Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:25, доклад
Метод опроса не является изобретением социологов. Во всех отраслях знания, где  для получения информации исследователь  обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями  этого метода.  
Специфика метода опроса в социологии в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
1. метод опроса;  
2. метод наблюдения;  
3. метод анализа документов.
предполагается решение 
следующих исследовательских 
1. метод опроса;  
2. метод наблюдения;  
3. метод анализа документов.  
ГЛАВА 1. МЕТОД ОПРОСА
Метод опроса не является изобретением 
социологов. Во всех отраслях знания, где 
для получения информации исследователь 
обращается к человеку с вопросами, 
он имеет дело с различными модификациями 
этого метода.  
Специфика метода опроса в социологии 
в том, что при его использовании источником 
первичной социологической информации 
является человек (респондент) – непосредственный 
участник исследуемых социальных процессов 
и явлений.  
Существуют две разновидности опроса, 
связанные с письменной и устной формой 
общения с респондентами, - анкетирование 
или интервьюирование. В их основе лежит 
совокупность предлагаемых респондентам 
вопросов, ответы на которые и образуют 
первичную социологическую информацию.  
Метод опроса, опирающийся на достаточное 
число обученных анкетеров или интервьюеров, 
позволяет в максимально короткие сроки 
опрашивать большие совокупности людей 
и получать разнообразную информацию. 
Также достоинство метода – широта охвата 
различных областей социальной практики. 
Однако, информация, полученная от респондентов, 
отражает изучаемую реальность лишь в 
том виде, как она «преломилась» в сознании. 
Поэтому не всегда является возможным 
уравнение между объективной реальностью, 
выступающей предметом исследования, 
и данными, отражающими мнения людей. Всегда 
важно учитывать возможное искажение 
информации, полученной методом опроса. 
1.1АНКЕТИРОВАНИЕ
Наиболее распространённый 
в практике прикладной социологии вид 
опроса - анкетирование. 
Оно может быть групповым или индивидуальным.  
Групповой опрос широко применяется по 
месту работы, учёбы. Анкеты раздаются 
в аудитории, куда приглашаются для опроса 
включённые в выборку респонденты. Обычно 
один анкетёр работает с группой 15-20 человек. 
При этом обеспечивается стопроцентный 
возврат анкет, респонденты имеют возможность 
получить дополнительную индивидуальную 
консультацию по технике заполнения, а 
анкетёр, собирая вопросники, может проконтролировать 
качество их заполнения.  
При индивидуальном анкетировании вопросники 
раздаются на рабочих местах или по месту 
жительства (учёбы) респондентов, а время 
возврата заранее обговаривается.  
Социологическая 
анкета – это объединённая единым 
исследовательским замыслом система вопросов, 
направленных на выявление количественно-качественных 
характеристик объекта и предмета анализа.  
Все вопросы, используемые в анкетах, можно 
классифицировать:  
·        по содержанию (вопросы о фактах сознания, 
о фактах поведения и о личности респондента);  
Вопросы о фактах 
сознания направлены на выявление 
мнений, пожеланий, ожиданий людей, их 
планов на будущее. Они могут касаться 
любых объектов, как связанных с личностью 
опрашиваемого или его окружающей средой, 
так и не имеющих к нему непосредственного 
отношения. Вопросы о фактах 
поведения выявляют поступки, действия, 
результаты деятельности людей. Вопросы о личности 
респондента входят во все социологические 
анкеты, образуя блок социально-демографических 
вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, 
профессию, семейное положение и другие 
характеристики респондента.  
·        по форме (открытые и закрытые, прямые 
и косвенные);  
Закрытым вопросом 
называется тот, в котором заранее дан 
полный набор вариантов ответов. Типы 
такого вопроса – альтернативный 
и неальтернативный. 
Альтернативный вопрос предполагает возможность 
выбора респондентом всего одного варианта 
ответа. Неальтернативные вопросы допускают 
выбор респондентом нескольких вариантов 
ответов.  
Открытые вопросы 
не содержат подсказок и не навязывают 
респонденту варианты ответов. Открытые вопросы 
дают возможность выразить мнение во всей 
полноте и мельчайших подробностях. Именно 
при помощи таких вопросов можно собрать 
наиболее полную по содержанию информацию, 
чем при использовании закрытых вопросов.  
Когда вопросы анкеты требуют от респондента 
критического отношения к себе, окружающим 
людям, оценки негативных явлений, исследователь 
применяет вопросы в косвенной форме. 
При конструировании таких вопросов исходят 
из предположения о том, что, отвечая на 
них, респонденты опираются на собственный 
опыт, однако сообщают о нём в безразличной 
форме, что снимает остроту критических 
оценок, характерную для высказываний 
от первого лица.  
·        по функции (основные и неосновные)  
Основные вопросы 
анкеты направлены на сбор информации 
о содержании исследуемого явления. Неосновные – 
на выявление адресата основного вопроса 
(вопросы-фильтры), проверку искренности 
ответов (контрольные вопросы). 
1.2 ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
Почтовый опрос – разновидность анкетирования. 
Его правомерно рассматривать как эффективный 
приём сбора первичной информации. В наиболее 
общем виде он заключается в рассылке 
анкет и получении почтовых ответов на 
них. Важное преимущество почтового опроса 
– простота организации. К достоинствам 
метода относится то, что он позволяет 
одновременно провести опрос на большой 
территории, в том числе – в труднодоступных 
районах. Ещё одно преимущество рассматриваемого 
приёма сбора информации состоит в том, 
что анкета заполняется только респондентом. 
Тем самым отсутствует контакт респондента 
и анкетёра, а следовательно, и психологический 
барьер, наблюдаемый иногда при индивидуальном 
опросе.  
Также позитивным свойством почтового 
опроса является возможность респондента 
выбирать удобное для него время заполнения 
анкеты.  
Недостатки почтового опроса – неполный 
возврат анкет.  
Начинают опрос с лёгких вопросов, интересных 
по содержанию. Близкие по содержанию 
вопросы формируют в блоки. Существует 
некоторая отрицательная связь между 
объёмом анкет и уровнем их возврата. Тем 
не менее, бывает целесообразнее повысить 
интерес опрашиваемого к анкете путём 
использования ряда дополнительных вопросов, 
нежели сокращать её. Рекомендуется печатать 
анкету в типографии, использовать привлекательные 
название и оформление.  
Одновременно с рассылкой анкет в том 
же конверте высылается сопроводительное 
письмо, где, обращаясь к респонденту по 
имени и отчеству или фамилии, повторяют 
просьбу об участии в почтовом опросе, 
подробно излагают цели исследования, 
подчеркивают его практическую направленность, 
приводят адрес и телефон исследовательской 
организации. Вместе с анкетой также отправляют 
конверт с напечатанными на нём обратным 
адресом, в нём респондент будет возвращать 
заполненную анкету исследователю.  
Примерно через 2-3 недели после отправки 
анкет высылаются напоминания. 
1.3ПРЕССОВЫЙ ОПРОС
Разновидность почтового 
опроса – прессовый опрос. 
В этом случае анкета печатается в газете 
или журнале. Укажем два вида такого опроса. 
Один – когда редакция обращается к анкетированию 
с целью получения данных о своих читателях 
и их мнений о работе данного печатного 
органа. Второй – когда через печатный 
орган изучается мнение по какой-либо 
актуальной проблеме.  
В силу пассивности процедуры вовлечения 
потенциальных респондентов в опрос в 
прессовом анкетировании невысок возврат 
анкет.  
Решающие факторы формирования финальной 
выборочной совокупности, то есть того 
массива опрашиваемых, с которым имеет 
дело социолог, - это тема исследования, 
конструкция и оформление прессовой анкеты, 
специфика временного момента публикации. 
1.4ИНТЕРВЬЮ
Ещё один тип метода опроса 
– интервью.  
При интервьюировании контакт между исследователем 
и респондентом осуществляется при помощи 
интервьюера, который задаёт вопросы, 
предусмотренные исследователем, организует 
и направляет беседу с каждым отдельным 
человеком и фиксирует полученные ответы 
согласно инструкции.  
Для получения одного и того же объёма 
информации при исследовании метода интервью 
исследователь должен затратить больше 
времени и средств, чем при анкетировании.  
В прикладной социологии различают три 
вида интервью:  
·        формализованное;  
В этом случае общение интервьюера и респондента 
строго регламентировано разработанными 
вопросником и инструкцией, предназначенной 
интервьюера. Обычно преобладают закрытые 
вопросы. В интервью с открытыми вопросами 
предусмотрена несколько меньшая степень 
стандартизации поведения респондента 
и интервьюера.  
·        фокусированное;  
Имеет своей целью сбор мнений, оценок 
по поводу конкретной ситуации, явления, 
последствий, причин. Респондентов заранее 
знакомят с предметом беседы.  
·        свободное.  
Применяется в случаях, когда исследователь 
только приступает к определению проблемы 
исследования, уточняет её конкретное 
содержание. Свободное интервью проводится 
без заранее подготовленного опросника 
или разработанного плана беседы. Группы 
опрашиваемых обычно невелики, их ответы 
фиксируются с максимальной точностью. 
ГЛАВА 2. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Если данные об исследуемом 
процессе, о деятельности индивидов, 
группы, коллектива должны быть максимально 
«очищены» от рациональных, эмоциональных 
и прочих свойств респондента, то 
прибегают к такому метода сбора 
информации, как наблюдение.  
Недостатки метода сводимы к двум группам:  
·        объективные (независимые от наблюдателя);  
Сюда относят прежде всего ограниченность, 
принципиально частный характер каждой 
наблюдаемой ситуации. Поэтому выводы 
могут быть обобщены и распространены 
на более широкие ситуации только с осторожностью 
и при соблюдении многих требований. Отметим 
также высокую трудоёмкость метода. Осуществление 
наблюдения зачастую предполагает участие 
в сборе первичной информации большого 
числа людей достаточно высокой квалификации.  
·        субъективные (связанные с личностными, 
профессиональными особенностями наблюдателя).  
На качество первичной информации может 
оказывать влияние различие в социальном 
положении наблюдателя и наблюдаемых, 
несохожесть их интересов, ценностных 
ориентаций, стереотипов поведении и так 
далее. Также на качестве информации сказываются 
и установки наблюдаемых и наблюдателя. 
Если наблюдаемые знают, что являются 
объектом изучения, они могут искусственно 
менять характер своих действий, подстраиваясь 
под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть 
наблюдателю. В свою очередь, наличие у 
наблюдателя определённого ожидания в 
отношении поведения наблюдаемых может 
сформировать конкретную точку зрения 
на происходящее.  
Есть примерный перечень значимых элементов, 
свойственных всем наблюдаемым ситуациям. 
В опоре на них конкретизируются программа 
и научно-организационный план наблюдения. 
В этот перечень входят:  
a)     наблюдаемые – количество человек, участвующих 
в ситуации, социально-демографическая 
структура группы, характер взаимоотношений 
в ней, распределение ролей между участниками 
ситуации;  
b)     обстановка – место нахождения наблюдаемой 
ситуации, типичное для этого места социальное 
поведение, возможные отклонении в поведении 
участников наблюдаемой группы;  
c)      цель деятельности группы – случайна 
или закономерна наблюдаемая ситуация, 
наличие определённых формальных или 
неформальных целей, ради которых собралась 
группа; совместимы или противоположны 
цели различных участников ситуации;  
d)     социальное поведение – характер деятельности 
наблюдаемой группы, стимулы деятельности, 
на кого (что) направлена деятельность, 
психологическая атмосфера в группе;  
e)      частота и продолжительность – время, 
длительность и повторяемость наблюдаемой 
ситуации, её уникальность или типичность.  
Разновидности метода наблюдения классифицируются 
по нескольким основаниям:  
.  
·         в зависимости от степени участия наблюдателя 
в исследуемой ситуации (включённое и 
невключённое);  
Включённым наблюдением 
называется такой его вид, при котором 
социолог непосредственно включен в изучаемой 
социальный процесс, контактирует, действует 
совместно с наблюдаемыми. Характер включённости 
различен: в одних случаях исследователь 
полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые 
никак не выделяют его среди других членов 
группы; в других – наблюдатель участвует 
в деятельности наблюдаемой группы, но 
при это мне скрывает своих исследовательских 
задач.  
·         по месту проведения, условиям организации 
наблюдения (полевое и лабораторное);  
Наблюдение называется полевым, если 
оно протекает в естественных для наблюдаемых 
условиях. В тех ситуациях, когда требуется 
высокая тщательность, подробность в описании 
наблюдаемых процессов, используют технические 
средства фиксации. Когда ставится задача 
разработки и экспериментальной проверки 
новой методики, применяют лабораторную 
форму наблюдения.  
·         по регулярности проведения (систематическое 
и несистематическое).  
Систематическое 
наблюдение проводят регулярно в течение 
определённого периода. Это может быть 
длительное, непрерывно продолжающееся 
наблюдение или наблюдение, проводимое 
в циклическом режиме. Есть также и несистематические 
наблюдения. Среди них выделяются 
такие, когда наблюдателю приходится иметь 
дело с заранее незапланированным явлением, 
неожиданной ситуацией. Особенно часто 
этот тип наблюдения встречается в разведывательных 
исследованиях.  
Рассмотренная классификация наблюдений, 
как и любая типология, условна и отражает 
лишь наиболее значимые особенности наблюдения. 
Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер 
планируемого исследования, решая вопрос 
о применении метода наблюдения, соотносят 
позитивные и негативные свойства его 
различных видов.  
 
ГЛАВА 3. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов – один из широко применяемых методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксирует в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. Социологи в процессе исследования подвергают изучению огромное количество разного рода и уровня документов.
продолжение