Пути повышения конкурентоспособностои предприятия за счет конкурентных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

полный текст проекта.doc

— 765.00 Кб (Скачать)

- системного анализа конкурентных преимуществ выпускаемых системой товаров по стадиям их жизненного цикла;

-системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон конкурентов и выпускаемых ими товаров;

-анализа набора ценностей, которые могут быть превращены в конкурентные преимущества системы или ее товаров;

- оценки стоимости ценностей, приобретаемых системой;

- разработки программы прохождения ценностей до их воплощения, получения конкретного результата или эффекта в пространстве и во времени;

- анализа возможности соблюдения принципов качественного прогнозирования.

Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления, что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие: стратегический маркетинг, планирование, организация процессов, учет, контроль, мотивация, регулирование [20. стр. 222]. Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними и внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет сам стремиться быть конкурентоспособным.

Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствие с такими законами организации, как «закон наименьших» и «закон пропорциональности», специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

Внутренние или индивидуальные конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.

Наследственные конкурентные преимущества персонала:

- способности (одаренность, талант);

- темперамент;

- физические данные.

Приобретенные конкурентные преимущества персонала:

- деловые качества;

- интеллигентность;

- целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать цели);

- характер (отношение к труду, к другим);

- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);

- общительность;

- организованность;

- возраст и др.

Отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности - в большей степени являются наследственными. Физические данные человека среднестатистические определяются наследственными факторами.

Приведенные конкурентные преимущества персонала являются ориентировочными, в конкретном коллективе они будут уточняться [20. стр. 650].

Конкурентоспособность товара определяется четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевом уровне - конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию товара за его жизненный цикл; качество сервиса товара, а также динамичными факторами.

Значение перечисленных четырех интегральных показателей конкурентоспособности товара зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.

Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объем работ. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы (см. Приложение 2 таблица 1).

Внутренние факторы конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность (см. Приложение 3 таблица 2).

Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкурентными преимуществами организации, входящей в данную отрасль.

1.2. Функции, методы конкуренции

Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать это механизм.

Конкуренция - процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

В промышленно развитых странах эффективность механизма конкуренции существует давно и ее механизм хорошо отлажен. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой. Поэтому важно на начальном этапе построения механизма конкуренции и обеспечения конкурентоспособности определиться с терминами и понятиями.

Рассмотрим подробнее составляющие приведенного выше определения, отдельно каждое слово.

Процессы могут быть: общественными и личными, экономическими правовыми производственными и т.д.

Составляющими слова управление в понятие «конкуренция» является: нахождение, разработка, поддержание, использование, развитие.

В качестве субъектов в понятии «конкуренция» могут быть любые социальные, производственные или биологические системы.

Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, квалификационными, управленческими, природно-климатическими и др.

В качестве целей системы могут быть: выполнение миссии организации, достижение эффективности за счет внешнего или внутреннего развития и т.д.

Потребности могут быть: объективными или субъективными; первичными или высшими; прошлыми, настоящими или будущими и т.д.

В систему законодательства входят: конкурентное право, экологическое право, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, таможенная система, трудовое право и др.

На современном этапе мирового развития конкуренция как движущая сила вынуждает производителей товаров постоянно искать новые пути повышения их качества, снижения цены, повышения их качества сервиса.

Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены.

Закон конкуренции – объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии разработанного антимонопольного законодательства.

Конкурент – физическое или юридическое лицо, которое конкурирует с кем – либо, оспаривает его место на рынке, стремясь продать свой товар вместо товара другого участника рыночного процесса, старается оттеснить последнего на задний план или вообще вытеснить с рынка (На рисунке 2 представлены виды конкуренции, см. Приложение 5)

По степени интенсивности конкуренция может быть:

- привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

- ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает, либо вытесняет субъект из данного сегмента;

- ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает объект в данном сегменте рынка;

- умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка.

Формы конкуренции:

1.                   предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2.                   функциональная – конкуренция между товарами (объектами) - заменителями.

Методы конкуренции:

- на основе критерия повышения качества товара (неценовая );

- на основе критерия повышения качества сервиса товара;

- на основе снижения цены (ценовая);

- на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

- на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

В методах конкурентной борьбы существует два основных направления:

ценовое, когда цены на товар фирмы устанавливается ниже, чем на товар конкурента с примерно одинаковыми свойствами и того же качества;

(например, скрытая ценовая конкуренция, когда товар фирмы, обладающий лучшими, чем у конкурента, свойствами и качеством, продается по цене, одинаковой с конкурирующим товаром);

неценовое, осуществляемое за счет более высокого качества товара или лучшей организацией сбыта, торговли сервиса, рекламы, имиджа фирмы и других методов продвижения товара.

В странах с развитой рыночной экономикой ценовая конкуренция уступает место неценовой. Ценовые войны слишком разрушительны по своим микро – и макроэкономическим последствиям. Однако цены продолжают в ряде случаев оставаться орудием обеспечения конкурентоспособности товара. Продажа нового товара по цене, близкой к себестоимости, - повсеместная и достаточно распространенная практика. Сохранилась и такая разновидность ценовой конкуренции, как скрытая, когда новый товар, превосходящий по своим качествам и себестоимости товар конкурента, продается по цене конкурирующей фирмы.

В неценовой конкуренции видное место принадлежит бенч – маркетингу, где главным фактором конкурентной привлекательности выступает качество товара. В неценовой конкуренции проявляется связь между качеством товара и той прибылью, которую получает фирма, сумевшая продвинуть данный товар. Потребитель, как правило, согласен платить дороже за высококачественный, подходящий ему по своим свойствам товар, но есть некоторый предел удорожания, за которым круг покупателей начинает сужаться, объем продажи проявляет тенденцию к падению, а рост прибыли соответственно замедляется [20. стр. 580].

Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

- местном (в группе, отделе);

- региональном (районе, городе, области);

- национальном (в стране);

- межнациональном (в нескольких странах );

- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Варианты изменения конкуренции между фирмами, как известно следующие:

1)                конкуренция усиливается с увеличением количества соперничающих фирм;

2)                конкуренция усиливается, когда крупные фирмы присоединяют другую фирму и принимают решительные меры по выводу ее в лидеры;

3)                конкуренция сильна, когда спрос на товар растет медленно;

4)                конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирму на снижение цены или на применение других средств увеличения объема продаж;

5)                конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на другие невелики;

6)                конкуренция усиливается, когда одна или несколько фирм не удовлетворены своей долей рынка;

7)                конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений;

8)                конкуренция усиливается, когда затраты на выходе из рынка велики;

9)                ход конкуренции предсказуем, когда стратегии, ресурсы, организационные особенности, миссии фирм различаются в значительной мере и открыты большинству.

Факторы влияющие на конкурентную борьбу:

1)                 размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;

2)                 темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;

3)                 мощности – излишние мощности приводят к падению цен;

4)                 препятствие для входа или выхода из рынка защищают позицию фирм, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;

5)                 цена;

6)                 уровень стандартизации товаров – покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;

7)                 требование к размерам необходимых капитальных вложений – жесткие требования повышают риск, создают дополнительные барьеры входа-выхода;

8)                 экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;

9)                 быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.

Функции конкуренции

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособностои предприятия за счет конкурентных преимуществ