Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:55, курсовая работа
Цель работы – изучение процесса организации сбора информации для проведения маркетингового исследования.
Предметом исследования является процесс выбора, поиска, сбора и анализа необходимой маркетинговой информации.
Основной характеристикой современной действительности является острый недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения. При этом торговые фирмы из-за отсутствия, неполноты или неточности информации, либо присутствия большого количества ненужных или устаревших данных значительно снижают адекватность составления долгосрочных прогнозов и стратегических планов развития фирмы.
Тем более важным является сейчас умение проводить маркетинговые исследования с целью получения необходимого объема точной информации, знание их технологии и организации.
Введение ………………………………………………………………. 3
1. Методика проведения маркетингового исследования…………... 5
1.1 Понятие и принципы маркетингового исследования……….. 5
1.2 Технология проведения маркетингового исследования…… 10
1.3 Сбор информации. Методы сбора информации……………. 12
2. Исследование рынка пива г.Иваново…………………………. 18
2.1. Особенности исследуемого продукта и их влияние на
специфику рынка………………………………….................. 18
2.2 Разработка системы сбора первичной информации……….. 19
2.3 Принципы выбора анализируемых характеристик………… 22
2.4 Выявление целевого сегмента рынка пива…………………. 25
2.5 Анализ позиционирования продукта пивными
компаниями………………………………………………….. 28
2.6 Анализ распределения рынка пива в г.Иваново между производителями (по маркам пива)………………………… 30
2.7 Анализ средств рекламы, применяемых производителями пива…………………………………………………………… 33 2.8 Составление сметы затрат на проведение исследования
рынка пива в г.Иваново…………………………………….. 36
3. Заключение………………………………………………… 38
Библиографический список……………………………… 41
Исследование, произведенное в данном курсовом проекте, касается, в основном, пива в упаковке (т.е. бутылочного и баночного), продаваемого в общедоступных торговых точках. Кроме такого пива, существует также разливное пиво, которое можно условно разделить на две категории: пиво достаточно высокого качества («Двойное золотое», «Балтика №7»), предлагаемое в кафе среднего уровня и безмарочное пиво («Жигулевское разбавленное»), предлагаемое в так называемых «разливухах». Данные о рынке разливного пива собрать достаточно сложно, поэтому в дальнейшем речь пойдет только о бутылочном (баночном) пиве.
Данные, на основании которых была построена диаграмма, были получены на основании опроса продавцов неспециализированных торговых точек.
Участникам опроса был задан вопрос «Какую марка пива пользуется наибольшим спросом?»
Результаты опроса сведены в таблицу 4.
Таблица 4
Результаты опроса продавцов неспециализированных торговых точек.
Марка пива | Оценка популярности (место в «рейтинге», т.е. 1 –первое место) |
| |
Балтика №3. №4, №7 и т.д. | 1 |
Пиво «ПИТ» Ивановская марка | 2 |
Бочкарев | 3 |
Невское (различных видов) | 4 |
Золотая бочка, Старый мельник и т.п. | 5 |
Очаково | 6 |
Бавария | 7 |
Другие | 8 |
2.7 Анализ средств рекламы, используемых производителями пива.
Реклама представляет собой различные формы коммуникаций, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Наружная реклама – это один из самых выгодных и престижных способов использования рекламных бюджетов. Основное преимущество этого рекламного средства – его экономичность. При сравнительно низких затратах рекламодатель может довести свой рейтинг до очень высокого уровня, охватывая свою аудиторию многократно за короткий период времени. В то время как другие средства рекламы должны искать свой путь к потребителю, наружная реклама воздействует на людей постоянно, везде и всюду – на работе, на отдыхе, при походах в магазин, увеличивая прибыль от продаж рекламируемых товаров.
Наружная реклама прочно вошла в жизнь, оказывая влияние и на эстетическое восприятие окружающего мира.
Независимо от того, какую информацию несет наружная реклама, в любом случае она является отображением качества товаров и услуг фирмы. Поэтому при создании наружной рекламы нельзя пренебрегать мелочами. Рекламодатель имеет возможность, используя гибкость дизайна, наличие цвета, преимущества совершенных материалов, получить наиболее точное воплощение в жизнь идеи, которую он хочет довести до своих потенциальных заказчиков.
Реклама на телевидении является на сегодняшний день самым дорогим видом рекламы, доступным только состоятельным фирмам. Высокая стоимость эфирного времени объясняется очень широким охватом аудитории этого СМИ. Крупные пивные компании активно используют этот вид рекламы. Анализ воздействия средств рекламы (см. табл. 6) показывает, что телевидение является наиболее эффективным рекламным средством.
Радио – специфический рекламоноситель. «Фоновый характер» восприятия информации слушателем – вот что прежде всего обязывает тщательно продумывать форму и содержание радиорекламы. Наиболее яркое преимущество радио перед другими СМИ – возможность оперативно сообщать информацию достаточно большой аудитории. Прослушивание информации зачастую происходит незадолго или даже непосредственно перед тем, как человеку предстоит решение о приобретении чего-либо. Это происходит, например, в течение 20-30 минут во время езды в машине. Таким образом, эффект от радио в ряде случаев оказывается намного ощутимее, чем от телевидения и газет. Реклама на радио также достаточно активно используется пивными компаниями («Пейте пиво «Балтика», слушайте радио «Балтика»).
Содержание и жанр рекламных роликов зависят от задач рекламной кампании. Обычно используются следующие формы рекламы:
- прямая реклама;
- рекламный конкурс;
- спонсирование информационных выпусков и трансляций;
- коммерческая презентация, шоу;
- прямая трансляция с места событий;
- информационное сообщение.
В таблице 5 приведена эффективность воздействия различных видов рекламы на потребителей пива. Оценки проставлены по десятибалльной шкале на основании опроса 10 человек, входящих в группу потенциальных потребителей.
Эффективность воздействия средств рекламы на потенциального потребителя.
Вид рекламоносителя | Эффективность воздействия на потенциального потребителя (0-10) |
Телевидение (реклама между передачами) | 9 |
Телевидение (реклама в программах, которые смотрят преимущественно мужчины) | 8 |
Радио | 6 |
Наружная реклама | 7 |
Реклама на растяжках,штендерах | 5 |
Косвенная реклама («слышал от друзей») | 5 |
Реклама в журналах (газетах) | 3 |
Другие виды | 2 |
Рынок г.Иваново отличается тем, что активными потребителями пива наряду с мужчинами является достаточно большое количество женщин (около половины женщин периодически употребляют пиво, а от 15 до 20% являются активными потребителями). Таким образом, реклама в телепередачах, которые смотрят как мужчины, так и женщины, оказывает большее воздействие, чем реклама в специализированных мужских программах (например, спортивных). Однако мужчины в целом потребляют значительно большее количество пива, чем женщины, поэтому реклама в передачах, которые смотрят преимущественно мужчины, оправдана.
Некоторые фирмы в рекламе делают упор не на сам продукт, а на имидж компании («Мы варим пиво с душой и любовью…»).
Интересен опыт рекламы пива «Бочкарев» - «Бочкарев –правильное пиво». В этом ролике потенциальных потребителей учат употреблять пиво при оптимальной температуре: «Пиво должно быть прохладным».
Важность фактора упаковки – «Маловато будет», «А вот так в самый раз».
Таким образом, проведенная система маркетинговых исследований рынка пива г.Иваново позволяет выявить факторы, определяющие степень конкурентоспособности различных марок пива.
Среди этих факторов следует отметить, прежде всего, качество пивной продукции, проявляющееся во вкусе конкретных марок пива.
Второй важный фактор – позиционирование товара. Так как пиво является доступным товаром, его невыгодно позиционировать по цене, либо по соотношению «цена/качество». Пиво следует позиционируют по качеству (вкусу), по потребителю, по атрибуту компании.
Третий фактор – вид рекламоносителя. На степень конкурентоспособности пива значительное влияние оказывает реклама на телевидении, наружная реклама, реклама на радио.
2.8 Составление сметы затрат на проведение исследования рынка пива г.Иваново
Затраты на проведение исследования складываются из затрат на:
- сбор вторичной информации;
- проведение опроса;
- анализ и представление полученных результатов.
Затраты на сбор вторичной информации - это затраты на поиск необходимой информации (зарплата исследователя) ее помещение на требуемый носитель (например, ксерокопирование).
Затраты на проведение опроса включает заработную плату исследователя, заработную плату составителя анкеты и затраты на изготовление самой анкеты, затраты на подарки опрашиваемым.
Затраты на анализ и представление полученных результатов состоят из заработной платы аналитика (в данном случае им является сам исследователь) и затрат на компьютерную верстку информации.
Примерная смета затрат на исследование, проведенное в рамках курсового проекта, представлено в таблице 6. При оценке затрат учитывалось то, что исследование, в том числе составление анкеты, проводится студентом.
Таблица 6
Смета затрат на проведение маркетингового исследования
Виды затрат | Составляющие затрат | Примерная Величина затрат, руб. |
Затраты на сбор вторичной информации | Заработная плата | 15000 |
Ксерокс | 50 | |
Затраты на проведение опроса | Заработная плата составителя анкеты | 8000 |
Заработная плата исследователя | 10000 | |
Затраты на изготовление анкет (10 штук) | 700 | |
Затраты на анализ и представление полученных данных | Заработная плата аналитика (исследователя) | 12000 |
Затраты на компьютерную верстку информации | 4500 | |
Итого | ___________________ | 50250 |