Исследование и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности организации ООО «Иркутская Энергосбытовая Комп

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

В рамках данного курсовой работы необходимо определить, как маркетинговая деятельность осуществляется в рамках конкретного предприятия, провести исследование товарной, ценовой и сбытовой политики организации. Необходимо осуществить исследование эффективности деятельности организации по продвижению продукции, анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений, анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров, которые выпускаются на предприятии. В заключительной части курсового работы необходимо разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Оглавление

Введение 3
Общая характеристика объекта исследования 4
Анализ маркетинговой деятельности организации 7
Исследование товарной политики организации 7
Исследование ценовой политики организации 13
Исследование сбытовой политики организации 18
Исследование эффективности деятельности организации по продвижению продукции 23
Анализ рыночных тенденций 26
3.1. Анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений 26
3.2. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товара 29
3.3. Обобщающий анализ сильных и слабых сторон организации, рыночных возможностей и угроз 31
Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности организации 35
Заключение 38
Список рекомендуемой литературы 39

Файлы: 1 файл

КР маркетинг.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

      Стратегия – это долговременный курс товарной политики, рассчитанной на перспективу  и предусматривающей решение  принципиальных задач. Разработанная  применительно к тому или иному  периоду (3-5 лет и более) товарная стратегия в основе своей в течение данного времени остается, как правило, практически неизменной.

      Анализ  товарной политики организации начинается с изучения товарной номенклатуры и  товарного ассортимента.

      Товарный  ассортимент – группа товаров, тесно  связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен. Каждый товарный ассортимент требует собственной стратегии маркетинга. Если в организации насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, говорят о товарной номенклатуре.

      Товарная  номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и  товарных единиц, предлагаемых покупателям  конкретным продавцом. Товарная номенклатура ООО «Иркутская Энергосбытовая Компания» представлена в таблице 2.1.

      Товарную  номенклатуру фирмы можно описать  с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности.

      Под широтой товарной номенклатуры имеют  в виду общее число номенклатурных групп товаров, выпускаемых организацией. Под насыщенностью товарной номенклатуры понимается общее количество ассортиментных позиций по всем номенклатурным группам выпускаемых товаров. Глубина товарной номенклатуры характеризуется количеством ассортиментных позиций по каждой номенклатурной группе товаров. Под гармоничностью товарной номенклатуры понимают степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований организации производства, условий ценообразования, распределения и других факторов.

      Таблица 2.1

      Товарная  номенклатура на примере организации 

Наименование  номенклатурных и ассортиментных групп  услуг Ед. изм. 2004 год Анализируемый год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
  1. Номенклатурная группа «Электрическая энергия»
Ассортиментная  группа:

-  500 кВ;

- 220 кВ;

- 110 кВ;

- 35 кВ.

 
Тыс. руб.
 
1600 

600

300

300

400

 
0 

0

0

0

0

 
1600 

600

300

300

400

 
0 

0

0

0

0

 
0 

0

0

0

0

2. Номенклатурная  группа «Тепловая энергия» Тыс. руб.  
4800
 
2400
 
0
 
2400
 
0
3. Номенклатурная  группа «Подпитка систем» Тыс. руб.  
1600
 
0
 
0
 
1600
 
0
4. Номенклатурная  группа «ХОВ и конденсат» Тыс. руб.  
5600
 
1600
 
2400
 
0
 
1600
  1. Номенклатурная группа «Прочие услуги»
Ассортиментная  группа:

- строительство  ЛЭП;

- реконструкция ЛЭП;

- ремонт ЛЭП

 
 
Тыс. руб.
 
6400 

2000

2000

2400

 
1600 

400

400

800

 
1600 

400

800

400

 
1600 

800

400

400

 
1600 

400

400

800

 

     В процессе выполнения курсового проекта, нам необходимо провести анализ номенклатурных групп услуг, оказываемых на предприятии. В таблице 2.1. представлена номенклатурная характеристика услуг предприятия: 5 номенклатурных групп (широта товарной номенклатуры), в двух группах (1 и 5) имеется по четыре и две ассортиментных группы. Товарная номенклатура предприятия является гармоничной, так как оказывает услуги в отрасли энергетики.

     Для количественной оценки товарной номенклатуры используют структурные показатели, определяемые по формуле:

                                 Уi = Vi*100/V,                                       (2.1.)

где Уi – удельный вес i-ой номенклатурной группы продукции, %; Vi – объем производства i-ой номенклатурной группы продукции  в натуральных или стоимостных  измерителях; V – общий объем производства продукции в натуральных или  стоимостных измерителях.

      Результаты  расчёта приведены в таблице 2.2. Для удобства анализа результаты расчета структурных показателей  товарной номенклатуры представляются так же в виде диаграммы (см. рис 2.1.). 
 
 

      Таблица 2.2.

      Результаты  расчета структурных показателей  товарной номенклатуры

Наименование  номенклатурной группы Объём производства за 2009 г., тыс. руб. Удельный вес, %
1. Электрическая  энергия 1600 8
2. Тепловая  энергия 4800 24
3. Подпитка  систем 1600 8
4. ХОВ  и конденсат 5600 28
5. Прочие  услуги 6400 32
Итого:    
 

      Представим  результат расчетов в виде диаграммы 2.1.:

      Диаграмма 2.1. Результаты расчета структурных показателей

      В связи с тем, что анализ рентабельности услуг по отдельным номенклатурным группам не представляется возможным из-за отсутствия данных, то произведем анализ эффективности сложившейся в организации товарной номенклатуры на основе динамики производства. 
 
 
 

 

      Диаграмма 2.2. Динамика производства продукции  в течении года.

     Анализируя  диаграммы, на которых отображены доля каждой номенклатурной группы в общем объеме производства и динамику производства в течение года стало ясно, что план производства на 2004 год составлялся из расчета стабильности производства, данный результат производства можно принять в качестве конечного для анализа. При этом большую долю в производстве составляют «Прочие услуги» - 32%, далее идут «ХОВ и конденсат» - 28%, «тепловая энергия» - 24%, половая «подпитка систем» и «электрическая энергия» - 8%. Учитывая то, что план производства на 2004 год составлялся на основе ранее произведенных заказов, данный объем выпуска можно принять в качестве плана продаж.

     Выводы  об эффективности сложившейся в  организации товарной номенклатуры можно сделать также на основе расчета показателей рентабельности продукции по отдельным номенклатурным группам:

                                    Ri = Пi*100/Vi,                                        (2.2.)

где Пi – прибыль от реализации продукции i-ой номенклатурной группы;

       Vi – объем производства i-ой номенклатурной группы продукции в стоимостных измерителях.

      Результаты  расчёта показателей рентабельности продукции по отдельным номенклатурным группам представлены в таблице 2.3.: 

Таблица 2.3. 

     Расчёт  показателей рентабельности продукции  по отдельным номенклатурным группам

Наименование  номенклатурной группы Объём производства за 2004 г., тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб. Рентабельность  продукции, %
1. Электрическая  энергия 1600 600 37,5
2. Тепловая  энергия 4800 1000 20,83
3. Подпитка  систем 1600 600 37,5
4. ХОВ  и конденсат 5600 1300 23,21
5. Прочие  услуги 6400 1900 29,69
 

      По  результатам расчёта видно, что  рентабельность продукции средняя (в среднем составляет 29,75 %). Это  связано с тем, что себестоимость  услуг высокая, тем самым цены на оказываемые услуги получаются тоже высокими. Исходя из того, что услуги дорогие, не представляется завышать прибыль, следовательно, получается средняя рентабельность услуг.

      Поскольку для данной продукции не предъявляются  требования к упаковке, оформлению товара, то совершенствовать товарную политику ОАО «Иркутскенерго» необходимо только в одном направлении: повышение рентабельности продукции за счёт увеличения прибыли. 

    1. Исследование ценовой политики организации

    ООО «Иркутская Энергосбытовая Компания»

     В данном разделе мы должны проанализировать ценовую политику организации. Для этого необходимо, прежде всего, рассмотреть такие важнейшие понятия как цена, ценовая стратегия, описать основные методы ценообразования.

     Перед всеми коммерческими и многими  некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Определить однозначно, что такое цена столь же сложно, как и сформулировать общее определение понятия «деньги» тем более что оба эти понятия связаны между собой теснейшим образом.

     Цена  отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, и является важнейшей экономической категорией. В данном определении идет речь о двух видах цен. Цена продавца (цена предложения) – это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) – количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар. В процессе взаимодействия покупателя и продавца образуется рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) – цена, согласованная продавцом и покупателем, т.е. цена, по которой реально будет продан товар.

     Таким образом, цена – это денежное выражение  стоимости товара, продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

     Фирмы подходят к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких компаниях цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями нижних эшелонов.

     Ценовая политика предприятия – это установление цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

     Ценовые стратегии – обоснованный выбор  из нескольких вариантов цены (или  перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода.

     Прежде  чем приступить к рассмотрению методов  ценообразования необходимо осознать, что ценовая политика зависит  от типа рынка. Экономисты выделяют четыре основных типа рынков, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования.

      Рынок свободной конкуренции характеризуется  тремя условиями:

  • наличием множества фирм, когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, так как каждой принадлежит небольшая доля рынка;
  • однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;
  • отсутствием ценовых ограничений.

      При этом роль маркетинговых исследований, политики цен, деятельности по разработке товара крайне незначительна.

      Рынков свободной конкуренции очень немного, в основном это международный рынок некоторых товаров, например, пшеницы, леса, ценных бумаг, руд цветных металлов.

      Рынок монополистической конкуренции состоит из большого количества фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Такому рынку присущи три характерные черты:

  • острая конкурентная борьба между фирмами;
  • дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами, как за счет различий в потребительских свойствах, так и вследствие оказания неодинаковых дополнительных услуг;
  • легкость проникновения на рынок.

      Особенность маркетинга в этих условиях заключается  в выявлении специфических потребностей разных сегментов рынка.

      Олигополистическая  конкуренция возникает между  немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник рынков чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

Информация о работе Исследование и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности организации ООО «Иркутская Энергосбытовая Комп