Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, доклад
Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода.
Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
предполагается решение
следующих исследовательских
1. метод опроса;
2. метод наблюдения;
3. метод анализа документов.
ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА
Метод опроса не является изобретением
социологов. Во всех отраслях знания, где
для получения информации исследователь
обращается к человеку с вопросами,
он имеет дело с различными модификациями
этого метода.
Специфика метода опроса в социологии
в том, что при его использовании источником
первичной социологической информации
является человек (респондент) – непосредственный
участник исследуемых социальных процессов
и явлений.
Существуют две разновидности опроса,
связанные с письменной и устной формой
общения с респондентами, - анкетирование
или интервьюирование. В их основе лежит
совокупность предлагаемых респондентам
вопросов, ответы на которые и образуют
первичную социологическую информацию.
Метод опроса, опирающийся на достаточное
число обученных анкетеров или интервьюеров,
позволяет в максимально короткие сроки
опрашивать большие совокупности людей
и получать разнообразную информацию.
Также достоинство метода – широта охвата
различных областей социальной практики.
Однако, информация, полученная от респондентов,
отражает изучаемую реальность лишь в
том виде, как она «преломилась» в сознании.
Поэтому не всегда является возможным
уравнение между объективной реальностью,
выступающей предметом исследования,
и данными, отражающими мнения людей. Всегда
важно учитывать возможное искажение
информации, полученной методом опроса.
1.1АНКЕТИРОВАНИЕ
Наиболее распространённый
в практике прикладной социологии вид
опроса - анкетирование.
Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповой опрос широко применяется по
месту работы, учёбы. Анкеты раздаются
в аудитории, куда приглашаются для опроса
включённые в выборку респонденты. Обычно
один анкетёр работает с группой 15-20 человек.
При этом обеспечивается стопроцентный
возврат анкет, респонденты имеют возможность
получить дополнительную индивидуальную
консультацию по технике заполнения, а
анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать
качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании вопросники
раздаются на рабочих местах или по месту
жительства (учёбы) респондентов, а время
возврата заранее обговаривается.
Социологическая
анкета – это объединённая единым
исследовательским замыслом система вопросов,
направленных на выявление количественно-качественных
характеристик объекта и предмета анализа.
Все вопросы, используемые в анкетах, можно
классифицировать:
· по содержанию (вопросы о фактах сознания,
о фактах поведения и о личности респондента);
Вопросы о фактах
сознания направлены на выявление
мнений, пожеланий, ожиданий людей, их
планов на будущее. Они могут касаться
любых объектов, как связанных с личностью
опрашиваемого или его окружающей средой,
так и не имеющих к нему непосредственного
отношения. Вопросы о фактах
поведения выявляют поступки, действия,
результаты деятельности людей. Вопросы о личности
респондента входят во все социологические
анкеты, образуя блок социально-демографических
вопросов, выявляющих пол, возраст, образование,
профессию, семейное положение и другие
характеристики респондента.
· по форме (открытые и закрытые, прямые
и косвенные);
Закрытым вопросом
называется тот, в котором заранее дан
полный набор вариантов ответов. Типы
такого вопроса – альтернативный
и неальтернативный.
Альтернативный вопрос предполагает возможность
выбора респондентом всего одного варианта
ответа. Неальтернативные вопросы допускают
выбор респондентом нескольких вариантов
ответов.
Открытые вопросы
не содержат подсказок и не навязывают
респонденту варианты ответов. Открытые вопросы
дают возможность выразить мнение во всей
полноте и мельчайших подробностях. Именно
при помощи таких вопросов можно собрать
наиболее полную по содержанию информацию,
чем при использовании закрытых вопросов.
Когда вопросы анкеты требуют от респондента
критического отношения к себе, окружающим
людям, оценки негативных явлений, исследователь
применяет вопросы в косвенной форме.
При конструировании таких вопросов исходят
из предположения о том, что, отвечая на
них, респонденты опираются на собственный
опыт, однако сообщают о нём в безразличной
форме, что снимает остроту критических
оценок, характерную для высказываний
от первого лица.
· по функции (основные и неосновные)
Основные вопросы
анкеты направлены на сбор информации
о содержании исследуемого явления. Неосновные –
на выявление адресата основного вопроса
(вопросы-фильтры), проверку искренности
ответов (контрольные вопросы).
1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
Почтовый опрос – разновидность анкетирования.
Его правомерно рассматривать как эффективный
приём сбора первичной информации. В наиболее
общем виде он заключается в рассылке
анкет и получении почтовых ответов на
них. Важное преимущество почтового опроса
– простота организации. К достоинствам
метода относится то, что он позволяет
одновременно провести опрос на большой
территории, в том числе – в труднодоступных
районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого
приёма сбора информации состоит в том,
что анкета заполняется только респондентом.
Тем самым отсутствует контакт респондента
и анкетёра, а следовательно, и психологический
барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном
опросе.
Также позитивным свойством почтового
опроса является возможность респондента
выбирать удобное для него время заполнения
анкеты.
Недостатки почтового опроса – неполный
возврат анкет.
Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных
по содержанию. Близкие по содержанию
вопросы формируют в блоки. Существует
некоторая отрицательная связь между
объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем
не менее, бывает целесообразнее повысить
интерес опрашиваемого к анкете путём
использования ряда дополнительных вопросов,
нежели сокращать её. Рекомендуется печатать
анкету в типографии, использовать привлекательные
название и оформление.
Одновременно с рассылкой анкет в том
же конверте высылается сопроводительное
письмо, где, обращаясь к респонденту по
имени и отчеству или фамилии, повторяют
просьбу об участии в почтовом опросе,
подробно излагают цели исследования,
подчеркивают его практическую направленность,
приводят адрес и телефон исследовательской
организации. Вместе с анкетой также отправляют
конверт с напечатанными на нём обратным
адресом, в нём респондент будет возвращать
заполненную анкету исследователю.
Примерно через 2-3 недели после отправки
анкет высылаются напоминания.
1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
Разновидность почтового
опроса – прессовый опрос.
В этом случае анкета печатается в газете
или журнале. Укажем два вида такого опроса.
Один – когда редакция обращается к анкетированию
с целью получения данных о своих читателях
и их мнений о работе данного печатного
органа. Второй – когда через печатный
орган изучается мнение по какой-либо
актуальной проблеме.
В силу пассивности процедуры вовлечения
потенциальных респондентов в опрос в
прессовом анкетировании невысок возврат
анкет.
Решающие факторы формирования финальной
выборочной совокупности, то есть того
массива опрашиваемых, с которым имеет
дело социолог, - это тема исследования,
конструкция и оформление прессовой анкеты,
специфика временного момента публикации.
1.4ИНТЕРВЬЮ
Ещё один тип метода опроса
– интервью.
При интервьюировании контакт между исследователем
и респондентом осуществляется при помощи
интервьюера, который задаёт вопросы,
предусмотренные исследователем, организует
и направляет беседу с каждым отдельным
человеком и фиксирует полученные ответы
согласно инструкции.
Для получения одного и того же объёма
информации при исследовании метода интервью
исследователь должен затратить больше
времени и средств, чем при анкетировании.
В прикладной социологии различают три
вида интервью:
· формализованное;
В этом случае общение интервьюера и респондента
строго регламентировано разработанными
вопросником и инструкцией, предназначенной
интервьюера. Обычно преобладают закрытые
вопросы. В интервью с открытыми вопросами
предусмотрена несколько меньшая степень
стандартизации поведения респондента
и интервьюера.
· фокусированное;
Имеет своей целью сбор мнений, оценок
по поводу конкретной ситуации, явления,
последствий, причин. Респондентов заранее
знакомят с предметом беседы.
· свободное.
Применяется в случаях, когда исследователь
только приступает к определению проблемы
исследования, уточняет её конкретное
содержание. Свободное интервью проводится
без заранее подготовленного опросника
или разработанного плана беседы. Группы
опрашиваемых обычно невелики, их ответы
фиксируются с максимальной точностью.
ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Если данные об исследуемом
процессе, о деятельности индивидов,
группы, коллектива должны быть максимально
«очищены» от рациональных, эмоциональных
и прочих свойств респондента, то
прибегают к такому метода сбора
информации, как наблюдение.
Недостатки метода сводимы к двум группам:
· объективные (независимые от наблюдателя);
Сюда относят прежде всего ограниченность,
принципиально частный характер каждой
наблюдаемой ситуации. Поэтому выводы
могут быть обобщены и распространены
на более широкие ситуации только с осторожностью
и при соблюдении многих требований. Отметим
также высокую трудоёмкость метода. Осуществление
наблюдения зачастую предполагает участие
в сборе первичной информации большого
числа людей достаточно высокой квалификации.
· субъективные (связанные с личностными,
профессиональными особенностями наблюдателя).
На качество первичной информации может
оказывать влияние различие в социальном
положении наблюдателя и наблюдаемых,
несохожесть их интересов, ценностных
ориентаций, стереотипов поведении и так
далее. Также на качестве информации сказываются
и установки наблюдаемых и наблюдателя.
Если наблюдаемые знают, что являются
объектом изучения, они могут искусственно
менять характер своих действий, подстраиваясь
под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть
наблюдателю. В свою очередь, наличие у
наблюдателя определённого ожидания в
отношении поведения наблюдаемых может
сформировать конкретную точку зрения
на происходящее.
Есть примерный перечень значимых элементов,
свойственных всем наблюдаемым ситуациям.
В опоре на них конкретизируются программа
и научно-организационный план наблюдения.
В этот перечень входят:
a) наблюдаемые – количество человек, участвующих
в ситуации, социально-демографическая
структура группы, характер взаимоотношений
в ней, распределение ролей между участниками
ситуации;
b) обстановка – место нахождения наблюдаемой
ситуации, типичное для этого места социальное
поведение, возможные отклонении в поведении
участников наблюдаемой группы;
c) цель деятельности группы – случайна
или закономерна наблюдаемая ситуация,
наличие определённых формальных или
неформальных целей, ради которых собралась
группа; совместимы или противоположны
цели различных участников ситуации;
d) социальное поведение – характер деятельности
наблюдаемой группы, стимулы деятельности,
на кого (что) направлена деятельность,
психологическая атмосфера в группе;
e) частота и продолжительность – время,
длительность и повторяемость наблюдаемой
ситуации, её уникальность или типичность.
Разновидности метода наблюдения классифицируются
по нескольким основаниям:
.
· в зависимости от степени участия наблюдателя
в исследуемой ситуации (включённое и
невключённое);
Включённым наблюдением
называется такой его вид, при котором
социолог непосредственно включен в изучаемой
социальный процесс, контактирует, действует
совместно с наблюдаемыми. Характер включённости
различен: в одних случаях исследователь
полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые
никак не выделяют его среди других членов
группы; в других – наблюдатель участвует
в деятельности наблюдаемой группы, но
при это мне скрывает своих исследовательских
задач.
· по месту проведения, условиям организации
наблюдения (полевое и лабораторное);
Наблюдение называется полевым, если
оно протекает в естественных для наблюдаемых
условиях. В тех ситуациях, когда требуется
высокая тщательность, подробность в описании
наблюдаемых процессов, используют технические
средства фиксации. Когда ставится задача
разработки и экспериментальной проверки
новой методики, применяют лабораторную
форму наблюдения.
· по регулярности проведения (систематическое
и несистематическое).
Систематическое
наблюдение проводят регулярно в течение
определённого периода. Это может быть
длительное, непрерывно продолжающееся
наблюдение или наблюдение, проводимое
в циклическом режиме. Есть также и несистематические
наблюдения. Среди них выделяются
такие, когда наблюдателю приходится иметь
дело с заранее незапланированным явлением,
неожиданной ситуацией. Особенно часто
этот тип наблюдения встречается в разведывательных
исследованиях.
Рассмотренная классификация наблюдений,
как и любая типология, условна и отражает
лишь наиболее значимые особенности наблюдения.
Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер
планируемого исследования, решая вопрос
о применении метода наблюдения, соотносят
позитивные и негативные свойства его
различных видов.
ГЛАВА 3. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов – один из широко применяемых методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Социологи в процессе исследования подвергают изучению огромное количество разного рода и уровня документов.
продолжение