Пути повышения конкурентоспособностои предприятия за счет конкурентных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы: Проблемы повышения конкурентоспособности пред-приятий в настоящее время являются наиболее актуальными. Только предпри-ятия, являющиеся достойными участниками конкурентной борьбы, позволяют ре-гиону стать более самостоятельным в своем экономическом развитии. А это один из важных вопросов, постоянно находящийся в центре внимания региональных и федеральных органов власти.
Цель дипломного проекта – проанализировать конкурентоспособность предприятия ОАО «Торговый дом «Преображенский» и разработать пути ее по-вышения.
Объект исследования: ОАО «Торговый дом «Преображенский».
Предмет исследования: состояние, тенденции и особенности формирова-ния конкурентоспособности предприятия с учетом реально сложившейся ситуа-ции на продовольственном рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы понятия конкурентоспособности……...5
1.1. Сущность конкурентоспособности……………………………………………..5
1.2. Функции, методы конкуренции…………………………………………………11
1.3. Характеристика предприятия……………………………………………………18
1.4. Правовые основы деятельности предприятия………………………………….17
.4.1. Обзор основных научно-теоретических источников
по проблеме исследования…………………………………………………...23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «ТД «Преображенский»………………………………...28
2.1. Анализ внутренних и внешних факторов………………………………………28
2.2. Анализ конкурентоспособности………………………………………………...31
2.3. Портфельный анализ…………..............................................................................36
2.4. Анализ трудовых ресурсов………………………………………………………37
2.5. Анализ финансового состояния предприятия………………………………….42
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия за счет конкурентных преимуществ54
3.1. Роль Государства в повышении конкурентоспособности продукции предприятия…………………………………………………………………………54
3.2. Выбор альтернативных вариантов конкурентоспособности предприятия…..57
3.3. Разработка конкурентной стратегии ОАО «ТД «Преображенский»…………62
3.4. БЖД, экологическая безопасность, ЧС…………………………………………66
Выводы и предложения……………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….75
Приложения……………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

полный текст проекта.doc

— 765.00 Кб (Скачать)

4. Руководители предприятий торговли, а также должностные лица, ответственные за пожарную безопасность складских помещений и зданий обязаны:

            Знать и точно выполнять правила пожарной безопасности и осуществлять контроль за их выполнением;

            Следить за строгим соблюдением установленного противопожарного режима лицами, работающими на объекте, а также посетителями торговых учреждений и предприятий;

            Не допускать к работе лиц не прошедших инструктажа о соблюдении мер пожарной безопасности;

            Обеспечить исправное содержание и постоянную готовность к действию имеющихся средств пожаротушения, а также средств пожарной связи;

            При возникновении пожара по прибытии пожарной команды принимать меры к его ликвидации;

            Следить за исправностью приборов отопления, электроустановок и электропроводки, принимать меры к устранению нарушений, которые могут привести к возникновению пожара.

5. Все рабочие и служащие должны быть проинструктированы о соблюдении мер пожарной безопасности, ознакомлены со способами вызова пожарной команды и должны уметь практически имеющиеся на объекте средства пожаротушения для ликвидации пожара.

6. Проведение противопожарного инструктажа рабочих и служащих возлагается на руководителей торговых предприятий, а также на должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность помещений торговых учреждений.

7. Противопожарный инструктаж должен быть кратким, четким и должен ознакомить вновь поступающих рабочих и служащих.

8. По окончании рабочего дня руководители учреждений или ответственные за пожарную безопасность лица должны тщательно осмотреть закрываемое помещение и устранить все имеющиеся режимные нарушения.

На предприятии соблюдаются все требования по пожарной безопасности. Все кабинеты, склады и подсобные помещения оснащены датчиками дыма, пожарными сигнализациями и огнетушителями. В коридорах висят планы эвакуации людей в случае пожара. Каждый сотрудник имеет противогаз. Отведены специальные места для курения, в противном случае взимается штраф. Раз в год проводится инструктаж, и учения на случай пожара.

В последние годы значительную угрозу для России начинают приобретать международный и внутренний терроризм.

Качественные изменения опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, негативные тенденции в экономике и социальной сфере, возрастание объемов ущерба, ежегодно приносимого авариями, катастрофами и стихийными бедствиями требуют принятия более эффективных мер в области гражданской обороны, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации.


Выводы и предложения

Конкурентная борьба, при умелом ее использовании, является важным инструментом стратегического планирования фирмы.

Оградить себя от конкуренции других фирм, предприятие может, разработав свою уникальную технологию планирования.

В первой главе дипломного проекта были рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности, сущность, функции и методы конкуренции. Дана характеристика предприятия. Проведен обзор основных источников, используемых в дипломном проекте.

Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Виды конкуренции:

- на основе критерия повышения качества товара ( неценовая );

- на основе  критерия повышения качества сервиса товара;

- на основе снижения цены (ценовая);

- на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

- на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Основными видами деятельности Общества являются: завоз пищевых продуктов, их хранение и реализация. На рынке присутствуют ряд фирм- конкурентов.

ОАО «ТД «Преображенский» имеет линейно-функциональную структуру. Это позволяет в кратчайшие сроки доводить до исполнителей информацию, ориентироваться в динамике деятельности предприятия, постоянно иметь исчерпывающие данные от структурных подразделений о положении дел.

Во второй главе был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ТД «Преображенский». Рассмотрены внешние и внутренние факторы. Предприятие имеет как сильные так и слабые стороны, возможности и угрозы. Сила ОАО ТД «Преображенский» в том, что оно имеет опытных специалистов, известно за пределами московского региона, большой опыт, высокие технологические навыки. Слабость состоит в том, что предприятие не имеет обоснованной маркетинговой концепции.

Возможности предприятия в том, что оно может обслужить дополнительные группы клиентов; расширить свои услуги; ввести новые технологии. Угрозами для предприятия являются введение таможенных пошлин, повышение цен на сырье, растущая требовательность заказчиков.

ОАО «ТД «Преображенский» полностью обеспечено трудовыми ресурсами, что положительно сказывается на производительности труда.

Проведя анализ финансового состояния предприятия можно сказать, что ОАО «ТД «Преображенский» имеет абсолютную финансовую устойчивость, все финансовые коэффициенты находятся в предусмотренных пределах.

Для дальнейшего развития предприятия и повышения его конкурентоспособности в качестве рекомендаций предложено выбрать стратегию концентрированного роста. При реализации этой стратегии ОАО «ТД «Преображенский» сможет провести следующие мероприятия:

предложить новые услуги имеющимся клиентам на существующих рынках; можно улучшить качество, внедрить инновации, тесно связанные с уже существующими услугами. Для новых услуг необходимо будет увеличить расходы на рекламу, на маркетинговые исследования.

В третьей главе предложена разработка выбранной стратегии и предложены пути повышения конкурентоспособности ОАО «ТД «Преображенский». Рассмотрена роль государства в повышении конкурентоспособности предприятий данной отрасли. Освещен вопрос Безопасности жизнедеятельности на предприятие и мероприятия при чрезвычайных ситуациях.

Стратегия ОАО «ТД «Преображенский» была сформирована исходя, из целей, которые поставило перед собой предприятие, на основе анализа окружения и ряда других факторов. Для реализации стратегии закуплено новое оборудование и внедряется новый проект – это позволит получить к 2014 году экономический эффект в размере 0,87 млн. руб. А так же увеличить невзвешенную оценку конкурентной силы ОАО «ТД «Преображенский» на 4 %.

Кроме того, для обеспечения высокой производительности труда работников, руководству ОАО «ТД «Преображенский» необходимо  формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей. Повышению конкурентоспособности способствует и то, что у специалистов, рядовых  работников ОАО «ТД «Преображенский» постоянно имеется приток свежих идей и стимулирование духа предприимчивости, позволяющих адаптироваться к меняющейся обстановке.

В качестве рекомендаций предлагается внести изменения в структуру предприятия, а именно – сформировать новую структурную единицу - отдел маркетинга. Предприятие должно уделять пристальное внимание таким сферам, как реализация и сбыт услуг, поскольку в условиях жесткой конкуренции на рынке снизить уровень производственных расходов в своей организации практически невозможно.

В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают нас от потенциальных или реальных конкурентов.


Список литературы

1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон Российской Федерации № 948-1, от 22 марта 1991 г. № 948-1 (изменения от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 09.10.2002) // Гарант.

2. О лицензировании отдельных видов деятельности. Закон Российской Федерации от  08.08.2001 № 128-ФЗ (вступил в силу 10.02.2002г.) // Гарант.

3. Об акционерных обществах. Закон Российской Федерации от 26 дек. 1995г. № 208-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 № 29-ФЗ) // Гарант.

4. Агафонов, С. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ [Текст] / С. А. Агафонов. – М. : Экономика. – 1990. – 325 с.

5. Азоев, Г. А. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст] / Г. А. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга. М. – 1996. – 258 с.

6. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] / И. Ансофф. – М. : Экономика. – 2003. – 360 с.

7. Винокуров, В. А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В. А. Винокуров. – М. : Центр экономики и маркетинга. – 1996. – 280 с.

8. Водачек, Л. Стратегия управления инновациями на предприятии [Текст] / Л. Водачек, О. Водачкова. – М. : Экономика. – 1998. – 450 с.

9.      Голубков, Е. П. Основы маркетинга: Учебник [Текст] / Е. П. Голубков. – М. : Финпресс, 1999. – 420с. 

10. Дорошев, В. И. Товар в маркетинговой деятельности предприятия: Учеб. пособие. [Текст] / В. И. Дорошев. – СПб. торг. – экон. ин-т., – 1996. – 62 с.

11. Игольников, В. Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства [Текст] / В. Г. Игольников, Н. Е. Патрушева. // РЭЖ. – 1996.- № 11. – С. 45.

12. Инновационный менеджмент. Учебник [Текст] / под ред. С. Д. Ильенковой. – М. : ЮНИТИ. 1997. – 350 с.

13. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М. : ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 424 с.

14. Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией [Текст] / М. И. Круглов. –М. : РДЛ, 1998. – 350 с.

15. Моисеев, Н. К. Современное предприятие. Конкурентоспособность. Маркетинг. Обновление [Текст] / Н. К. Моисеев, Ю. П. Аниськин. – М. : Прогресс, 1993. – 286 с.

16. Панов, А. И. Стратегический менеджмент. Учебник [Текст] / А. И. Панов, И. О. Коробейников. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285 с.

17. Тихонов, Р. М. Конкурентоспособность промышленной продукции [Текст] / Р. М. Тихонов. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 237 с.

18. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. : Учебник для вузов [Текст] / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

19. Учение и тренировки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. : методич. пособие [Текст] / под ред. М. И. Фалеева. – М.: Ин-т риска и безопасности, 2001. – 447 с.

20. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса : экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. – М. : 2002. – 734с.

21. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг [Текст] 2-е издание, переработанное и дополненное / Р. А. Фатхутдинов. – СПБ. : Питер, 2002. – 448с.

22 Черкасов, В. В. Проблемы риска в управленческой деятельности. [Текст] / В. В. Черкасов. – М. : Рефл-бук, 1999. – 310 с.

23. Чуев, И. Н. Экономика предприятия [Текст] / И. Н. Чуев, Л. Н. Чечевицына. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 305 с.

24. Шапиро, В. Д. Управление проектами [Текст] / В. Д. Шапиро. – М. : ЮНИТИ, 1996. – 203 с.

25. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 237 с.

26. Юданов, А. Ю. Конкуренция : теория и практика [Текст] Учебное пособие, 2-е изд. / А. Ю. Юданов. — М. : Гном-Пресс, 1998. – 350 с.

27. http://menegerbook.net.

28. http://studyspace.ru.

29. www.bookin.org.ru.

Список литературы оформлен согласно требованиям ГОСТ 7[1].1-2003.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 ноября 2003 г. № 332-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1–2003 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 г.


Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособностои предприятия за счет конкурентных преимуществ