Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы - исследовать процесс формирования стратегии развития торговой организации и разработать рекомендации по совершенствованию разработки и реализации общей стратегии.

Объект исследования - Закрытое акционерное общество «Магазин «Таллин».

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

рассмотреть сущность понятия и роль стратегии развития торговой организации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Роль и значение разработки стратегии развития в деятельности торговой организации в современных условиях
1.1 Понятие, экономическое значение стратегии развития торговой организации в условиях рынка
1.2 Подходы к формированию стратегии развития организаций торговли
1.3 Факторы, влияющие на формирование стратегии развития торговой организации
1.4 Система показателей оценки эффективности стратегии развития
Анализ стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Магазин «Таллин»
2.2 Порядок и принципы формирования стратегии ЗАО «Магазин «Таллин»
2.3 Оценка эффективности развития стратегии ЗАО «Магазин «Таллин»
Совершенствование порядка формирования стратегии развития ЗАО «Магазин «Таллин»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Доработка 1
Доработка 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 102.16 Кб (Скачать)

Экономический эффект - результат торговой деятельности, который может выражаться в ряде показателей: розничном товарообороте, прибыли, доходе, чистой продукции.

Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров непосредственно населению для удовлетворения личных потребностей. Как экономическая категория розничный товарооборот выражает экономические отношения купли-продажи товаров народного потребления, возникающие между продавцом и покупателем на стадии перехода товаров из сферы обращения в сферу потребления.

Розничный товарооборот относится к числу важнейших  народнохозяйственных социально-экономических  показателей. Он в определенной мере характеризует уровень жизни  населения. Для этой цели на его основе рассчитывают объем товарооборота  на душу обслуживаемого населения.

Для торговых организаций  розничный товарооборот основной показатель, характеризующий как количественную, так и в определенной мере качественную сторону их деятельности; наряду с  прибылью розничный товарооборот является целевым показателем хозяйственной  деятельности торговой организации.

Показатели народнохозяйственной эффективности торговли. К ним  относятся все показатели эффективности, исчисленные на основе народнохозяйственных категорий эффекта торговли: розничного то-варооборота, чистой продукции. Ресурсоотдача - это отношение розничного товарооборота к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу). Народнохозяйственная эффективность текущих затрат -определяется как отношение чистой продукции или розничного товарооборота к расходам, а также затратоемкость розничного товарооборота. В качестве народнохозяйственного показателя эффективности торговли можно считать фондоотдачу и производительность труда, исчисленные на основе розничного товарооборота.

Показатели хозрасчетной эффективности торговли. К ним  относятся все показатели рентабельности, определяемые как отношение прибыли  к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу), к функционирующему капиталу, каждому виду экономических  ресурсов, к расходам, к товарообороту, к фонду заработной платы.

Таким образом, складывается система показателей рентабельности торговли, в которой обобщающими  следует считать ресурсорентабельность (рентабельность экономического потенциала), рентабельность функционирующего (авансированного) капитала и рентабельность текущих затрат.

С точки зрения хозрасчетных интересов особое значение имеют  показатели рентабельности розничного товарооборота, рентабельности функционирующего капитала, рентабельности затрат и  показатель прибыли в среднем  на одного работника.

В розничных торговых организациях показатель рентабельности в процентах к розничному товарообороту  применяется издавна и повсеместно. Другие показатели рентабельности торговли стали использоваться сравнительно недавно.

Показатели эффективности  основных средств. Включают фондоотдачу, определяемую как отношение к  основным средствам различных видов  эффекта: розничного товарооборота, чистой продукции; фондо-рентабелъностъ - отношение прибыли к основным средствам; уровень текущих расходов по содержанию и эксплуатации основных средств.

Показатели эффективности  оборотных средств в торговле. Основными из них являются: оборачиваемость оборотных средств, измеряемая числом оборотов; рентабельность - отношение прибыли к оборотным средствам; уровень расходов по статьям, связанным с использованием оборотных средств, например расходы по уплате процентов за кредиты банка, убыль товаров и т.д.

Показатели эффективности  и производительности живого труда. Это все показатели производительности труда, уровень расходов на оплату труда, рентабельность - отношение прибыли  к фонду заработной платы, прибыль  на одного работника.

Показатели эффективности  текущих затрат. К ним относятся: уровень расходов, характеризующий  размер текущих затрат на рубль товарооборота (общий уровень расходов и уровни расходов по отдельным статьям); рентабельность расходов - отношение прибыли к  расходам на реализацию товаров.

Показатели качества товаров народного потребления. Достоверная оценка эффективности  торговой деятельности должна учитывать  качество товаров народного потребления, их общественную потребительную стоимость. Экономическое содержание категории  «качество товара» неотделимо от категории «общественная потребительская  стоимость». Качество товара (продукта) - это совокупность свойств, обусловивших его пригодность удовлетворять  определенные личные и производственные потребности в соответствии с  его назначением. Для оценки качества выбираются именно те физико-химические, технические и другие характеристики, которые как раз раскрывают потребительские  свойства, полезность отдельного товара и поддаются измерению.

В стандартах и других нормативных документах приводится полный перечень показателей качества по каждому виду товара.

Следовательно, качество всей совокупности разнородных товаров  надо оценивать исходя из того, соответствует  ли общественной потребности полезность, качество и объем каждого отдельного товара и ассортимент всей массы представленных к реализации товаров. Товары, произведенные сверх общественных потребностей, не пользующиеся спросом, бесполезны для общества; труд, затраченный на их производство и обращение, потерян.

Повышение качества товаров  и их сохранение при доведении  до потребителя вызывает существенное снижение затрат общественного труда  на единицу продукта. Товары более  высокого качества, взятые в количественно  меньшем объеме, чем товары худшего  качества, способны удовлетворить количественно  равнозначную общественную полезность. Дополнительные затраты на повышение  и сохранение качества товаров, как  правило, значительно меньше, чем  на эквивалентное увеличение объемов  их производства.

Повышение качества товаров  вызывает улучшение всех показателей  эффективности производства и торговли. Интенсивному типу воспроизводства  присуще возрастание роли улучшения  качества продукции в удовлетворении личных и общественных потребностей.

Существующие оптовые  и розничные цены дифференцированы в зависимости от качества продукции, поэтому в известной мере отражают уровень качества товаров. Влияние  качества товаров на цену реализации опосредуется действием законов  спроса и предложения при формировании равновесной цены.

Показатели качества товаров содержащихся в стандартах, технических условиях и других нормативных  документах, следует называть технико-экономическими. Оптовые и розничные цены, дифференцируемые в зависимости от качества товаров, дают обобщенную характеристику уровня качества товаров; эти цены можно рассматривать как стоимостные показатели уровня качества определенного вида товара.

К числу показателей  качества товаров относятся также  абсолютные и относительные величины потерь товаров по количеству и в  связи с ухудшением их качества, которые следует выявлять и измерять на всех стадиях движения товара от производства до конечного потребителя, включая сферу потребления.

Социальный эффект высокого качества продовольственных  товаров выражается в улучшении  здоровья и работоспособности населения.

Показатели эффективности  классифицируются на две группы: обобщающие и частные.

В сравнительно небольшой  по объему аналитической таблице  компактно представлена система  показателей эффективности торговли на уровне первичного звена.

Методологические  и методические подходы, использованные при разработке системы показателей, как представляется, позволяют достаточно всесторонне измерить и оценить эффективность кооперативной торговли, а сама эта таблица вполне пригодна для использования в областном и республиканском звеньях управления.

2. Анализ стратегии  развития ЗАО «Магазин  «Таллин»

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ЗАО  «Магазин Таллин»

Универсам «Таллин» был основан в 1982 году и находится по адресу г. Минск, ул. Бурдейного 11 (микрорайон «Запад-2») в зоне жилых застроек. Универсам расположен вблизи подъездных путей в составе местного торгового центра (универсам, ресторан, бар, служба быта, сберкасса, аптека, отделение связи, магазин канцтоваров, ювелирный магазин) спроектированного в виде 2-х сблокированных зданий, одно из которых и занимает универсам. На территории, прилегающей к универсаму, имеется платная охраняемая автостоянка (парковка), организованная администрацией универсама. Напротив расположен рынок «Западный», оказывающий большое влияние на деятельность магазина, на его ассортиментную и ценовую политику.

Магазин рассчитан  на различные слои населения, как  по возрасту, так и по доходу, проживающие  в радиусе 500 м. В то же время значительную часть посетителей составляют люди более отдаленных районов, которые  едут за покупками на рынок и часто * заходят в магазин. Особенно наплыв покупателей наблюдается в выходные дни, и, наоборот, в понедельник, когда  рынок не работает, магазин имеет  самый низкий товарооборот, чем в  другие дни недели.

Здание универсама, являясь отдельно стоящим, в большей  мере обеспечивает удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков, возможности для механизации  торгово-технологического процесса, чем  здании других типов. Здание магазина является: по капитальности - капитальное, по особенностям объемно-планировочных  решений - двухэтажное, по размеру торговой площади - крупное (1035 м).

По типизации товарного  профиля магазин - универсальный, по типоразмеру - с торговой площадью около 1000 м, по типизации форм продажи - магазин  самообслуживания (включает также мелкорозничную торговую сеть, некоторые товарные группы реализуются через прилавок), по типу товарного профиля - реализующий  товары первой необходимости, частого  спроса, размещенный в жилой зоне.

Магазин по степени  специализации - универсальный, имеющий  широкий ассортимент товаров. По виду розничной торговой сети - стационарный, который включает в себя мелкорозничную торговую сеть. Мелкорозничная торговля организует торговлю товарами частого  спроса (мороженое, соки, напитки, квас, пиво, табачные изделия и др.). Ее роль особенно повышается в летнее время и в период проведения массовых мероприятий.

Магазин работает ежедневно  с 8.00 до 23.00, без выходных и без  перерыва на обед.

Основной формой обслуживания в магазине является самообслуживание (70%), что приводит к уменьшению затрат живого труда, издержек обращения и  потребления и увеличению пропускной способности магазина, росту товарооборота. Применятся и традиционная форма  продажи товаров через прилавок (мелкорозничная торговая сеть, вино водочный отдел, непродовольственный отдел). В универсаме организованы другие виды услуг: общественное питание (имеется  кафе-бар), прием стеклотары, приготовление  мясных полуфабрикатов, кондитерских изделий. Магазин сдает в аренду помещения под обмен валюты, продажу  книг, газет, цветов, оптики, под фотоателье, игровой автомат. Организована платная  парковка автомобилей.

Общая площадь универсама составляет более 5000 м, а площадь  торгового зала 1035 м2.

К торговым помещениям относятся: торговый зал (917 м), включающий хлебный, мясной, рыбный, кондитерский, непродовольственный отделы и непосредственно  зал самообслуживания; кафетерий  площадью 134 м2; вино - водочный отдел - 31м; пивной бар - 22м2.

Все помещения магазина взаимосвязаны и обеспечивают кратчайший путь движения товаров от места разгрузки  транспорта до торгового зала. Торговые помещения непосредственно связаны  с помещениями для хранения и  подготовки товаров к продаже, что  позволяет обеспечить оперативное  пополнение товарных запасов в торговом зале без перебоев. Необходимо отметить загруженность проходов, соединяющих  торговый зал с подсобными помещениями, товарами, подготовленными для продажи, забракованной продукцией. Однако здесь  необходимо учитывать сезонные колебания  спроса (летом такого может и не наблюдаться) и стремление работников предприятия максимально полезно  использовать площади магазина.

Административно-бытовые  помещения находятся в одном  блоке с другими помещениями  и на втором этаже универсама. С  одной стороны они удалены  от подсобных помещений, что создает  хорошую звукоизоляцию и условия  для работы, но с другой стороны, чтобы попасть в торговый зал, другие подсобные помещения, нужно  пройти через разгрузочную, где практически всегда идет приемка товаров.

Торговые помещения  занимают около 25% всей площади магазина, что не в полной мере отвечает требованиям  рациональной планировки, однако это  объясняется тем фактом, что здание универсама в первые годы открытия постоянно реконструировалось, достраивались  различные пристройки, в большей  мере увеличивая вспомогательную площадь, чем торговую. Так в 1983 году было введено в эксплуатацию здание хлебного отдела, в 1984 была расширена рампа, в 1985 введено в действие здание пивного  ларька, в 1994 - здание приемного пункта. Но несколько заниженный процент  торговых помещений нисколько не сказывается на работе предприятия, созданного по типовому проекту с  учетом особенностей района. Типовой  проект предусматривает все основные требования, предъявляемые к устройству, планировке, и оборудованию предприятий  торговли. Так торговый зал расположен на одном уровне с подсобными помещениями  и имеет комбинированную планировку (линейная плюс островная).

Информация о работе Формирование стратегии развития торговой организации (на примере ЗАО «Магазин Таллин)