамику продукции;
-в области производительности труда - установление уровня производительности труда по структурным подразделениям; оценка факторов, влияющих на рост производительности труда.
Цель анализа трудовых ресурсов состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет производительности труда, более рационального использования численности рабочих, их рабочего времени [25. стр. 186].
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям профессиям с плановой потребностью.
Диаграмма 1. Обеспеченность трудовыми ресурсами
Из диаграммы видно, что динамика обеспеченности трудовыми ресурсами положительная. Имеется рост численности персонала.
Рассмотрим обеспеченность трудовыми ресурсами по категориям работников: инженерно-технический персонал и рабочие (см. таблицу 5).
Из проведенного анализа, что предприятие полностью обеспечено трудовыми ресурсами. По сравнению с 2007 и 2008 годами, инженерно-технический состав в 2009 году обеспечен на 100 %, что положительно сказывается на производительности труда.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период, а также по степени использования фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию (см таблицу 6).