Продвижение программ государственной поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Поиск новых форм продвижения государственной поддержки малого бизнеса был и остается актуальной задачей с момента появления этого сектора экономики в начале 90-х годов. Следует отметить, что положение малого бизнеса в стране в последнее время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Одной из основных причин, которая в значительной степени сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к информационным ресурсам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Роль малого бизнеса в экономике России…...………………………..…4
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса……………….………………….….4
1.2 Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии России….8
2 Условия развития малого бизнеса……………………………………….13
2.1 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России……..13
2.1.1 Федеральная программа поддержки…………..……………..................19
2.1.2 Региональная программа поддержки……………………………………22
2.1.2.1 Концептуально – методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого бизнеса…………………….25
2.1.2.2 Государственная поддержка в области информационного обеспечения на региональном уровне……………………………………………….…31
2.1.2.3 Региональная программа поддержки в Алтайском крае………....34
2.1.3 Муниципальная программа поддержки………………………………....36
2.1.3.1 Поддержка малого бизнеса в г. Камень-на-Оби………………….…38
2.2 Мировой опыт государственной политики в области малого бизнеса..41
3 Продвижение программ поддержки малого бизнеса………………….43
3.1 Оценка эффективности продвижения программ поддержки объектами малого бизнеса в г. Камень-на-Оби……………………………………………..…….43
3.2 Способы продвижения программ поддержки малого бизнеса…..…..47
3.3 Предложения по реализации продвижения программ поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованных источников…………………………………….….….62
Приложение А Перечень мероприятий краевой целевой программы программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 г ……………………….....65
Приложение Б Анкета представителей субъектов малого бизнеса…………78
Приложение В Слайды………………………………

Файлы: 1 файл

Продвижение программ поддержки.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

6.             Создание условий для успешного развития предпринимательской деятельности путем формирования благоприятной инфраструктуры.

7.             Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предпринимателей.

8.             Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах, содействие в освоении новых технологий и изобретений.

Расширение масштабов деятельности малых предприятий, увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует системной и комплексной поддержки развитие малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях [5].

Опираясь на анализ научной литературы и ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере малого бизнеса в современных российских реалиях, весь спектр возможных механизмов государственной поддержки малого предпринимательства можно условно разделить на следующие группы:

1. Механизмы нормативно-правового регулирования.

Основным нормативным актом является ФЗ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В законе наиболее значимая роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, сам же закон, по оценке экспертов, в большей степени является «рамочным».

2. Механизмы финансовой поддержки.

В целом финансовая структура малых предприятий отличается следующими особенностями: недостаток собственных средств; ограниченный доступ к кредитам в отличие от крупных фирм; нерегулярность финансирования.

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

Структурно-государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может быть предоставлена в следующем виде:

– субвенции и субсидии;

– бюджетные кредиты, займы, ссуды;

– государственные и муниципальные гарантии;

– особый режим налогообложения.

3. Механизмы имущественной поддержки.

Имущественная поддержка оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе (по рыночным ценам), на безвозмездной основе, на льготных условиях (по ценам и условиям более выгодным, чем рыночные).

В настоящее время к числу основных проблем в области имущественной поддержки относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок.

4. Механизмы предоставления инфраструктурных услуг.

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:

– формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития малого предпринимательства;

– создание центров и агентств по развитию предпринимательства, фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительства), акционерных инвестиционных фондов и закрытый паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства формируют бизнес-инкубаторы, центры развития предпринимательства, консультационно-информационные центры.

Конкретный выбор механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в том или ином случае определяется состоянием и структурой производства, наличием ресурсов в распоряжении госорганов и органов местного самоуправления.

На региональном уровне государственная поддержка малого бизнеса осуществляется соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями местного самоуправления [13].

Многие исследования, посвященные российскому малому бизнесу, свидетельствуют о том, что субъекты малого предпринимательства (далее – также СМП) в силу разных причин испытывают недостаток в актуальной информации для развития собственного бизнеса. В целом же степень информированности малого бизнеса о законодательстве, экономике, технологии, конъюнктуре внутренних и внешних рынков, управлении и многих других областях оставляет желать лучшего. Это, например, продемонстрировало исследование эффективности действия Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, проведенное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) в январе – октябре 2003 г. при поддержке Фонда Евразия. Данное исследование показало, что только около 50% опрошенных СМП знакомо с данным Федеральным законом, а также с соответствующими законами субъектов Российской Федерации, только около 35% в той или иной мере осведомлены о содержании государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства [1].

Низкий уровень информированности СМП о своих правах ограничивает их в использовании предоставляемых льгот и мер поддержки, которые предусмотрены законодательством и предоставляются органами власти и организациями инфраструктуры поддержки. В частности, около 30% опрошенных СМП заявляют, что основная причина, по которой они не пользуются льготами – это незнание этих льгот, а около 40% СМП не принимают участие в конкурсах на получение государственного и муниципального заказа по причине отсутствия информации об этих конкурсах. Также можно утверждать, что невозможность получить необходимую информацию или незнание, где ее можно получить, является серьезным ограничением для развития отдельно взятого малого бизнеса. Проблема низкого уровня информированности СМП в определенной степени может быть решена в рамках государственной политики по развитию и поддержке малого предпринимательства.

В этой связи информационное направление должно стать одним из основных направлений, по которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.

В России действует целый ряд программ, направленных на оказание информационной поддержки бизнесу. При этом под понятием программа в данном случае стоит понимать как официальные документы, принимаемые на различных уровнях государственной власти и предусматривающие комплексы мер государственной поддержки предпринимательства, так и негосударственные программы, реализуемые различными организациями и направленные на оказание содействия бизнесу в различных вопросах, в том числе и в области предоставления информации [24].

В настоящее время реализованы и реализуются разнообразные программы и проекты в области поддержки предпринимательства. В следующем разделах представлен краткий анализ основных из них, содержащих компоненты информационной поддержки бизнеса.

 

2.1.1           Федеральная программа поддержки малого бизнеса

 

Положительную роль в развитии малого бизнеса призваны играть федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственные программы поддержки малого предпринимательства (англ state programmes of support of small business) - в РФ Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемые соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На основе этих программ в РФ осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.94 была одобрена первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на два года (1994—1995). В ней была предпринята попытка создания основных предпосылок для формирования необходимой для деятельности субъектов малого бизнеса среды. В соответствии с поставленными задачами в программу были включены меры по созданию финансовой и базовой инфраструктуры поддержки малых предприятий, информационному и кадровому обеспечению, содействию их внешнеэкономической деятельности, технологической помощи, включая лизинговые операции. Узловым блоком стала программа нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой программой документов было подготовлено и принято, в их числе Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ.

Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивала формирование базисных элементов институционной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета.

Также была разработана «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателя были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично — 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться [22].

В настоящее время отсутствует какая-либо федеральная программа поддержки малого предпринимательства, что свидетельствует о недооценке роли малого бизнеса в экономике со стороны государства.

И все же малые предприятия в Российской Федерации имеют определенные льготы, при правильном применении которых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот по налогообложению существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом и отчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простой бухгалтерский учет по сравнению со средними и крупными предприятиями.

Что касается поддержки малого бизнеса в 2011 году, то принято Постановления Правительства, направленные на поддержку малого предпринимательства, предусматривают льготы малому бизнесу в 2011. Целью данной программы является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства, основа которых – качественные и эффективные меры государственной поддержки.

Реализация программы охватывает до 250 тысяч малых предприятий. Приоритетным направлением развития выбран агропромышленный комплекс и сфера производства импортозамещающей продукции. Кроме того, налогообложение малого бизнеса 2011 предполагает наличие поправок в Налоговый кодекс, которые предусматривают введение упрощенной системы.

Данные поправки предусматривают, что налог на прибыль, добавленную стоимость будут заменены единым налогом. При этом малые предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога.

Право на уплату единого налога получили предприятия с годовым оборотом не более 10 миллионов рублей в год и с количеством сотрудников не более 20. Новой системой не смогут воспользоваться организации, имеющие филиалы и представительства, банки, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды, частные нотариусы [5].

 

2.1.2      Региональная программа поддержки

 

Основой развития современной рыночной экономики, а, следовательно, территориального развития, является эффективное функционирование малого бизнеса, который представляет собой не только один из основных структурообразующих факторов рыночной экономики и важную движущую силу ее развития, но и социально значимый элемент общества, обеспечивающий формирование широкого социального слоя среднего класса, дополнительных рабочих мест и т.д.

Признавая перспективность данного направления развития социально-экономической системы, российские власти направляют внимание исследователей на формирования механизма поддержки малого бизнеса в стране.

Большинство отечественных исследований, появившихся в последние годы, в обобщенном виде передают зарубежный опыт развития малого бизнеса в условиях развитой рыночной экономики, проецируя методы регулирования на транзитивную экономику, без учета региональной специфики. Недостаточно внимания уделяется таким вопросам, как изучение влияния малого бизнеса на структурные преобразования экономики на мезоуровне и на стратегии региональных властей. А в условиях усиливающейся регионализации экономики возрастает значимость малого предпринимательства именно на региональном уровне.

В связи с этим необходимо формирование развитой системы поддержки малого предпринимательства в регионе, большую роль в которой играет региональная программа поддержки малого предпринимательства. Необходимость в разработке такой программы возникает, если в этом секторе экономики существуют актуальные проблемы, то есть имеются значительные несоответствия между тем, что есть, и тем, что желательно иметь с точки зрения социально-экономических интересов территории [10].

Информация о работе Продвижение программ государственной поддержки малого бизнеса