Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
Поиск новых форм продвижения государственной поддержки малого бизнеса был и остается актуальной задачей с момента появления этого сектора экономики в начале 90-х годов. Следует отметить, что положение малого бизнеса в стране в последнее время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Одной из основных причин, которая в значительной степени сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к информационным ресурсам.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Роль малого бизнеса в экономике России…...………………………..…4
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса……………….………………….….4
1.2 Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии России….8
2 Условия развития малого бизнеса……………………………………….13
2.1 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России……..13
2.1.1 Федеральная программа поддержки…………..……………..................19
2.1.2 Региональная программа поддержки……………………………………22
2.1.2.1 Концептуально – методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого бизнеса…………………….25
2.1.2.2 Государственная поддержка в области информационного обеспечения на региональном уровне……………………………………………….…31
2.1.2.3 Региональная программа поддержки в Алтайском крае………....34
2.1.3 Муниципальная программа поддержки………………………………....36
2.1.3.1 Поддержка малого бизнеса в г. Камень-на-Оби………………….…38
2.2 Мировой опыт государственной политики в области малого бизнеса..41
3 Продвижение программ поддержки малого бизнеса………………….43
3.1 Оценка эффективности продвижения программ поддержки объектами малого бизнеса в г. Камень-на-Оби……………………………………………..…….43
3.2 Способы продвижения программ поддержки малого бизнеса…..…..47
3.3 Предложения по реализации продвижения программ поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованных источников…………………………………….….….62
Приложение А Перечень мероприятий краевой целевой программы программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 г ……………………….....65
Приложение Б Анкета представителей субъектов малого бизнеса…………78
Приложение В Слайды………………………………
Продолжение таблицы 1
Информационно-консультационный центр поддержки предпринимательства | 90 | Оказание услуг по предоставлению информации, консультаций по вопросам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; бизнеспланирования; бухгалтерского учета и налогообложения; правовым вопросам. Выступление специалиста ИКЦ перед выпускниками КГОУ СПО «Каменский аграрный техникум» 2011 года, обучающихся по специальности «Менеджмент», направленное на популяризацию предпринимательской деятельности. |
На данный момент времени в Алтайском крае в существует 4 основных форм финансово-кредитной поддержки:
1. Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства - для предпринимателей, занятых в сфере производства и оказания услуг сумма кредита не должна превышать 20 млн. рублей и 14 млн. рублей – для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность сфере торговли и общественного питания. Воспользоваться государственной поддержкой могут руководители предприятий малого и среднего бизнеса, принявшие на себя обязательства по сохранению общего количества рабочих мест на период получения субсидирования, обеспечивающие заработную плату работников не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения края и не имеющие задолженности по налогам).
В текущем году выдано 3 ходатайства главы – все 3 получили одобрение в Управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
2. Поручительство Алтайского гарантийного фонда – фонд предоставляет поручительство по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере до 50% от суммы получаемого кредита. При этом целью использования привлекаемых кредитных средств должно быть создание и осуществление проектов расширения производства, приобретения и модернизации основных средств, внедрения новых технологий, инновационной деятельности. У претендентов не должно быть задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ. Максимальный размер поручительств, одновременно действующих в отношении одного заемщика, не может превышать 10 млн. руб.
3. Грантовое финансирование стартующих компаний и предпринимателей - гранты до 300 тысяч рублей предоставляются начинающим субъектам предпринимательства (срок регистрации которых не превышает 1 года) на основании решения конкурсной комиссии после рассмотрения и оценки бизнес-проектов претендентов. Кроме того, до подачи заявки субъекты малого предпринимательства в обязательном порядке должны пройти краткосрочные обучающие курсы по основам ведения бизнеса в любом официальном учебном заведении.
4. Предосталение микрозаймов НО «Алтайский фонд микрозаймов -основными условиями при выдаче микрозаймов является срок предоставления, он не может превышать 12 месяцев, а также максимальный размер до 1 млн. рублей. Микрозаймы будут предоставляться на возвратной и возмездной основе. Процентная ставка за пользование заемными средствами определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс пять процентных пунктов. В приоритетном порядке будут рассматриваться заявки СМП, работающих в сфере производства, а также в сфере услуг. Первые микрозаймы будут выдаваться СМП, имеющим ходатайство со стороны муниципального образования с учетом указанных приоритетов.
Помимо этого в данное время работает краевая целевая программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году», утвержденной постановлением администрации Алтайского края № 554 от 29.12.2009. В данной программе существует мероприятие «Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан». Суть данного мероприятия заключается в том, что безработные граждане, официально получившие этот статус, имеют возможность получить субсидию на открытие своего дела. Для этого им необходимо получить рекомендации Центра занятости населения г. Камня-на-Оби, подготовить бизнес-план, в полной мере раскрывающий бизнес-идею. Затем бизнес-план будет рассмотрен на инвестиционной комиссии администрации города, где он будет оцениваться по различным критериям. Приоритетное право на получение субсидии имеют безработные граждане, относящиеся к следующим категориям:
граждане, уволенные по причинам сокращения численности или штата работников, ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
молодежь в возрасте до 30 лет;
инвалиды;
выпускники профессиональных учебных заведений;
женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет;
граждане, имеющие детей-инвалидов.
После получения положительной оценки комиссии с разработчиком бизнес-плана заключается договор, оговаривающий условия выделения субсидии. После этого безработный регистрирует предпринимательскую деятельность в налоговой инспекции и получает финансовую поддержку. По истечении 6 месяцев ему необходимо будет отчитаться за израсходованную субсидию перед центром занятости.
На данный момент уже бизнес-планы 25 безработных граждан получили одобрение инвестиционной комиссией города [16].
2.2 Мировой опыт государственной политики в области малого бизнеса
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Во всех странах мира — в Европе, Японии, США, Азии и латиноамериканского континента — идет мощная волна поддержки и развития малых предприятий. Вся Европа и, в особенности, страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.
Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.
Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.
Японская политика в отношении малого бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.
При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса [13].
3. Продвижение программ поддержки малого бизнеса
3.1 Оценка эффективности продвижения программ поддержки объектами малого бизнеса в г. Камень-на-Оби
Качественное взаимодействие между органами власти и предпринимательским сообществом способно стать не только показателем открытости власти к диалогу с общественными институтами, но и дать серьезный практический эффект, к примеру, в виде роста экономических показателей отдельного муниципалитета или региона в целом.
Для более продуктивного взаимодействия предпринимательского сообщества и городской администрацией при главе города Камень – на – Оби создан Общественный Совет по развитию предпринимательства, в состав которого входят представители органов местного самоуправления и субъектов предпринимательства нашего города. Работа Общественного Совета направлена на выработку единой концепции в решении вопросов, возникающих в сфере развития предпринимательства.
При администрации города уже 4 года действует Информационно-Консультационный центр поддержки предпринимательства. Основные направления работы ИКЦ заключаются:
обеспечение гарантированного доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к поисковым и справочным системам бизнес-портала «Центр поддержки малого и среднего предпринимательства Алтайского края»;
предоставление информации и консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства по использованию инструментов государственной поддержки, предусмотренной на федеральном, краевом и муниципальных уровнях;
оказание содействия по предоставлению государственной и муниципальной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
оказание помощи в разработке бизнес-планов, бизнес-проектов;
оказание помощи в подготовке документов для получения кредитных средств;
содействие в подготовке необходимого пакета документов для получения государственной поддержки;
проведение семинаров и тренингов для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе с возможностью получения индивидуальных консультаций специалистов по различным вопросам ведения предпринимательской деятельности, в текущем году силами администрации было организовано 5 семинаров, участниками которых стали более 120 человек.
С начала 2011 года специалистом ИКЦ было оказано около 450 услуг информационного и консультационного характера. Основной темой обращений граждан по-прежнему остается государственная поддержка предпринимателей, ее формы, условия предоставления; а также условия регистрации и ведения предпринимательской деятельности.
В кабинете ИКЦ было создано дополнительное рабочее место для предпринимателей, не имеющих возможность приобрести необходимую офисную технику. Рабочее место оснащено компьютером, принтером, имеется возможность воспользоваться информационно-справочными системами «Консультант», «Гарант», программой по заполнению налоговой отчетности. Также имеется доступ в Интернет, где посетители ИКЦ смогут зайти на сайт краевого Центра поддержки предпринимательства, задать вопросы экспертам «Алтайского краевого бизнес-инкубатора» [16].
Управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной структуры совместно с Алтайским союзом предпринимателей, региональными отделениями российских объединений предпринимателей «Деловая Россия», «ОПОРА России» в 2011 году организована реализация информационно-аналитического проекта по оценке условий для развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях края «Твоя территория для бизнеса».
Указанный проект послужит инструментом получения обратной связи от субъектов малого бизнеса в части оценки условий для развития предпринимательства в территориях края и эффективности мер государственной поддержки данного сектора.
В настоящее время на официальном сайте управления (www.altsmb.ru) и сайте Центра поддержки предпринимательства (www.altcpp.ru) создана специальная опция для отправки оценок предпринимателей под баннером «Твоя территория для бизнеса». Воспользовавшись ею и указав свои фамилию и имя, предприниматели смогут заполнить типовую форму. Здесь можно будет рассказать о реализованных инвестиционных проектах и факторах, способствовавших этому, включая элементы государственной поддержки.
Сбор и анализ информации – это первый этап проекта. В итоге будет составлен рейтинг муниципальных образований Алтайского края. Он будет сформирован с учетом ряда объективных показателей состояния развития предпринимательства, потребительского рынка, инфраструктуры поддержки и др., что позволит определить, какие меры необходимо предпринять в отдельно взятой территории для развития малого и среднего бизнеса и более эффективного использования инструментов государственной поддержки предпринимательства.
Проект «Твоя территория для бизнеса» стартует одновременно с краевой целевой программой «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 годы. Общий объем финансирования программы в течение следующих 3-х лет составит 551 млн. рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета – в размере 167,8 млн. рублей. Из федерального бюджета планируется привлечь 383,2 млн. рублей. В целом через реализацию программных мероприятий на развитие сферы малого и среднего бизнеса края будет привлечено дополнительно свыше 5 млрд. рублей средств банков и микрофинансовых организаций.
Информация о работе Продвижение программ государственной поддержки малого бизнеса