Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
Поиск новых форм продвижения государственной поддержки малого бизнеса был и остается актуальной задачей с момента появления этого сектора экономики в начале 90-х годов. Следует отметить, что положение малого бизнеса в стране в последнее время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Одной из основных причин, которая в значительной степени сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к информационным ресурсам.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Роль малого бизнеса в экономике России…...………………………..…4
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса……………….………………….….4
1.2 Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии России….8
2 Условия развития малого бизнеса……………………………………….13
2.1 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России……..13
2.1.1 Федеральная программа поддержки…………..……………..................19
2.1.2 Региональная программа поддержки……………………………………22
2.1.2.1 Концептуально – методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого бизнеса…………………….25
2.1.2.2 Государственная поддержка в области информационного обеспечения на региональном уровне……………………………………………….…31
2.1.2.3 Региональная программа поддержки в Алтайском крае………....34
2.1.3 Муниципальная программа поддержки………………………………....36
2.1.3.1 Поддержка малого бизнеса в г. Камень-на-Оби………………….…38
2.2 Мировой опыт государственной политики в области малого бизнеса..41
3 Продвижение программ поддержки малого бизнеса………………….43
3.1 Оценка эффективности продвижения программ поддержки объектами малого бизнеса в г. Камень-на-Оби……………………………………………..…….43
3.2 Способы продвижения программ поддержки малого бизнеса…..…..47
3.3 Предложения по реализации продвижения программ поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованных источников…………………………………….….….62
Приложение А Перечень мероприятий краевой целевой программы программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 г ……………………….....65
Приложение Б Анкета представителей субъектов малого бизнеса…………78
Приложение В Слайды………………………………
Только в немногих программах поддержки малого предпринимательства субъектов Российской Федерации (Москва, Красноярский, Ставропольский края, Нижегородская, Томская области) информационная поддержка является самостоятельной задачей и, соответственно, одним из направлений поддержки, состоящим из отдельных специальных мероприятий. Как правило, по аналогии с федеральной программой информационная поддержка включена в те или иные направления совершенствования (развития, повышения эффективности) инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, либо представлена отдельными мероприятиями (организационно-методическая поддержка, консультации, проведение круглых столов и семинаров по различным направлениям) в других блоках программ, как в Чувашской Республике, Республике Мордовия, Республике Башкортостан, Краснодарском крае, Ростовской области, Санкт-Петербурге.
Очевидно, что в первом случае информационной поддержке малого предпринимательства уделяется гораздо больше внимания, она представлена в программах большим числом мероприятий, подразумевающих относительно больший объем финансирования. Так, например, в Комплексной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в Томской области на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 25 октября 2001 года № 1027, предусмотрена отдельная подпрограмма “Информационное обеспечение малого предпринимательства“, направленная на стимулирование деловой активности малого предпринимательства, повышение его компетентности и эффективности деятельности. На реализацию программы было предусмотрено 9,21 млн. рублей (1,3% от общего объем финансирования программы).
Данной подпрограммой предусмотрено 7 мероприятий:
проведение ежегодных областных конференций “Малый бизнес Томской области“, конкурсов на звание лучшего субъекта малого предпринимательства;
создание сети Бизнес - интернет - центров;
развитие механизмов Интернет-торговли;
финансовая поддержка материалов СМИ по проблемам малого предпринимательства на конкурсной основе;
проведение конкурсов на лучшие публикации и передачи по вопросам малого предпринимательства Томской области;
изучение тенденций развития малого предпринимательства в Томской области, проведение мониторингов;
создание и поддержка web-сайта Комитета по поддержке предпринимательства Администрации Томской области.
При этом все перечисленные направления в наиболее полном объеме представлены только в Комплексных программах поддержки малого предпринимательства г.Москвы. В остальных же региональных программах поддержки малого предпринимательства в силу недостаточного объема финансирования и изначального приоритета иных направлений (совершенствование нормативной правовой базы, развитие финансового обеспечения малого предпринимательства, организационно-кадровой поддержки и ряда других) информационная поддержка представлена, как правило, фрагментарно и не носит комплексного системного характера.
При таком подходе достаточно сложно ожидать того, что в результате реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства будут решены задачи повышения информированности субъектов малого предпринимательства, открытости информации о деятельности органов местного самоуправления, доступности для малого бизнеса всей необходимой информации для развития [8].
2.1.2.3 Региональная программа поддержки в Алтайском крае
В Алтайском крае утверждена целевая краевая программа « О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011 – 2013 годы. Программа определяет перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития предпринимательства в Алтайском крае, в том числе начинающих и действующих малых инновационных компаний [2].
Цель программы - создание благоприятных условий для организации и ведения бизнеса в Алтайском крае.
Задачами программы являются:
развитие инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае;
совершенствование механизмов финансово-кредитной и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
повышение конкурентоспособности алтайских товаропроизводителей;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;
информационное сопровождение реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательской деятельности в Алтайском крае.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы к 2013 году:
количество СМСП составит 110 тыс. единиц;
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Алтайского края составит 29%;
удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике составит 43%;
объем инвестиций в основной капитал малыми и средними предприятиями достигнет показателя 9,3 млрд. рублей;
объем налоговых поступлений от СМСП в консолидированный бюджет края составит 12965 млн.рублей;
прирост к 2013 году количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и наукоемкого производства не менее чем на 15% (по отношению к уровню 2009 года);
количество реализуемых совместных кластерных проектов составит не менее 6 единиц.
Перечень мероприятий краевой целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в алтайском крае» на 2011-2013 годы представлен в приложении А.
Как видно из представленного перечня мероприятий, разработчики программы поработали над такой важной составляющей государственной поддержки, как информационное обеспечение.
Рассмотрим информационное сопровождение реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства и пропаганду предпринимательской деятельности в Алтайском крае:
1. Создание в сети Интернет специализированных ресурсов для развития и поддержки системы информационного обеспечения малого и среднего предпринимательства.
2. Финансирование исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, в том числе для подготовки документации по мероприятиям государственной поддержки и определения их эффективности.
3. Проведение краевого конкурса школьных работ по истории становления и современному развитию предпринимательства в Алтайском крае.
4. Проведение конкурса среди СМИ для системного отражения состояния развития предпринимательства края и реализации приоритетных для экономики края бизнес-проектов, расходы по изготовлению и размещению социальной рекламы.
5. Проведение краевого конкурса среди СМСП Алтайского края на звание «Лучший предприниматель года « по различным номинациям.
6. Выпуск информационно-аналитического журнала «Деловой Алтай» и т.д. [20].
2.1.3 Муниципальная программа поддержки
В отсутствие целевого программного воздействия на общефедеральном уровне стали усиливаться несогласованность региональных и местных программ, а также межрегионального взаимодействия в новых условиях.
Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне зачастую зависит от уровня понимания проблемы главами муниципалитетов. Самыми распространенными формами поддержки малого бизнеса является предоставление малому предприятию муниципального заказа, льготной аренды, создание и финансирование структур, предоставляющих предпринимателям консультационные и организационные услуги [17].
Функциями муниципальных центров поддержки предпринимательства являются:
- предоставление в обязательном порядке комплекса услуг в режиме "одного окна" субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим на территории муниципальных образований;
- содействие в увеличении количества субъектов малого и среднего предпринимательства и повышении качества производимых ими товаров и услуг;
- участие в реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;
- организация взаимодействия предприятий и организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, а также взаимодействия с региональными центрами поддержки предпринимательства;
- сбор и аналитическая обработка информации о показателях развития и деятельности малого и среднего предпринимательства;
- оценка перспектив и направлений развития малого и среднего предпринимательства в регионе;
- предоставление данной информации в органы власти и региональные центры поддержки предпринимательства;
- организация информационного обеспечения предпринимательской деятельности на территории муниципального образования;
- популяризация совместно с органами власти идей предпринимательства среди населения;
- проведение совместно с региональными центрами поддержки предпринимательства информационно-рекламных и организационных мероприятий (конкурсы предпринимателей, выставки, семинары, встречи с представителями органов власти и т.д.);
- выявление фактов нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении ими предпринимательской деятельности; отстаивание интересов предпринимателей; выработка предложений органам государственной власти и органам местного самоуправления по сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства;
- оказание услуг [11].
В настоящее время в г. Камень – на – Оби действует Районная целевая Программа «О поддержке и развитии предпринимательства в Каменском районе на 2011 – 2013 годы», утвержденная постановлением администрации Каменского района от 24.12.2010 г. № 514. Рассмотрим подробнее меры и формы поддержки, которыми реально могут воспользоваться субъекты малого бизнеса.
2.1.3.1 Поддержка малого бизнеса в г. Камень-на-Оби
Нормативно – правовые акты по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Камень-на-Оби:
1. Постановление администрации города от 18.02.2009 № 201 « Об утверждении муниципальной целевой программы «Поддержка и развитие предпринимательства в городе Камень-на-Оби на 2009 – 2011 годы»;
2. Постановление администрации города от 17.02.2011 № 274 «Об Общественном совете по развитию предпринимательства при главе города»;
3. Постановление администрации города от 06.09.2010 № 1570 «О создании инвестиционной комиссии администрации города и признании утратившими силу постановления главы города от 09.07.2008 №992, от 17.06.2009 №1052»;
4. Постановление администрации города от 04.05.2010 № 692 «О субсидировании части банковской процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированными на территории муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края»;
5. Постановление администрации города от 28.01.2008 № 56 «Об организации информационно-
В таблице 1 представлены следующие объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.
Таблица 1 – Деятельность объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Наименование объекта инфраструктуры | Количество заседаний/ количество обращений | Принятые решения |
Общественный совет по развитию предпринимательства при главе города | 1 | Утверждение плана работы ОСП на 2011 год, Отчет о социально-экономическом развитии муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края за 2010 год; Организации уличной торговли в летний период; Об организации сплошного федерального статистического наблюдения малого и среднего предпринимательства по результатам работы за 2010 год |
Информация о работе Продвижение программ государственной поддержки малого бизнеса