Формирование стратегии развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 03:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Становление рыночных отношений в России предъявляет новые требования к управлению, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем субъектам экономики.

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 190.88 Кб (Скачать)

Формирование  стратегии развития организации. 

Введение 

Актуальность  темы. Становление рыночных отношений  в России предъявляет новые требования к управлению, характеру решаемых при этом задач, а также к методам  их решения. Это в полной мере относится  ко всем субъектам экономики. Нестабильность, сложность и непредсказуемость  политической и экономической среды  требуют четкого определения  целей развития организаций. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны вырабатывать стратегию, которая позволяла  бы успевать за изменениями, происходящими  в их окружении, в какой-то степени  предвосхищать их и опережать. Ускорение  изменений в окружающей среде, возрастание  конкуренции за ресурсы, интернационализация  бизнеса, широкая доступность современных  технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию  значения стратегического планирования и управления.

Теоретические аспекты разработки стратегии
развития организации

    1. Понятие и сущность стратегии развития организации.

Существует  множество мнений относительно понимания понятия «стратегия развития организации». Этой теме посвящён целый раздел науки – так называемы стратегический менеджмент, который представляет собой «набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегий, призванных обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей». 1 Таким образом мы понимаем, что он представляет собой организационную управленческую деятельность, основной задачей которой является стратегическое управление («процесс разработки, принятия и реализации стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешнего окружения»). Но ключевым составляющим стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению Что же из себя представляет сама «стратегия» предстоит узнать, проанализировав различные точки зрения.

Как пишет  О.С.Виханский, стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.2

Такое понимание стратегии исключает  детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя  направление в сторону конечного  состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В  данном случае стратегию в общем  виде можно охарактеризовать как  выбранное направление, путь дальнейшего  поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих  перед ней целей.

Если  цели организации определяют то, к  чему стремится организация, что  она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия  дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация  сумеет достичь своих целей в  условиях изменяющегося и конкурентного  окружения.

К примеру, А. Чандлер, автор одной из первых работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».3

Такое определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии, а именно процесс планирования и управления. Прежде всего в данном случае следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития организации. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания руководства в определении будущей ориентации. Частая смена целей развития может закончиться плачевно, так как действия станут непонятны как внешним партнерам (поставщикам, потребителям, инвесторам), так и его работникам.

Однако стабильность целеполагания не предполагает такой же устойчивости в курсах действий, направленных на реализацию поставленных целей. В конечном счете курсы действий конкретизируются в виде неких программ действий, которые чаще всего ориентированы на более короткий период, чем долгосрочные цели, почему и могут корректироваться, что позволяет обеспечить большую эффективность реализации стратегических ориентиров развития предприятия.

Ресурсное обеспечение стратегических решений  как третий элемент определения  А. Чандлера (цели — курсы действий (программы) — ресурсы) выступает  в качестве ограничений реализации данного процесса. Действительно, нахождение некоторого соответствия между целями и программами, обеспечивающими  их реализацию, с одной стороны, и  распределение человеческих, финансовых, технологических и других видов  ресурсов, с другой стороны, реализуют  одно из требований стратегического  процесса — его стабильность.

Ещё один известный специалист в области стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» 4

По И. Ансоффу, существует четыре различные  групповые стратегии:

• правила, используемые при оценке результатов  деятельности фирмы в настоящем  и будущем. Качественную сторону  критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание—заданием;

• правила, по которым складываются отношения  фирмы с ее внешней средой (какие  виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т. д. ). Этот набор правил называется про-дуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;

• правила, по которым устанавливаются отношения  и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной  концепцией;

• правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные  приемы.

Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди  отечественных специалистов в области  стратегического планирования и  управления, носит слишком общий  характер. Более того, из первичного определения стратегии не ясно, чем  стратегия отличается от политики высшего  руководства данной фирмы. Именно поэтому  И. Ансофф вынужден сразу же после  первичного определения стратегии  давать пояснения, вводя в оборот ряд вспомогательных терминов, таких  как организационная концепция, задания, ориентиры (цели) и ряд других.

Более того, из определения И. Ансоффа следует, что чаще всего стратегия не может  быть выражена явно. «Стратегии обычно стараются не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке, либо как размытое представление  об общей цели фирмы, разделяемое  всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки» правда, даже И. Ансофф, противореча самому себе, подчеркивает, что в последнее время появляется все больше сторонников продуманной и корректно сформулированной стратегии. Он отмечает, что: «Это хорошо в быстро меняющихся условиях, когда времени на адаптацию мало, концентрация усилий всех сотрудников необходима» 5

Вместе  с тем определение стратегии  как набора правил для принятия решений  позволяет прийти к очень важному  и существенному для процедуры  стратегического планирования и  управления выводу — стратегию надо формулировать тогда, когда произошло  или намечается преобразование внешней  среды, а также качественные изменения  системы ценностей высшего руководства  фирмы.

Попытку дать наиболее обобщенное определение  стратегии предпринимает Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию как  единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy).

Согласно  Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с  ситуацией. Стратегия как план приводит нас к фундаментальному пониманию  процесса человеческого познания —  тому, что сначала намерения высшего  руководства формируются в его  сознании. Происходит это в соответствии с ценностями (приоритетами), которыми обладают руководители организации  и используют при принятии хозяйственных  решений.6

Таким образом, в стратегии как плане  формулируется мысленная реализация заранее определенных намерений  высшего руководства.

Стратегия как шаблон, или образец, обращает наше внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности  поведения высшего руководства  организации. Такое понимание стратегии  обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном  поведении. Стереотипы поведения, которые, по мнению многих специалистов в области  стратегического планирования, должны быть преодолены в стратегическом плане  как условие его эффективности, воспринимаются как условие его  реализуемости. 

Этапы стратегического  планирования 

    А. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

  1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
  2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
  3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
  4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
  5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

    Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

    а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная  от базовой стратегии предприятия  и заканчивая функциональными стратегиями  и отдельными проектами;

       б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

    Стратегическое  планирование есть систематизированный  и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время  оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

    Стратегии предприятий должны быть построены  по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости  от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь  одну стратегию, а сложная - несколько  на различных уровнях действия. 7

Стратегическое планирование включает следующие этапы:

Анализ внешней  и внутренней среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  целей фирмы, и выработку стратегии  поведения, позволяющую фирме осуществить  свою миссию и достичь своих целей. 8

Одной из ключевых ролей  управления является поддержание баланса  во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в  три процесса:

  • получение ресурсов из внешней среды (вход);
  • превращение ресурсов в продукт (преобразование);
  • передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании  этого баланса. Это как раз  и находит отражение в том, что в структуре стратегического  управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • макроокружения (общая среда);
  • непосредственного окружения (рабочая среда);
  • внутренней среды организации.9

Анализ внешней  среды (макро- и непосредственного  окружения) направлен на то, чтобы  выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет  работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Информация о работе Формирование стратегии развития организации