Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы - исследовать процесс формирования стратегии развития торговой организации и разработать рекомендации по совершенствованию разработки и реализации общей стратегии.

Объект исследования - Закрытое акционерное общество «Магазин «Таллин».

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятия и роль стратегии развития торговой организации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Роль и значение разработки стратегии развития в деятельности торговой организации в современных условиях
1.1 Понятие, экономическое значение стратегии развития торговой организации в условиях рынка
1.2 Подходы к формированию стратегии развития организаций торговли
1.3 Факторы, влияющие на формирование стратегии развития торговой организации
1.4 Система показателей оценки эффективности стратегии развития
Анализ стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Магазин «Таллин»
2.2 Порядок и принципы формирования стратегии ЗАО «Магазин «Таллин»
2.3 Оценка эффективности развития стратегии ЗАО «Магазин «Таллин»
Совершенствование порядка формирования стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Доработка 1
Доработка 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 102.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики  торговли

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Стратегия бизнеса

на тему: Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)

Студент ФЭУТ, 6 курс,

гр. ЗГГ-1 _____________ М.В. Зубович

Руководитель

ассистент _____________ Н.А. Подобед

МИНСК 2010

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 48 с., 1 рис., 6 табл., 12 источников

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, ДИВЕРСИФИКАЦИЯ, КОНКУРЕНЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, СЕГМЕНТАЦИЯ  РЫНКА

Объект  исследования - Закрытое акционерное общество «Магазин «Таллин».

Предмет исследования - процесс формирования стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин».

Цель  работы: изучение экономической сущности стратегии развития торговой организации, этапы ее формирования на примере конкретной торговой организации.

Методы  исследования: табличный, графический, индексный, метод аналогов, сравнения, относительных величин и другие.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ  
Роль и  значение разработки стратегии развития в деятельности торговой организации  в современных условиях  
1.1 Понятие,  экономическое значение стратегии  развития торговой организации  в условиях рынка  
1.2 Подходы  к формированию стратегии развития  организаций торговли  
1.3 Факторы,  влияющие на формирование стратегии  развития торговой организации  
1.4 Система  показателей оценки эффективности стратегии развития  
Анализ стратегии  развития ЗАО «Магазин «Таллин»  
2.1 Организационно-экономическая  характеристика ЗАО «Магазин  «Таллин»  
2.2 Порядок  и принципы формирования стратегии  ЗАО «Магазин «Таллин»  
2.3 Оценка  эффективности развития стратегии  ЗАО «Магазин «Таллин»  
Совершенствование порядка формирования стратегии  развития ЗАО «Магазин «Таллин»  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
Доработка 1  
Доработка 2  
   

ВВЕДЕНИЕ

Успешные компании - это компании, которые концентрируют  свои усилия на стратегических направлениях. Для удовлетворения потребностей клиентов предприятие должно следовать общей  организационной стратегии. Хорошая  стратегия помогает надолго сохранить  и укрепить позицию на целевом  рынке, последовательно удовлетворяя нужды потребителей лучше конкурентов.

Торговые организации, получив определенную экономическую  независимость от центральных служб  управления и очутившись в условиях рынка, оказались неспособными предпринять  действия по адаптации к возникшей  ситуации. Успех предприятия, которое  ведет свою деятельность в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как в экономической  системе, так и в сознании потребителей, во многом зависит от профессиональной подготовки лиц, ответственных за его  управление. Многие факторы во внешнем  окружении подвергаются непрерывным  изменениям (например, курсы валют, цены на сырье, материалы и комплектующие, внезапные изменения политического  курса или внедрение новых  технологий) и трудно поддаются предвидению. Умение быстро замечать происходящие перемены и тенденции позволяет  не только в достаточной степени  распознать возникающие угрозы, возможные  шансы и появившиеся благоприятные  случаи, но и предпринять необходимые  шаги и действия, направленные на приспосабливание к возникшей ситуации.

Для того чтобы воспринимать, описывать и анализировать суще-ствующие взаимозависимости между различными функциональными сфе-рами торговой организации, а также ее связи с внешним окружением и динамику всевозможных событий, необходимо использовать соответствующие методы и приемы.

Все это свидетельствует  об актуальности выбранной темы курсовой работы.

Задача курсовой работы - исследовать процесс формирования стратегии развития торговой организации  и разработать рекомендации по совершенствованию  разработки и реализации общей стратегии.

Объект исследования - Закрытое акционерное общество «Магазин «Таллин».

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятия и роль стратегии развития торговой организации;

раскрыть подходы  к формированию стратегии развития торговых организаций;

рассмотреть факторы  и системы оценки эффективности  стратегии развития;

дать оценку реализуемой  стратегии развития рассматриваемой  организации;

разработать рекомендации по совершенствованию разработки и  формированию стратегии торговой организации.

Теоретической и методической основой для написания курсовой работы послужили работы отечественных  и зарубежных экономистов в области  исследований, данные статистической отчетности и практические материалы  работы торговой организации.

1. Роль и значение  разработки стратегии  развития в деятельности  торговой организации  в современных  условиях

1.1 Понятие, экономическое  значение стратегии  развития торговой  организации в  условиях рынка

Экономическая ситуация в стране ставит перед организациями  торговли сложные проблемы, поиск  решений которых требует профессионализма и компетенции менеджеров. Решения  принимаются в агрессивной рыночной среде. Как выжить в этих условиях? Как сохранить свой бизнес? Эти  вопросы волнуют любого руководителя вне зависимости от финансового  положения и размера его предприятия. Поиск ответа следует искать в  тщательном анализе внешней и  внутренней среды организации, в  прогнозировании будущих действий в зависимости от изменяющихся условий. Организуя повседневную работу, менеджер обязан думать о том, как сохранить  конкурентоспособность на будущее. Инструментом решения этой задачи является планирование.

Любая разумная деятельность человека должна подчиняться заранее  разработанному плану. Если речь идет об организации, требования к качеству планирования существенно возрастают. Небольшая торговая организация  и крупная торговая компания нуждаются  в научно обоснованном планировании. Исследования показывают, что качество планирования является важнейшим фактором успеха. Его недостатки снижают потенциал  организации на 20-30%. Почему роль планирования в современном мире бизнеса так  велика?

1. Грамотное планирование  позволяет наиболее рационально  распределить ограниченные ресурсы  организации, поддержать наиболее  доходные направления деятельности, вложить средства в те товары, которые пользуются наибольшим  спросом.

2. Планирование дает  возможность скоординировать деятельность  персонала и направить его  усилия на реализацию единых  целей организации.

3. Без плана невозможно  осуществление контроля, так как  непонятно, с чем сравнивать  полученные результаты.

Планирование в  небольших торговых организациях часто  носит неформальный характер. Крупные  организации придерживаются формализованной  схемы планирования. Однако, в любом  случае, реализация этой функции основывается на знании современных моделей планирования. Попытка разобраться в специфике  их реализации применительно к торговым организациям предпринята в данной работе. Но прежде необходимо сказать  несколько слов о сути процесса планирования.

Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации  на наиболее перспективных направлениях деятельности. Процесс планирования позволяет ответить на три основных вопроса: «Где мы находимся?», «Куда  мы хотим двигаться?», «Как этого  достичь?» Другими словами, процесс  планирования включает следующие этапы:

Анализ сложившихся  условий функционирования организации.

Составление прогноза их развития на планируемый период.

3. Определение целевого  состояния бизнеса (положения,  которое следует занять организации  в планируемом будущем).

4. Планирование путей  его достижения.

Начиная с 70-х гг. минувшего  века в странах с развитой рыночной экономикой происходят качественные преобразования в системе управления передовых  компаний. Это связано с внедрением в практику новой концепции стратегического  управления. Ее суть сводится к конструированию  менеджмента организации с учетом видения будущих перспектив. В  рамках этой концепции формируется  новый взгляд на процесс планирования, получивший название стратегического  планирования. В 1980-е гг. стратегическое планирование становится важнейшим  элементом плановой работы многих компаний. Переход к новым формам планирования обусловлен сложностью рыночной ситуации. Возросшая конкуренция и снижение уровня стабильности внешней среды потребовало мобилизации адаптационных возможностей организации. Старые системы планирования оказались неспособными справиться с этой задачей.

Стратегическое планирование предполагает формулирование оптимальной  стратегии организации, исходя из прогнозируемых изменений внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс  определения целевого состояния  бизнеса и путей его достижения на основе прогнозирования возможностей и ресурсов организации. Внедрение  концепции стратегического планирования в практику работы торговли требует  перестройки бизнес-процессов организации. Их содержание должно опираться на современные информационные технологии. Министерство экономического развития и торговли рассматривает программы  внедрения системы стратегического  планирования в числе приоритетных направлений реформирования менеджмента  организаций. Их информационная поддержка  является важной составляющей комплекса  преобразований.

Новый инструмент управления позволяет привести в соответствие потенциальные возможности торговой организации и требования, диктуемые  внешней средой. Стратегическое планирование не следует отождествлять с долгосрочным планированием. Отличительным признаком  его является не горизонт планирования, а содержание самого процесса. Принципиальное отличие заключается в изменении  базы планирования. В традиционных схемах расчет плановых показателей  строился на сложившихся тенденциях развития внешней и внутренней среды. Современный подход состоит в  проектировании плановых решений с  учетом модели состояния среды в  будущем.

Стратегическое планирование предполагает разработку долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и  оперативных планов развития. В условиях динамичного изменения внешней  среды к долгосрочному можно отнести планирование на период более 2 лет, среднесрочное охватывает временной горизонт от 1 до 2 лет, краткосрочные планы разрабатываются на период до года. Оперативное планирование предусматривает разработку текущих планов работы на несколько дней и недель. В условиях жесткой рыночной конкуренции внимание руководства должно быть направлено на поиск внутренних ресурсов. В перечне способов решения этой проблемы краткосрочное планирование занимает особое место. С одной стороны, краткосрочное планирование является важным элементом стратегического планирования. С другой стороны, оно является средством детализации задач и функций персонала с учетом возможных изменений ситуации.

Традиционно вопросами  планирования работы торговой организации  занимаются специализированные подразделения: плановые отделы, службы планирования. На небольших предприятиях в штатное  расписание вводится должность экономиста. Сфера ответственности наиболее квалифицированной части специалистов экономических служб - стратегическое мышление организации. Остальные работники (их доля в структуре отдела составляет около 30%) выполняют технические  функции по сбору и обработке  информации, ведению документации и  составлению отчетности. Из состава  функций специалистов по планированию небольших предприятий также  следует вывести техническую  работу и поручить ее персоналу со средней квалификацией. В небольших  организациях функции стратегического  планирования часто совмещаются  с другими видами профессиональной деятельности. Эту работу можно поручить бухгалтеру, маркетологу, ме-неджеру-аналитику.

Высшее звено управления принимает стратегические решения  и контролирует выполнение планов подразделений. Информацию предоставляют специалисты  организации. По требованию дирекции составляются аналитические записки. При традиционной схеме планирования среднее и  нижнее звенья управления собирают необходимую  информацию стратегического характера. На этом уровне ведется согласование проектов планов с вышестоящими подразделениями, осу-ществляется оперативное планирование работы структурной единицы. При определенных условиях для предприятий торговли достаточно перспективными являются децентрализованные схемы планирования. Их использование позволяет включить в сферу ответственности по выработке стратегии функциональных и операционных менеджеров. Схемы децентрализованного планирования разрабатываются с учетом специфики предприятия торговли. Один из вариантов - формирование из руководителей линейных и функциональных подразделений целевых групп планирования. Совместная работа специалистов по выработке планов улучшает координацию деятельности структурных единиц, что является чрезвычайно важным для конкурентоспособности организации.

Информация о работе Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)