Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа
Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..
Рис. 1 Общая схема конкурентоспособности
Приложение 2
Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системы | Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1. Уровень конкурентоспособности страны
2. Уровень конкурентоспособности отрасли
3. Уровень конкурентоспособности региона
4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товар
5. Сила конкуренции на выходе системы
6.Сила конкуренции на входе системы, среди поставщика сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов
7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей
8. Появление новых потребностей
9. Уровень организации производства у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой
10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т. д.) | С повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара
То же
То же
То же
Увеличение силы(интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара
То же
То же
Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара
Повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара
С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается |
Таблица 1
Приложение 3
Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность
Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системой | Направленность влияния фактора на конкурентоспособность товара |
1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара
2. Рациональность организационной и производственной структур системы
3. Конкурентоспособность персонала технологий
4. Прогрессивность информационных технологий
5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования
6. Научный уровень системы управления
7. Обоснованность миссии системы | С повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность
Структура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара
Повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара
С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара
С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара
Миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров |
Таблица 2
Приложение 4
Перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации
Внешние факторы конкурентного преимущества организации | Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России |
1.Уровень конкурентоспособности страны
2. Уровень конкурентоспособности региона
3. Уровень конкурентоспособности отрасли
4. Государственная поддержка науки и инновационной деятельности
5. Налоговые ставки в стране и регионах
6. Наличие доступных и дешевых природных ресурсов
7. Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране
8. Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране | Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны
Принять меры по повышению конкурентоспособности региона либо уйти из него в другой , более конкурентоспособный регион
Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль
Совершенствовать систему трансферта(разработка новшеств) увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку
Пересмотреть налоговую систему по возможности состыковать и унифицировать ставки
Увеличить удельный вес добываемых из недр Земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50%
Поступление инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем
Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения |
Таблица 3
Приложение 5
Рис. 2 Виды конкуренции
Приложение 6
Признаки, характеризующие внутреннюю среду
Таблица 4
Производство | Размеры и мощности Тип и возраст оборудования Источник поставок Тенденции производительности Инновационные возможности Нормирование работ Уровень брака |
Маркетинг | Номенклатура продукции Качество продукции Размеры и доля рынка Качество маркетинговых исследований Эффективность применения рекламы Организация продаж и сервис |
Финансы | Активы Валовые накопления Доходность Источники денежных поступлений |
Управление персоналом | Программы обучения Процедуры привлечения отбора кадров Анализ трудовых операций Содержательность работы Система вознаграждения |
Организационная структура. Власть и лидерство | Характер делегирования полномочий Тип организационной структуры Отношения между менеджерами и рабочими Характер власти Эффективность менеджмента |
Приложение 7
Рис. 3 Виды стратегий развития бизнеса
77