Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы - исследовать процесс формирования стратегии развития торговой организации и разработать рекомендации по совершенствованию разработки и реализации общей стратегии.

Объект исследования - Закрытое акционерное общество «Магазин «Таллин».

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятия и роль стратегии развития торговой организации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Роль и значение разработки стратегии развития в деятельности торговой организации в современных условиях
1.1 Понятие, экономическое значение стратегии развития торговой организации в условиях рынка
1.2 Подходы к формированию стратегии развития организаций торговли
1.3 Факторы, влияющие на формирование стратегии развития торговой организации
1.4 Система показателей оценки эффективности стратегии развития
Анализ стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Магазин «Таллин»
2.2 Порядок и принципы формирования стратегии ЗАО «Магазин «Таллин»
2.3 Оценка эффективности развития стратегии ЗАО «Магазин «Таллин»
Совершенствование порядка формирования стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Доработка 1
Доработка 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 102.16 Кб (Скачать)

Эти требования вполне удовлетворяли запросам определенного  числа населения района в первые 10-15 лет функционирования предприятия. Но район застраивался, число жителей росло, менялись и совершенствовались хозяйственные связи универсама, появилось множество новых товаров, как отечественного, так и иностранного производства, менялись вкусы и предпочтения потребителей, росли их доходы, обострилась, как внутриотраслевая конкуренция, так и конкуренция между производителями продовольственных товаров. Поэтому размер помещений и планировка на данный момент иногда могут, и не соответствовать фактическому товарообороту универсама, объему выполняемых работ.

Все это должно покрываться  высоким уровнем установочной и  экспозиционной площадей, иногда не целевым  использованием площадей, высокой товарооборачиваемостью, применением новейшего оборудования для торговых залов, обеспечивающего рациональную выкладку и хороший показ товаров, ростом производительности труда, грамотной организацией работы персонала предприятия, развитием системы мотивации работников.

Универсам в достаточной  мере оснащен механическим и немеханическим торговым оборудованием, торговым инвентарем и инструментарием. Оборудование правильно  подобрано и вместе с товаром  создает художественный облик торгового  зала. Все немеханическое оборудование (горки, прилавки, кассовые кабины) имеется  в комплекте, что улучшает архитектурно-художественное оформление интерьера и создает  приятную атмосферу в торговом зале и привлекает покупателей.

ЗАО Магазин Таллин» является субъектом частной формы собственности с 1994 года. По своей организационной форме ЗАО «Магазин Таллин» является акционерным обществом. Акционерное общество - форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности. Акционерное общество имеет уставный фонд, разделенный на число акций, равное номинальной их себестоимости, несет имущественную ответственность по обязательствам только своим имуществом. По Уставу предприятие является закрытым Обществом. Не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры Общества вправе отчуждать принадлежащие им акции другим Акционерам. Деятельность Общества осуществляется в соответствии с ГК РБ, Законом РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», иным законодательством РБ и Уставом. По Уставу АО является закрытым Обществом.

Общество создано  с целью осуществления хозяйственной  деятельности и для извлечения прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и трудового  коллектива Общества. Предметом деятельности общества является:

1. Розничная торговля  в неспециализированных магазинах  преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями,  прочая розничная торговля в  неспециализированных магазинах,  розничная торговля через палатки,  ларьки и киоски.

2. Производство свежего  и замороженного мяса, в том  числе в порциях, производство  изделий из мяса, включая мясные  консервы, производство готовых  мучных смесей и теста для  выпечки хлеба, пирожных, бисквитов,  блинов, производство свежевыпеченного  хлеба и булочных изделий, производство  свежих пирожных, тортов, пирогов,  производство какао, шоколада  и кондитерских изделий из  сахара.

3. Оптовая торговля  широким ассортиментом товаров  без какой-либо конкретизации.

4. Прочая коммерческая  деятельность, не включенная в  другие группировки.

5. Вправе осуществлять  внешнеэкономическую деятельность  в установленном законодательством  порядке.

Прибыль является основным обобщающим показателем финансовых результатов деятельности Общества и распределяется в следующем  порядке:

1) оплата дивидендов  по акциям;

2) формирование фондов  общества (резервного, накопления, потребления,  других фондов).

Штат работников ЗАО  «Магазин Таллин» составляет 261 профессию рабочих и должностей служащих. Среднесписочная численность работников составляет 227 человек.

Структура штатов следующая:

1) руководители: директор, зам. директора по организации  и технике торговли, зам. директора  по коммерции, главный бухгалтер,  заведующие отделом, заместители  заведующих отделом, зав. производством,  начальник кондитерского цеха;

2) специалисты: экономист,  ведущий специалист, бухгалтера 2-ой  высшей категории, инспектор отдела  кадров, товароведы, администраторы, художник;

3) технические исполнители: главные кассиры;

4) рабочие: продавцы, кассиры-контролеры, грузчики, водители, работники мясного цеха, работники  кондитерского цеха, кастелянша  и др.

Основные показатели деятельности ЗАО «Магазин Таллин» в динамике рассмотрены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Основные экономические  показатели хозяйственной  деятельности ЗАО  «Магазин Таллин» за 2008-2009 гг.

 
Показатели 2008 г. 2009 г. Отклонение,

(+/-)

Темп роста, %  
1. Розничный  товарооборот, млн. руб. 99301 112011 +12710 112,8  
2. Доходы  от реализации          
в сумме, млн. руб. 15351 18767 +3416 122,3  
в % к товарообороту, нетто 15,5 16,8 +1,3 108,4  
3.Расходы  на реализацию          
в сумме, млн. руб. 13118 15445 +2327 117,7  
в % к товарообороту, нетто 18,6 18,3 -0,3 98,4  
4. Прибыль  (убыток) от реализации:          
в сумме, млн. руб. 2233 3322 +1089 148,8  
в % к товарообороту, нетто 3,16 3,93 +0,77 124,3  
           

Примечание - Источник: собственная разработка

Проанализируем выполнение плановых показателей ЗАО «Магазин «Таллин» на основании данных таблицы 2.2.

Таблица 2.2 - Анализ выполнения плановых показателей ЗАО  «Магазин Таллин» за 2009 гг.

 
Показатели План на 2009 г. Факт 2009 г. Отклонение,

(+/-)

Темп роста, %  
1. Розничный  товарооборот, млн. руб. 110000 112011 +2011 101,8  
2. Доходы  от реализации          
в сумме, млн. руб. 17600 18767 +1167 106,6  
в % к товарообороту, нетто 16,0 16,8 +0,8 105,0  
3.Расходы  на реализацию          
в сумме, млн. руб. 15080 15445 +365 102,4  
в % к товарообороту, нетто 18,3 18,3 - -  
4. Прибыль  (убыток) от реализации:          
в сумме, млн. руб. 2900 3322 +422 114,6  
в % к товарообороту, нетто 3,5 3,93 +0,43 112,3  
           

Примечание - Источник: собственная разработка

Как видно из приведенных  данных, план по розничному товарообороту  выполнен на 101,8%. Превышение планового  задания по товарообороту обусловлено  увеличением числа покупателей. Район, в котором расположен ЗАО  «Магазин «Таллин», является местом строительства новых домов, что способствует росту числа покупателей в данной торговой организации.

Фактические доходы от реализации по сравнению с планом выросли на 1167 млн. руб. или на 6,6%.

Фактический уровень  расходов на реализацию сохранился на уровне планового и составил 18,3%.

Фактическая прибыль  от реализации ЗАО «Магазин «Таллин» превысила плановую на 422 млн. руб. или на 14,6%.

Итак, можно сделать  вывод о том, что ЗАО «Магазин Таллин» в 2009 году сработал эффективнее, так как была получена большая по сравнению с отчетным периодом чистая прибыль.

Таким образом, ЗАО  «Магазин Таллин» является одним из крупнейших торговых предприятий Республики Беларусь. Целью предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения экономических и социальных интересов участников и работников предприятия. ЗАО «Магазин Таллин» имеет линейно функциональную структуру управления. С точки зрения управления непосредственно самим предприятием общее руководство осуществляется в лице генерального директора, который несет полную ответственность за хозяйственную и социальную деятельность. Следующий уровень управления ООО «Торговый Дом «На Немиге» представлен заместителями генерального директора: заместитель ЗАО «Магазин Таллин» и генерального директора предприятия по торговле непродовольственными товарами, по идеологии, кадрам и социальным вопросам, по торговле продовольственными товарами и общепитом и по строительству. Также существуют отделы, подчиняющиеся непосредственно директору: бухгалтерия, служба организации торговли. На третьем уровне находятся отделы, подчиняющиеся заместителям, их возглавляют свои начальники. ЗАО «Магазин Таллин» в 2007 году сработал эффективнее, так как была получена большая по сравнению с отчетным периодом чистая прибыль.

2.2 Порядок и принципы  формирования стратегии  развития ЗАО «Магазин  Таллин»

Целями стратегии  развития ЗАО «Магазин Таллин» являются:

освоение новых  рынков сбыта посредством открытия филиалов в разных районах г. Минска;

увеличение розничного товарооборота за счет повышения  качества обслуживания покупателей.

Поиск и выбор целей - наиболее сложная задача, от качества решения которой во многом зависят  перспективы развития. Информационной базой для определения стратегических целей являются прогнозы внешней  и внутренней среды ЗАО «Магазин Таллин».

Важным источником информации для определения целей  являются специальные маркетинговые  исследования, которые проводятся заместителем директора ЗАО «Магазин Таллин». В качестве целей в ЗАО «Магазин Таллин» выбираются объемы будущей деятельности, т. е. объемы розничного товарооборота, доля рынка и др.

Одним из принципов  формирования стратегии развития ЗАО  «Магазин Таллин» является определение потенциальных покупателей в различных микрорайонах г. Минска. Оно проводится в целях сосредоточения усилий на удовлетворении потребностей отобранных групп потребителей (рыночных сегментов) и включает:

сегментацию рынка, посредством  которой достигается разделение рынка на отдельные группы потребителей по определенным признакам;

выбор целевого рынка, что дает возможность торговой организации  концентрировать усилия на удовлетворении потребностей определенных его сегментов;

позиционирование  продукта, обеспечивающее ему строго опреде-ленное и конкурентоспособное положение на рынке.

Исследование целевых  рынков ЗАО «Магазин Таллин» проводится на основании планов социально-экономического развития микрорайонов, которые разрабатываются районными администрациями. Так, на основании этих планов можно судить, что увеличение новостроек в районах Юго-запад и Лошица приведет к увеличению числа покупателей, сконцентрированных в данных районах г. Минска, а соответственно, и к увеличению объемов товарооборота.

Вторым этапом формирования стратегии развития ЗАО «Магазин Таллин» является определение внутреннего потенциала торговой организации.

Система экономических  оценок стратегического потенциала торговой организации включает показатели:

1. Потенциальная годовая  производственная мощность в  расчетных единицах, развернутая  по видам основной и побочной  продукции;

2. Потенциальный годовой  валовой объем выпускаемой продукции,  работ, услуг (выручка), в рублях;

3. Потенциальная величина  добавленной стоимости, в рублях;

4. Потенциальный чистый  годовой доход/объем произведенной  чистой продукции;

5. Потенциальная годовая  прибыль от производственной  деятельности при возможных вариантах  ценовой стратегии предприятия,  в рублях;

6. Потенциальная чистая  прибыль после уплаты налогов,  в рублях.

Расчеты показателей  осуществляет планово-экономический  отдел. Значение показателей анализируются  за 3-4 года, что позволяет более  точно определить тенденции в  развитии ЗАО «Магазин Таллин».

Выбор стратегии руководство  ЗАО «Магазин Таллин» осуществляет на основании результатов внешней и внутренней среды, маркетинговых исследований рынка.

Информация о работе Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)