Формирование стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

В конце ХХ в. получают развитие «ситуационные теории» Т. Пиперса, Р.Уотермана, Р. Паскаля, Э. Атоса и др., согласно которым управленческие решения и их результаты могут сильно различаться в зависимости от ситуации, а эффективная организация формируется на базе следующих взаимосвязанных составляющих: стратегии, структуры, системы, штат, квалификация, стиль и разделенные ценности. В этот же период формируются концепции синергетики (Ф. Хакен, А. Пригожий), общего эволюционизма (Н. Моисеев), общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Уемов и др.).

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Разработка стратегии фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Виды стратегий развития предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Особенности стратегий предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Стратегии международного развития предприятия. . . . . . 17
5. Оценка выбранной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Литература . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия кр.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию и науке  РФ ГОУ ВПО 

     «Саратовский  государственный технический университет» 

     Кафедра «Менеджмент, коммерция и право» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «Экономика предприятия» 

на тему: 

 «Формирование стратегии развития предприятия» 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Студентка 2 курса МНЖу 21

                  Факультета  управления

                  производственными системами

                  Намазова  Г.Т.

                  Проверил(а):  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Саратов

2010

Содержание: 

    Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    1. Разработка  стратегии фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 

    2. Виды  стратегий развития предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . 8 

    3. Особенности  стратегий предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 

    4. Стратегии  международного развития предприятия. . . . . . 17 

      5. Оценка выбранной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . 21 

    Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 

     Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение.

     Важнейшей составляющей развития современных промышленных предприятий является формирование адаптивного изменяющимся условиям окружающей среды организационного механизма управления. Как справедливо отмечают специалисты, роль эффективной организации в современных условиях становится все более значимой, поскольку технологии производства любой коммерческой продукции становятся все более доступными, а эффективная организация производства и управления остается во многом индивидуальной, сформированной в результате накопленного опыта работы. В этой связи эффективная организация становится важнейшим источником конкурентоспособности и эффективности промышленного предприятия.

     Под действием процессов развития производства и управления область анализа  и принятия организационных решений  постепенно расширялась. Первоначально она охватывала только трудовые процессы, но затем в нее были включены производственные процессы и предприятие в целом. Однако и в современных условиях, несмотря на признание примата внешней среды, включение последней в область разработки организационных стратегий ограничивается входами и выходами предприятия. Организационная структура остается оторванной от рынка и основополагающих тенденций развития внешней среды. Недостаточно внимания уделяется вопросам организации финансового взаимодействия предприятий с внешней средой. Являясь функцией стратегического менеджмента, организация до сих пор не выделена в отдельную стратегию. Разработка организационных решений ведется раздельно в рамках других функциональных областей предприятия, что приводит к принятию несогласованных решений и отсутствию общей концепции организационного развития. Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости совершенствования подходов к стратегическому менеджменту в целом и разработке стратегий организационного развития в частности.

     Как показал анализ эволюции представлений  об организации как функции управления промышленным предприятием, она зародилась практически вместе с промышленным производством и с момента  возникновения была тесно связана  с решением его практических проблем. Наибольший интерес к организации проявился во второй половине XIX в., когда стали предприниматься попытки научных исследований и обобщений. Основоположником науки организации принято считать Ф. Тейлора, который сосредоточил внимание на изучении трудовых процессов. В этот же период был сделан фундаментальный вывод: организацию труда можно выделить в самостоятельную функцию и поручить ее другому человеку, занятому управлением.

     Исследования  и практическая деятельность Г. Форда позволили перейти к новой стадии развития науки организации, когда ее объектом стал не только трудовой, но и производственный процесс. Сильной стороной системы взглядов Г. Форда было использование вертикального строения предприятия на основе объединения всех этапов производства и реализации автомобилей.

     Начало 1920-х гг. ознаменовалось формированием  классической школы управления, предметом  практических и теоретических изысканий  которой стали структуры и  функции, а в качестве основы организации  производства и управления рассматривалась регламентация. Наиболее яркий представитель этой школы – А. Файоль – сформулировал научные принципы управления, в основе которых лежало четкое разделение труда, распределение функций, обязанностей и задач. Идеологию регламентационного подхода к организации существенно развил немецкий философ-социолог Макс Вебер, чья теория, по сути, стала идеологией бюрократии.

     Классической  школе менеджмента была присуща  недооценка роли человека в организации. Серьезные исследования в этой области связаны с трудами М. Фоллета и Э. Мэйо, доказавшими, что благодаря использованию способности человека к самоорганизации и повышению эффективности труда через внесение в него творческого начала, отдача работника может быть гораздо большей, чем при организации трудовых процессов по Тейлору, Форду, Файолю или М. Веберу. Это направление в менеджменте и получило название теории «человеческих отношений». Значительный вклад в развитие этой теории внесли исследователи мотивов поведения человека в организации – А. Маслоу, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, Ф.Герцберга.

     Подлинным прорывом в теории организации стало  использование системной методологии, суть которой заключается в представлении  об организации как совокупности разнородных элементов, которые  превращаются в систему посредством установления определенной структуры связей между ними. Следует отметить, что понятие «связь» как организующее начало впервые применил русский философ и экономист А. А. Богданов. Его труд «Тектология. Всеобщая организационная наука» предвосхитил многие выводы кибернетики и теории систем.

     Во  второй половине XX в. произошли революционные  изменения во взглядах на организацию. Причем большое влияние на смену  взглядов оказали работы Н. Винера. В теории организации все чаще стал использоваться инструментарий, взятый из общей теории систем, теории организационного поведения, а предприятие все чаще стали сравнивать со сложной кибернетической системой. Суть нового этапа в развитии науки организации состоит в поиске альтернативных, гибких решений, позволяющих оптимально учитывать разнообразные факторы, от которых зависит эффективное функционирование предприятия. Причинами, вызвавшими такую переориентацию, стали: возрастание по мере развития НТР роли человека в производственном процессе, повышение динамичности и неопределенности среды, все более выраженный примат среды в отношениях с предприятиями. Важную роль играют также социально-экономические причины: изменения в уровне развития самих трудящихся, повышение общеобразовательного и квалификационного уровней рабочих, изменения уровня и образа их жизни.

     В конце ХХ в. получают развитие «ситуационные  теории» Т. Пиперса, Р.Уотермана, Р. Паскаля, Э. Атоса и др., согласно которым  управленческие решения и их результаты могут сильно различаться в зависимости  от ситуации, а эффективная организация формируется на базе следующих взаимосвязанных составляющих: стратегии, структуры, системы, штат, квалификация, стиль и разделенные ценности. В этот же период формируются концепции синергетики (Ф. Хакен, А. Пригожий), общего эволюционизма (Н. Моисеев), общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Уемов и др.).

     Наряду  с зарубежными специалистами  существенный вклад в развитие науки  организации вносят и российские ученые, такие как Т. Акимов, А. Антонов, О. Виханский, А. Гастев, П. Керженцев, Л. Морозова, О. Наумов, А. Смелкин, С. Фалько и др.

     Вместе  с тем до сих пор не сложилось  определенного единства мнений по вопросам формулирования современной концепции  организации промышленных предприятий, методики разработки их организационных стратегий и определения места последних в системе стратегического менеджмента. Особые трудности связаны с разработкой и реализацией организационных стратегий применительно к российским промышленным предприятиям. Все это свидетельствует о том, что проблема эффективной организации современных промышленных предприятий по-прежнему требует решения. 
 
 
 
 
 
 

                               1. Разработка стратегии фирмы

     В современных условиях, когда деятельность предприятий протекает в динамичной и сложной внешней среде и все в большей степени зависит от нее, организация, так же как и управление в целом, принимает стратегический характер. Однако особенность стратегического управления заключается в том, что оно позволяет включить в систему принятия и реализации управленческих решений не только основные элементы внутренней среды предприятия, но и внешние аспекты его деятельности. Являясь важнейшей составляющей стратегического менеджмента, организационная деятельность должна в полной мере отвечать его особенностям. Вместе с тем в этой области полного соответствия не наблюдается. В ходе эволюции, организационная функция управления поднялась от уровня организации труда на рабочем месте, до уровня организации производственного процесса и затем предприятия. Но и на сегодняшний день организационные структуры выстраиваются в рамках предприятий, изолированно от рынка и других внешних условий. В область принятия организационных решений включаются только входы и выходы предприятия, обеспечивающие его связь с внешней средой. Такой подход к принятию управленческих решений нельзя не считать ограниченным. Во-первых, он не позволяет найти эффективные пути интеграции предприятия в рыночную среду своей отрасли, а также связанных и не связанных с ним отраслей с целью максимизации полезного эффекта его деятельности. Во-вторых, в область организации оказался не включенным один из наиболее существенных аспектов деятельности современного предприятия – его инвестиционная деятельность. В-третьих, такой подход обрекает предприятие на пассивную позицию приспособления к внешней среде, не позволяя выстроить пути воздействия на среду с целью создания наиболее благоприятных условий деятельности.

     Понимание внешней среды как области  стратегических изменений означает подвижность разграничительной  линии между внутренней и внешней средой организации: элементы непосредственного окружения могут быть вполне успешно интегрированы в границы предприятия, а отдельные подразделения – выделены в качестве самостоятельных партнеров.

     На  организацию предприятия оказывают влияние не только темпы изменений во внешней среде, но и изменение самого характера отношений предприятия с внешней средой, выражающееся в переходе власти от производителей к потребителям и крайнем обострении конкурентной борьбы. Когда у потребителей есть выбор, они больше не ведут себя одинаково, предъявляя спрос на товары и услуги для своих конкретных уникальных нужд.

     Необходимость в целях расширения рынка учитывать  запросы различных групп потребителей, вплоть до индивидуальных, заставляет предприятия по-новому подходить к решению вопросов организации деятельности своих производственных подразделений. Большинство предприятий от массового, малономенклатурного производства переходят к мелкосерийному и единичному производству, номенклатура выпускаемой продукции непрерывно расширяется. Одновременно резко возрастают темпы ее обновления. Организация производства, сложившаяся в индустриальную эпоху перестает отвечать современным требованиям.

     В условиях, когда каждый работник отвечает только за свой узкоспециализированный трудовой процесс, выпускает определенное количество деталей различных наименований, не имея представления о том, когда и в каких законченных изделиях они затем будут использованы, никто не знает и не может сказать клиенту, где находится заказ и когда он будет выполнен. При этом происходит многократная передача ответственности, и каждая передача с одной стадии на другую может повлечь за собой скопления заказов и простои. Чем выше сложность процессов, тем труднее обеспечить координацию и направить их на учет потребности клиентов. Как следствие, растут численность занятых в управлении и накладные расходы.

     Решение проблемы видится в использовании  принципиально нового подхода к  организации, радикальном перепроектировании производства, суть которого состоит в переходе от организации производства на основе принципа разделения труда к его организации на основе выделения цепочек создания законченной ценности для потребителей – бизнес-процессов. Переход на новую концепция организации производства требует также перехода от вертикальных управленческих структур к горизонтальным, от узкоспециализированных рабочих мест к многофункциональным командам, от ориентации на решение производственных задач к решению задач удовлетворения потребностей клиентов.

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия