Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:47, контрольная работа
Цель данной работы:
Раскрыть сущность социологической информации, требования, предъявляемые к ней, а так же методы сбора эмпирической информации такие как: опрос и его разновидности: анкетирование, интервьюирование и т.п., качественные методы case study, фокус-групп.
Методы социологических наблюдений, их виды и этапы.
Изучить классификацию документов, методы их анализа, подробно раскрыть контент-анализ.
Введение 3
1. Опрос и его разновидности 4
2. Качественные методы: case study, фокус-групп 11
3. Практическое задание 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20
3. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает к определению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется только тема интервью.
Социометрический опрос.
Социометрический
опрос направлен на изучение и
измерение межличностных
С
помощью социометрического
Социометрический
опрос не гарантирует полной анонимности,
поскольку качаются членов группы.
Это обстоятельство приводит к снижению
искренности ответов. Чтобы избежать
его или хотя бы ограничить, применяются
специальные процедуры: тщательно разъяснять
характер опроса, гарантируется сохранение
тайны либо исследователь становиться
в ситуацию, когда он не знает, под каким
номером «скрывается» тот или иной член
коллектива. Обработка
данных, обобщение и способ представления
материала осуществляются с помощью социометрической
матрицы – таблицы, состоящей из нулей
и единиц. В результате анализа данных
опроса рассчитываются различные социометрические
индексы: интегрированности группы, разобщенность
группы, взаимных симпатий и др.
Качественные методы: case study, фокус-групп
До
сих пор характеризовались
Важно понять, в каких ситуациях необходимы количественные, а в каких – качественные методы. Так если социолога интересует описание объективных связей между теми или иными социальными явлениями, анализ достоверности поведения этих связей и отношение к ним со стороны респондентов, то здесь применяется количественный метод. Если же требуется описание общей картины социальных явлений – качественный подход.
Case study – обычно используется в том случае, когда объектом анализа является отдельный случай либо конкретная социальная общность. Особенность метода состоит в глубоком изучении специфики объекта. Вместе с тем выводы чаще всего имеют прикладной характер и заканчиваются конкретными рекомендациями, направленными на оптимизацию деятельности изучаемой социальной общности. С помощью этого метода часто исследуются замкнутые общности, труднодоступные для изучения другим методом. Метод сase study обычно предполагает «погружение» социолога в исследуемый объект на длительное время, не редко с помощью использования включенного наблюдения.
Фокус-групп или метод дискуссии видеться модератором - исследователем поставленной проблемы, по инициативе которого собирается группа дискутирующих. Группа может быть однородной, включая студентов, случайной, может формироваться по принципу охвата людей, имеющих полярные точки зрения на обсуждаемую проблему.
Цель групповой дискуссии – выявить различия в понятии тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений у конкретных групп людей. Иногда задача дискуссии сводится к обсуждению способов решения конкретных проблем, которые могут быть выявлены в ее ходе.
Обычно
дискуссия записывается на видеокассету
и затем тщательно
Выбор того или иного метода зависит от ряда обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможности социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования. В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.
В социологических исследованиях часто применяется анализ документов, имеющихся в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития.
Как правило, под документом в социологии подразумевая те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.
Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если они имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города, может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов и т.д.
Чтобы использовать возможности предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление обо всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информация делится на:
Традиционный анализ
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).
Под
традиционным, классическим анализом
понимается все многообразие умственных
операций, направленных на интеграцию
сведений, содержащихся в документе с
определенной точки зрения, принятой исследователем
в каждом конкретном случае. Фактически
же это не что иное, как интерпретация
содержания документа, его толкование.
Контент-анализ
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа) — это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Развитие контент-анализа преимущественно связано с социологическими исследованиями, он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.
При
своем рождении контент-анализ был
использован для изучения текстовых
газетных материалов. И сейчас наибольшее
применение он находит при изучении
средств массовой информации: прессы,
телевидения, радио. Но он используется
и при анализе документов: любого вида
отчетности, протоколов собраний, конференций,
межправительственных договоров, соглашений
и т.п. Этот метод часто используется различными
спецслужбами: до 80% самой секретной информации
добывается с его помощью и поныне.
Метод наблюдения и виды наблюдения.
Это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Использование метода наблюдения связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. Особенности метода связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна и дает моментальный снимок объекта, характеризуя его состояние здесь и сейчас. Наблюдение позволяет избежать влияния респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации. Существуют следующие виды наблюдений:
Программа наблюдения
В программе наблюдения определяются следующие этапы научного исследования:
Цель наблюдения определяется его направленностью.
Задачей наблюдения может быть: предварительная ориентировка в объект наблюдения, выдвижение и проверка гипотез, уточнение и проверка результатов, полученных другими методами.
Объектом
наблюдения могут быть отдельные
лица в различных ситуациях общения,
малые и большие группы, общности. Наблюдаемые
ситуации могут быть естественными и экспериментальными,
управляемыми и неуправляемыми наблюдателем,
спонтанными и организованными и т.д.
Предметом наблюдения бывают вербальные (речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, эмоциональность и т.д.) и невербальные акты поведения отдельного человека, в определенной социальной среде или ситуации.
Метод наблюдения обладает и преимуществами, и недостатками. Преимущества наблюдения: непосредственное восприятие изучаемого объекта, что незаменимо на начальных этапах исследования. Оно помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект, предмет исследования, сформулировать гипотезы.
Недостатки
наблюдения заключаются в следующем: присутствие
наблюдателя накладывает отпечаток на
исследуемых, а измерить это влияние невозможно;
человеческое восприятие ограничено и
можно пропустить что-то значимое; невозможно
выявить мнения, суждения наблюдаемых
по интересующим исследователя проблемам;
некоторые формы поведения, эмоциональное
выражение записать однозначно очень
сложно; наблюдение – трудоемкий процесс,
требующий значительных затрат, времени,
людских и финансовых ресурсов.