Продвижение программ государственной поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Поиск новых форм продвижения государственной поддержки малого бизнеса был и остается актуальной задачей с момента появления этого сектора экономики в начале 90-х годов. Следует отметить, что положение малого бизнеса в стране в последнее время улучшается. Несмотря на это, малый бизнес по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем. Одной из основных причин, которая в значительной степени сдерживает развитие малых предприятий, является отсутствие доступа к информационным ресурсам.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Роль малого бизнеса в экономике России…...………………………..…4
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса……………….………………….….4
1.2 Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии России….8
2 Условия развития малого бизнеса……………………………………….13
2.1 Государственная политика поддержки малого бизнеса в России……..13
2.1.1 Федеральная программа поддержки…………..……………..................19
2.1.2 Региональная программа поддержки……………………………………22
2.1.2.1 Концептуально – методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого бизнеса…………………….25
2.1.2.2 Государственная поддержка в области информационного обеспечения на региональном уровне……………………………………………….…31
2.1.2.3 Региональная программа поддержки в Алтайском крае………....34
2.1.3 Муниципальная программа поддержки………………………………....36
2.1.3.1 Поддержка малого бизнеса в г. Камень-на-Оби………………….…38
2.2 Мировой опыт государственной политики в области малого бизнеса..41
3 Продвижение программ поддержки малого бизнеса………………….43
3.1 Оценка эффективности продвижения программ поддержки объектами малого бизнеса в г. Камень-на-Оби……………………………………………..…….43
3.2 Способы продвижения программ поддержки малого бизнеса…..…..47
3.3 Предложения по реализации продвижения программ поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………….60
Список использованных источников…………………………………….….….62
Приложение А Перечень мероприятий краевой целевой программы программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011-2013 г ……………………….....65
Приложение Б Анкета представителей субъектов малого бизнеса…………78
Приложение В Слайды………………………………

Файлы: 1 файл

Продвижение программ поддержки.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

В настоящее время формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода (отсутствуют обоснования выбранных приоритетов, целей, расчеты эффективности реализации как отдельных компонентов, так и программы в целом), а большинство разработанных региональных программ поддержки малого предпринимательства дублируют государственную программу. Вместе с тем, среди огромного числа факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства в России, значительная роль принадлежит именно тем группам факторов, которые можно назвать региональными или территориальными в силу того, что их количественные значения сильно варьируют по различным регионам России. Эти факторы связаны с огромной пространственной протяженностью государства, большим количеством административно-территориальных образований (республики, автономные округи, края, области), которые существенно отличаются друг от друга по множеству важнейших показателей. К ним можно отнести социально-экономическую и политическую ситуацию, степень соответствия регионального законодательства решаемым задачам, уровень обеспеченности собственными ресурсами всех видов, сложившуюся структуру экономики, состав населения и его менталитет, производственный, технологический, интеллектуальный, инфраструктурный потенциалы данного региона, а также разного рода риски, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности и тоже существенно влияют на развитие новых экономических структур. Влияние перечисленных факторов приводит к тому, что каждая административно-территориальная единица Российской Федерации имеет значительно отличающиеся от других стартовые условия вхождения в рыночную экономику, и, соответственно, различные условия для развития малого предпринимательства.

Таким образом, необходимо обязательно учитывать особенности того или иного региона, а также административных образований внутри него, при осуществлении на его территории мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства и системы его поддержки [25].

Существующий механизм создания региональной программы поддержки малого предпринимательства включает в себя предпроектную стадию и три последовательных этапа:

             формирование целей программы;

             разработка вариантов программы, включающих отраслевые и функциональные подпрограммы;

                    отбор и утверждение окончательного варианта программы поддержки малого предпринимательства, рисунок 2.

Рисунок 2 - Механизм создания региональной программы поддержки малого предпринимательства

Качество разработки программы обеспечивается подготовительной работой предпроектной стадии, куда входят:

             проведение комплексного анализа (социально-экономического положения территории, состояния развития малого предпринимательства, результатов выполнения предыдущей программы поддержки малого предпринимательства);

             определение приоритетных направлений развития малого предпринимательства на территории;

             разработка бизнес-карты территории.

При этом особый интерес представляет возможность количественной оценки региональных факторов, а также выявление степени влияния каждого из них на развитие малого бизнеса в регионе. Но проблема заключается в том, что малый бизнес во многом зависит от внешней среды (экономической, политической, социальной и т.д.), которая характеризуется не только количественными, но и качественными показателями, а существующие методы анализа и принятия решений в данном секторе экономике требуют либо наличие большого массива статистической информации, либо носят узконаправленный характер и не позволяют комплексно оценить предпринимательский климат региона [4].

 

2.1.2.1                   Концептуально – методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого бизнеса

 

На основе когнитивного моделирования разработана методика анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, которая позволила учесть при анализе как количественные, так и качественные факторы, влияющие на развитие малого бизнеса, получить знания о возможности развития ситуации при управлении малым бизнесом, о комплексе возможных воздействий на ситуацию, изменяющих ее в нужном направлении, тем самым, выявляя альтернативы для принятия решений по управлению данным сектором экономики. Она включает в себя следующие этапы:

I этап. – Построение когнитивной карты взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой: сбор, систематизация, анализ существующей статистической и качественной информации по состоянию малого предпринимательства, его проблемам и взаимодействию с внешней средой; определение экспертным путем на основании имеющейся информации списка базисных факторов, которые необходимо учитывать при анализе состояния малого предпринимательства и его взаимодействия с внешней средой; установление причинно-следственных связей между факторами, что позволяет выявить основные направления влияния факторов; определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «-»).

II этап. – Разработка когнитивной модели взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой в виде функционального графа. При этом важно определить взаимосвязи между факторами в виде степени влияния вершин, т.е. приписать дугам веса wij. или установить функциональные зависимости между вершинами.

III этап. – Анализ структуры когнитивной модели включает анализ связности когнитивной модели и анализ ее устойчивости.

IV этап. – Когнитивное моделирование. Этот этап включает в себя импульсное моделирование, сценарный анализ, анализ устойчивости к возмущениям и анализ чувствительности.

V этап. – Разработка модели принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. Этот этап представляет собой построение модели принятия управленческого решения в виде «платежной матрицы».

В результате применения данной методики была построена когнитивная модель механизма взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой среднестатистического региона, рисунок 3. Она дает возможность получить максимально развернутую наглядную картину различных мер поддержки малого предпринимательства и проследить тот социально-экономический эффект развития региона, который будут достигаться при тех или иных действиях региональных властей по развитию малого бизнеса.

Рисунок 3 - Когнитивная модель механизма взаимодействия малого бизнеса с внешней средой среднестатистического региона

Результаты проведенного когнитивного моделирования (q-анализа, сценарного анализа, анализа чувствительности) позволили выявить стратегии поддержки развития малого предпринимательства в регионе, направления разработкам рекомендаций по принятию решений по совершенствованию управления малым бизнесом региона.

Сценарии, полученные в результате анализа, послужили альтернативами для принятия решений. Полезность каждой из предложенных альтернатив была оценена экспертным методом. При этом учитывались скорость развития процессов, количество управляющих воздействий, экономический и социальный эффект (улучшение инвестиционного климата, рост доходов бюджета и уровня жизни населения), и использовалась следующая шкала [1; 10]:

             количество малых предприятий быстро растет, экономический и социальный эффект достигается достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (9; 10);

             рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигаются достаточно быстро, количество управляющих воздействий минимально (7; 8);

             рост количества предприятий происходит с меньшими темпами, при этом экономический и социальный эффект достигаются, но количество управляющих воздействий возрастает (5; 6);

             рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигаются не сразу, количество управляющих воздействий минимально (3; 4);

             рост количества предприятий происходит достаточно медленно, при этом экономический и социальный эффект достигаются не сразу, но количество управляющих воздействий значительно возрастает (1; 2).

Возможность наступления каждого события считалась равновероятной.

Для выбора оптимальной стратегии был использован наиболее универсальный подход – критерий максимизации математического ожидания полезности, при котором выбирается стратегия, обеспечивающая максимальную ожидаемую оценку, определяется по формуле 1:

                                    (1)

Опираясь на результаты исследования, проведенные с помощью методики анализа и принятия решений в сфере управления малым бизнесом, а также на классическую модель принятия решений – платежную матрицу принятия решений по управлению малым бизнесом, целесообразно выбрать пятую стратегию, т.е. создать специализированные отраслевые центры малых предприятий, при которой количество малых предприятий растет достаточно быстро, обеспечивая положительный социально-экономический эффект. Такой механизм взаимодействия малого предпринимательства с внешней средой среднестатистического региона представлен четырьмя блоками, куда входят:

             региональные органы власти, выполняющие нормативно-правовое обеспечение, налоговое регулирование, субсидирование малых предприятий приоритетных отраслей и т.д. Сюда относятся отраслевые и межотраслевые министерства и ведомства, департамент развития малого предпринимательства, региональный фонд поддержки малого предпринимательства;

             крупные предприятия, играющие важную роль в развитии малого бизнеса региона. Для привлечения их ресурсов в целях развития малого бизнеса целесообразно использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему сотрудничества крупного и малого предпринимательства через систему контрактации и субконтрактации, особенно в производственной сфере;

             инфраструктурные и институциональные организации, включающие бизнес-инкубаторы, кредитные организации, лизинговые компании, торговопромышленные палаты, микрофинансовые институты и др. организации, призванные оказывать информационно-консалтинговую, имущественную, финансово-кредитную поддержку;

             отраслевые специализированные центры малых предприятий, играющие важную роль в развитии сектора малого бизнеса в регионах. В рамках таких центров должны решаться все основные проблемы, связанные с образованием малых предприятий и их функционированием в определенных отраслях экономики, в частности: юридическое оформление создания; получение кредита для образования стартового капитала и т.д., рисунок 4.

Рисунок 4 - Механизм взаимодействия малого бизнеса с внешней социально - экономической средой среднестатистического региона

Таким образом, создание представленного регионального механизма является высокоэффективным инструментом решения проблем малого предпринимательства в регионе. Он позволит обеспечить бюджетный эффект – увеличение налоговых поступлений в бюджет, социальный эффект – создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства, коммерческий эффект – рост предпринимательской прибыли малых предприятий, институциональный эффект – создание благоприятной рыночной среды [4].

 


2.1.2.2                   Государственная поддержка в области информационного обеспечения на региональном уровне

 

На региональном уровне государственная поддержка в области информационного обеспечения бизнеса осуществляется на основе программ государственной поддержки малого предпринимательства и программ типа “Электронный регион», которые принимались на местах по примеру ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)».

Большинство законов субъектов Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства повторяют положения Федерального закона «О господдержке», в том числе в части информационной поддержки. Тем самым основное содержание мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства в информационной сфере в целом строится вокруг перечисленных ранее направлений.

Различные мероприятия информационной поддержки малого бизнеса в том или иной объеме присутствуют в программах поддержки малого предпринимательства большинства субъектов Российской Федерации.

Изначально следует отметить, что объемы присутствия направлений информационной поддержки в программах напрямую зависят от общего объема выделяемого финансирования. Как правило, разработчиками программ используется подход, при котором все направления государственной поддержки (финансовая, правовая, организационная, информационная, консультационная, кадровая и другие) должны найти отражение в программах. В этой связи при небольшом финансировании, присущему подавляющему большинству программ средства распыляются между направлениями, соответственно обедняя их содержательно. Поэтому лишь немногие субъекты Российской Федерации могут позволить себе отдельные разделы программ, полностью посвященные информационной поддержке. И еще меньшее число субъектов закладывает в рамках этих разделов большое число мероприятий. Как правило, разработчики предпочитают направлять средства на развитие объектов инфраструктуры поддержки, предусматривая при этом расширение спектра информационных услуг и повышение их качества.

Информация о работе Продвижение программ государственной поддержки малого бизнеса