Методы сбора эмпирической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы:
Раскрыть сущность социологической информации, требования, предъявляемые к ней, а так же методы сбора эмпирической информации такие как: опрос и его разновидности: анкетирование, интервьюирование и т.п., качественные методы case study, фокус-групп.
Методы социологических наблюдений, их виды и этапы.
Изучить классификацию документов, методы их анализа, подробно раскрыть контент-анализ.

Оглавление

Введение 3
1. Опрос и его разновидности 4
2. Качественные методы: case study, фокус-групп 11
3. Практическое задание 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

кр по социологии.docx

— 44.84 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

По социологии

Тема: Методы сбора эмпирической информации 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Выполнил: Цветкова И.Н.

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансы и кредит

                                 Группа: День

                                                                № зачетной книжки:10ффд41889

                                                      Проверил: Мануйлов Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир 2011г.

Оглавление

Введение 3

1.  Опрос и его разновидности 4

2.  Качественные методы: case study, фокус-групп 11

3.  Практическое задание 18

Заключение 19

Список использованной литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В структуре социологии чаще всего  выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные  социологические теории и социологические  исследования. Их называют также частными, эмпирическими, прикладными или  конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при  изучении социальных явлений и процессов  научно обоснованные результаты.

    Использование конкретных методов социологического исследования зависит от условий, места  и времени,  целей и задач  исследования, а также его вида. Для сбора социологической информации могут применяться различные  методы: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент  и тестирование.

    Цель  данной работы:

  1. Раскрыть  сущность социологической информации, требования, предъявляемые к ней, а так же методы сбора эмпирической информации такие как: опрос и его разновидности: анкетирование, интервьюирование и т.п., качественные методы case study, фокус-групп.
  2. Методы социологических наблюдений, их виды и этапы.
  3. Изучить классификацию документов, методы их анализа, подробно раскрыть контент-анализ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опрос и его разновидности

    Социологический опрос – это метод получения  первичной социологической информации, основанный на непосредственной или  опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в  форме ответов на поставленные вопросы.

    Опрос – это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, благодаря которому в короткие сроки  можно получить обширную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя  вопросов.

    Значение  метода опроса, чем больше, тем меньше по изучаемой проблеме статистических данных, документальной информации, возможности проведение наблюдения, эксперимента. Причем этим методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы опрос как метод исследования был эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий опроса отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных результатов. Опросный метод имеет не только достоинства, но и ограничения. Главное из них состоит в том, что данные полученные с помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно нужно проверить информацией объективного характера, добытой иными методами.

    Задача  опросов в обществе – обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, представить данные необходимые  для принятия решений.  Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах  действий. Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования.

    Требования  и правила проведения опроса. 

    Респондент  должен: знать, кто и зачем его  спрашивает; быть заинтересованным в  опросе; быть не заинтересованным в  выдаче ложной информации; однозначно понимать содержание вопросов. Исследователь  должен: предлагать систему опросов оптимальную для решения исследовательских задач; в процессе опроса вести себя нейтрально, не демонстрировать свое отношение ни к вопросам, ни к ответам на них.

    Метод опроса отличается большим разнообразием  видов, в частности: анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос, почтовый опрос, телефонный опрос, интернет-опрос, прессовый опрос, экспертный опрос, телевизионный экспресс-опрос.

    Разновидности опроса

    Среди множества опросов основными принято считать письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

    Анкетирование.

    Анкетирование – это письменный опрос, при котором  общение между исследователем и  респондентом опосредуется анкетой. Популярность этого метода обусловлена его  оперативностью и экономичностью. В  короткий срок при необходимом числе  анкетеров можно опросить большие  совокупности людей. При этом подготовка – анкетеров не требует значительных временных и финансовых затрат.

    Анкетирование может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в  организациях (места работы, учёбы  и т.д.). При индивидуальном анкетировании  вопросники (анкеты) раздаются на рабочих  местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое  распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

    Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную  информацию. Для этого надо знать  и соблюдать ряд правил и принципов  ее конструирования, а также особенности  различных вопросов. При составлении  анкет необходимо учитывать, что  вопрос должен быть одинаково понятен  различным социально-демографическим  группам респондентов (молодым и  пожилым, людям с разным образованием и т.д.). Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и  о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и не основные).

    Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы  о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента  выявляют его личностные характеристики.

    Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

    Открытые  вопросы не содержат подсказок и  не “навязывают” респонденту вариант  ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они  дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

    Прямые  и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.  Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

    Разрабатывая  текст анкеты, следует избегать однообразия  используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет  свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о  последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все  нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет  формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные  для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

    Интервьюирование.

    Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при  котором исследователь находится  в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования  в следующих отношениях:

    а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;

    б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

    в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

    г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с  анкетой.

    Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость  большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

    При интервьюировании контакт между  исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который  задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с  каждым отдельным человеком и  фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

    Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.

    Особенности интервью по-разному проявляются  в различных его организационных  формах.  Рассмотрим их:

    а) Интервью по месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно  наиболее целесообразно, когда изучаются  производственные или учебные коллективы, а предмет исследования связан с  производственными или учебными делами.

    б) Интервью по месту жительства. Оно  становится предпочтительным, если предмет  опроса касается таких проблем, о  которых удобнее поговорить в  неофициальной обстановке, свободной  от влияния служебных или учебных  отношений.

    В прикладной социологии различают три  вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

    1. Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности.

    2. Фокусированное интервью - следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации