Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:10, курсовая работа
В рамках данного курсовой работы необходимо определить, как маркетинговая деятельность осуществляется в рамках конкретного предприятия, провести исследование товарной, ценовой и сбытовой политики организации. Необходимо осуществить исследование эффективности деятельности организации по продвижению продукции, анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений, анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров, которые выпускаются на предприятии. В заключительной части курсового работы необходимо разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Введение 3
Общая характеристика объекта исследования 4
Анализ маркетинговой деятельности организации 7
Исследование товарной политики организации 7
Исследование ценовой политики организации 13
Исследование сбытовой политики организации 18
Исследование эффективности деятельности организации по продвижению продукции 23
Анализ рыночных тенденций 26
3.1. Анализ клиентурного рынка и потребительских предпочтений 26
3.2. Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товара 29
3.3. Обобщающий анализ сильных и слабых сторон организации, рыночных возможностей и угроз 31
Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности организации 35
Заключение 38
Список рекомендуемой литературы 39
ООО «Иркутская Энергосбытовая Компания» занимает, можно сказать, монопольное положение. Основными ближайшими схожими предприятиями является ОАО «Красноярскэнерго». Но и его конкурентам-то назвать нельзя, поскольку ОАО «Иркутскенерго» ведет поставку электроэнергии только по Иркутской области, и не претендует на рынок Красноярского края. Так как ООО «Иркутская Энергосбытовая Компания» поделено на Западные, Северные и Восточные электрические сети, то их между собой можно считать конкурентами. Они постоянно борются за рынок.
Так как другие предприятия отрасли энергетики не занимают никакой доли рынка в Иркутской области, то можно сказать, что наше предприятие занимает всю долю рынка, а если сравнивать Западные, Восточные и Северные электрические сети, то большую долю рынка занимают Восточные электрические сети около 63%, а Западные и Северные электрические сети занимают почти одинаковую долю рынка (20 и 17% соответственно).
Для оценки конкурентных преимуществ организации могут быть использованы и специальные методики. Наиболее известной и удобной методикой анализа конкурентных преимуществ является модель, предложенная Бостонской консультационной группой. Бостонская матрица построена на использовании двух параметров:
1.
Относительная доля рынка
2.
Темпы роста емкости рынка
(или скорость увеличения
Оба параметра имеют только две возможные позиции: высокую и низкую. В результате получается матрица, разделенная на четыре квадранта (см. рис. 3.1.).
Правый верхний квадрант матрицы характеризует товары, именуемые «Звезды». Это товары-лидеры (высокая доля рынка в развивающейся отрасли). Наличие таких товаров говорит о высоких конкурентных преимуществах организации.
Правый нижний квадрант матрицы обозначает товары, именуемые «Дойные коровы». Эти товары имеют большую долю на стабильном или медленно развивающемся рынке. Наличие таких товаров говорит о том, что организация обладает определенными конкурентными преимуществами, т. к. эти товары приносят большие доходы, которые могут использоваться организацией как для поддержания их доли на рынке, так и для поддержки других товаров.
«Трудные дети»
Нуждаются в финансировании,
способствуют экономическому |
«Звезды»
Приносят доход, способствуют экономическому росту |
«Неудачники»
Не приносят дохода, не способствуют экономическому росту |
«Дойные коровы»
Приносят доход, в незначительной степени способствуют экономическому росту |
низкие
Темпы роста
емкости рынка
высокие
Рис.
3.1. Бостонская матрица
В
левом верхнем квадранте
В левом нижнем квадранте находятся товары, которые называют «Неудачниками». Эти товары приносят незначительный доход, а иногда и убытки. Организация, производящая такие товары, не может рассчитывать на конкурентные преимущества и должна по возможности избавляться от таких товаров, если для их сохранения нет убедительных оснований.
Все
услуги предприятия ООО «Иркутская Энергосбытовая
Компания» можно отнести к услугам, именуемым
«Дойными коровами». Данное предположение
обосновано тем, что занимаемая доля рынка
достаточно большая, товары занимают лидирующее
положение в относительно стабильной
области, сбыт товара стабилен. В то же
время темп роста рынка низкий, спрос на
продукцию не увеличивается из-за высокой
себестоимости продукции, но остаётся
стабильным, так как без данной продукции
нельзя обойтись.
Настоящий раздел завершает аналитическую часть курсовой работы. В данном разделе на основании выводов и заключений, сделанных в предыдущих разделах курсовой работы, дается обобщающий анализ сильных и слабых сторон деятельности исследуемой организации, возможностей и угроз рынка.
При разработке стратегии предприятием производится отбор всех внешних факторов, влияющих на ситуацию, в которой находится предприятие. Для формирования достижимых стратегических целей необходим большой объём информации. Существует множество методов сбора систематизации, в этом случаем можно использовать метод SWOT.
На первом этапе необходимо установить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
На втором этапе – установление связи между ними, которые в дальнейшем используются для формирования стратегий.
Для
удобства представления результатов
такого анализа рекомендуется
Таблица 3.2.
SWOT – анализ.
Рынок Фирма |
Возможности
|
Угрозы
|
Сильные
стороны
|
1-а; 1-б; 2-а; 2-ж 3-д 4-в; 4-д 5-в; 5-г |
1-г 2-д 3-а 4-г; 4-в 5-б |
Слабые
стороны
|
1-б 2-ж 3-г 4-д 5-а |
1-а 2-г 3-б 4-д 5-а; |
Сильные стороны на предприятии:
1) квалифицированный персонал;
2) стабильное финансовое положение;
3) защищённость от конкурентного давления;
4) высокий
уровень автоматизации
5) относительно большая доля рынка.
Слабые стороны на предприятии:
1) слабо развита система контроля качества оказываемых услуг;
2) устаревшие ОПФ;
3) слабое представление о рынке;
4) высокие прогнозируемые издержки;
5) высокие цены на услуги.
Возможности:
а) возможность выхода на новые рынки;
б) возможность повышения квалификации рабочих;
в) прогрессивные технологии;
г) маркетинговая служба;
д) инвестирование производства;
ж) возможность амортизации ОПФ
Угрозы:
а) сбои в подаче электроэнергии;
б) неблагоприятные демографические изменения;
в) снижение ручного труда;
г) низкая производительность труда;
д) рост цен.
Такую
сильную сторону предприятия
как квалифицированный персонал
можно укреплять с помощью
возможности повышения
Угрозу сбоя в подаче электроэнергии можно устранить такой сильной стороной предприятия как защищенностью от конкурентного давления. Угрозу неблагоприятных демографических изменений можно устранить такой сильной стороной как относительно большой долей рынка. Угрозу низкой производительности труда можно устранить такой сильной стороной предприятия как квалифицированный персонал и высокий уровень автоматизации производства. Угрозу снижения ручного труда необходимо устранять с использованием такой сильной стороны предприятия как высокий уровень автоматизации производства. Относительно большая доля рынка предприятия необходимо использовать для устранения угрозы появления новых конкурентов.
Возможностью повышения квалификации работников можно устранить такую слабую сторону предприятия, как слабо развита система контроля качества, отправив работников обучиться управления контролем качества. Возможность амортизации ОПФ ведет к устранению угрозы устаревания ОПФ. Возможности маркетинговых служб устранят неполной представление о рынке. Инвестирование производства поможет снизить прогнозируемые издержки. Возможность выхода на новые рынки уменьшит слабую сторону высокой цены услуг.
Развивая систему контроля качества услуг, можем устранить такую угрозу как сбои в подаче электроэнергии. Решая проблему устаревших ОПФ можем устранить угрозу низкой производительности труда. Имея полное представление о рынке можно избежать проблем при демографических изменениях. Такая слабая сторона предприятия как высокие прогнозируемые издержки ведет к увеличению цен на оказываемые услуги. Сбои в подаче электроэнергии могут привести к высоким ценам на услуги.
Учитывая
сильные и слабые стороны, а также
возможности и угрозы предприятие
может полно и эффективно существовать
на рынке электроэнергии.
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности организации
При
определении маркетинговой
1) стратегия более глубокого проникновения на рынок;
2) стратегия расширения границ рынка;
3) стратегия разработки товара;
4)
стратегия диверсификации.
1. Более глубокое проникновение на рынок | 3. Разработка товара |
2. Расширение границ рынка | 4 Диверсификация |
Существующие рынки
Новые
рынки