Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Эффективная деятельность предприятий АПК в рыночной экономике возможна лишь при условии управления ими на основе своевременной и полноценной маркетинговой информации. Для формирования банка такой информации необходимо наличие соответствующей научно обоснованной системы. Учитывая это, с начала реформ российскими учеными-экономистами ведется деятельность, направленная на формирование методической базы обеспечения предприятий отрасли маркетинговой информацией. В результате в данной области разработаны различные рекомендации, в частности, по созданию и организации деятельности маркетинговых служб, способам сбора и анализа информации о состоянии рынка, в том числе рынка молочной продукции.
По материалам диссертации соискателем опубликовано 56 научных работ общим объемом в 196,8 п.л., в том числе авторских – 159,7 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов и предложений, списка используемой литературы из 232 источников. Объем работы - 270 страниц, в том числе 82 таблицы и 40 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы, указаны форм апробации и реализации результатов исследования.
В первой главе «Научные основы формирования и развития систем маркетинговой информации» раскрыто содержание понятий «система маркетинговой информации», «маркетинговые информационные системы» и «система поддержки принятия решений». Рассмотрены актуальные проблемы теории интегрированных систем маркетинговой информации, проведен анализ состояния и определены направления развития системы поддержки принятия маркетинговых решений. Осуществлена оценка и обоснованы пути совершенствования методов сбора маркетинговой информации.
Во второй главе «Функционирование систем маркетинговой информации на региональном рынке молочной продукции Кировской области» проведен анализ факторов формирования регионального рынка молочной продукции, в том числе систем маркетинговой информации; опре-делены пути совершенствования методов оценки конкурентной среды, место и роль информационного фактора в развитии рынка молочной продукции; разработаны методические основы оценки эффективности информационного обеспечения маркетинговых решений и их влияния на конкурентоспособ-ность предприятий на региональном рынке молочной продукции.
В третьей главе
«Формирование маркетинговых
В четвертой главе «Совершенствование методов информационного обеспечения маркетинговых решений на предприятиях рынка молочной продукции Кировской области» разработана схема подготовки и принятия управленческих решений с использованием таких систем поддержки, как выбор стратегических альтернатив развития предприятия, разработка комплекса маркетинга, медиапланирование рекламной кампании; предложена методика принятия управленческих решений с использованием имитационной системы их поддержки на основе моделирования среды рынка молочной продукции.
В выводах и предложениях сформулированы основные результаты исследования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В настоящее время на рынке молочной продукции Кировской области с разной степенью эффективности функционирует 21 предприятие по переработке и реализации молока. Некоторые показатели их деятельности представлены в таблице 1.
Динамика производства
молочной продукции перерабатывающими
предприятиями Кировской
Конъюнктура на межрегиональных рынках молочной продукции складывается не только под влиянием конкуренции между местными производителями, но и под воздействием импортных продуктов, поставки которых в Россию с 2001 г. по 2006 г. увеличились в 1,9 раза.
Наименование предприятия |
Доля рынка, % |
Произведено продукции, 2006 г. | ||||
2001 |
2006 |
Тыс. руб. |
Цельномо-лочная про-дукция, т |
Масло живот-ное, т |
Сыры,т | |
МУП «Арбажский маслозавод» |
0,41 |
0,25 |
7347 |
1221 |
- |
- |
ООО ПКФ «Молоко», г. Б.Холуница |
0,34 |
- |
- |
- |
- |
- |
ОАО «Богородский маслозавод» |
1,77 |
0,22 |
6815 |
33 |
59 |
- |
ОАО «Вятскополянский маслозавод» |
1,07 |
- |
- |
- |
- |
- |
ЗАО «Даровской маслозавод» |
- |
1,50 |
45818 |
4807 |
39 |
- |
ОАО «Кикнурский маслозавод» |
0,19 |
0,22 |
6572 |
1294 |
- |
- |
ОАО «Городской молочный завод» |
12,73 |
11,7 |
358403 |
19531 |
522 |
649 |
ОАО «Янтарь», г. Котельнич |
1,17 |
4,33 |
132432 |
409 |
136 |
1793 |
ОАО «Вожгальский маслосырзавод» |
4,45 |
5,11 |
155849 |
4041 |
305 |
1000 |
ОАО «Двуречье», п. Лебяжье |
0,48 |
1,18 |
36055 |
944 |
260 |
- |
ОАО «Лальский маслозавод» |
0,50 |
- |
- |
- |
- |
- |
ОАО «Малмыжский маслозавод» |
2,30 |
3,98 |
121373 |
21275 |
- | |
ОАО «Немский маслозавод» |
0,70 |
- |
- |
- |
- | |
ОАО «Молоко» Нолинский район |
1,46 |
1,06 |
32403 |
5858 |
- |
- |
ОАО «Оричевский маслозавод» |
0,82 |
- |
- |
- |
- |
- |
ОАО «Лактис», п. Пижанка |
2,60 |
2,51 |
76548 |
3139 |
230 |
- |
ОАО «Маслодел», п. Подосиновец |
0,53 |
0,24 |
7440 |
368 |
18 |
- |
ОАО «Санчурский маслозавод» |
2,16 |
1,71 |
52158 |
- |
- |
- |
ОАО «Молоко», п. Свеча |
1,11 |
- |
- |
- |
- |
- |
ОАО «Слободской молкомбинат» |
2,04 |
4,07 |
124128 |
8717 |
143 |
- |
ОАО «Молоко» г. Советск |
0,57 |
1,04 |
31842 |
1765 |
39 |
- |
ОАО «Сунский маслозавод» |
3,35 |
1,86 |
56709 |
2757 |
188 |
139 |
ОАО «Унинский маслозавод» |
3,17 |
1,53 |
46591 |
249 |
143 |
381 |
ОАО «Уржумский маслосырзавод» |
3,91 |
3,26 |
99433 |
342 |
220 |
583 |
ОАО «Исток», п. Фаленки |
3,77 |
- |
- |
- |
- |
- |
ООО «Юрьянский маслозавод» |
0,19 |
- |
- |
- |
- |
- |
ОАО «Яранский молкомбинат» |
10,90 |
6,58 |
201002 |
3191 |
1038 |
- |
ЗАО «Кировский молкомбинат» |
24,66 |
47,62 |
1453871 |
105646 |
1037 |
428 |
ЧП Мельников, с. Пасегово |
12,64 |
4,36 |
133113 |
24297 |
894 |
145 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
3052789 |
209896 |
5200 |
5118 |
Основными импортерами (данные 2005 г.) являются Республика Беларусь (37% объемов импорта масла сливочного, 20% - сыра) и Украина (соответственно, 20% и 35%). Сельское хозяйство этих стран находится на подъеме и базируется на дешевых кормах и рабочей силе. В этой связи российским предприятиям и в будущем следует ожидать серьезную конкуренцию на рынке молочной продукции со стороны поставщиков из Республики Беларусь и Украины, а также Новой Зеландии (25% импорта сливочного масла), Финляндии (15% импорта сливочного масла), Германии (23% импорта сыров и 4% - сливочного масла) и Литвы (7% импорта сыров).
Предприятиям по производству молочной продукции Кировской области для завоевания сильных конкурентных позиций на рынке, наряду с другими, крайне важно использовать резервы развития, связанные с маркетингом. Пока эффективная работа в этом направлении ведется лишь на двух предприятиях области: в ЗАО «Кировский молочный комбинат» и ОАО «Городской молочный завод». В них созданы маркетинговые службы, способные быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка и успешно конкурировать на внутриобластном и межрегиональных рынках.
Стержнем маркетинговой деятельности является информационная составляющая. Так, всестороннее изучение потребительского спроса ориентирует производителей и поставщиков молочной продукции на своевременное обновление ассортимента и улучшение её качества и, тем самым, способствует росту прибыли и снижению коммерческого риска.
Исследования показывают, что большинство предприятий по производству молочной продукции Кировской области не имеют системы обеспечения руководства маркетинговой информацией, отвечающей современным требованиям. Это сдерживает развитие экономики указанных предприятий и повышение их конкурентоспособности на рынке молочной продукции.
Таким образом, формирование системы маркетинговой информации на предприятиях-участниках рынка молочной продукции имеет важное научное, а также социально-экономическое значение. Ниже приведены основные результаты исследований, полученные при решении этой проблемы.
1. Методология проведения маркетинговых исследований, включая предложения по оптимизации их организационных и стоимостных аспектов. Совокупность сведений, необходимых для обеспечения устойчивых позиций предприятия на рынке, называют системой маркетинговой информации. В ней происходит интегрирование двух основных её элементов – системы сбора маркетинговой информации и маркетинговой информационной системы.
Система сбора маркетинговой информации заслуживает особого внимания исследователей, так как её оптимизация позволит выявить и реализовать существенные резервы развития экономики предприятий. Решение этой проблемы необходимо осуществлять по двум направлениям: оптимизация организационных аспектов проведения маркетинговых исследований; снижение затрат на эти исследования.
На основе анализа существующих подходов нами предложены методологические основы процесса маркетинговых исследований, предполагающие их проведение в разрезе технологических этапов и возможностей решения каждой конкретной функциональной задачи. Фрагмент рекомендуемого алгоритма выполнения маркетинговых исследований представлен на рисунке 1.
На основе предложенного подхода нами проведен факторный анализ организации маркетинговых исследований и функционально-стоимостной анализ затрат на их осуществление.
Цель факторного анализа – выделение контролируемых переменных (факторов), которые в наибольшей степени влияют на эффективность маркетинговых исследований.
Разработанная в ходе
подготовки диссертации схема их
осуществления позволяет
Основываясь на материалах факторного анализа, можно сделать вывод, что при организации маркетинговых исследований основные проблемы у маркетологов возникают на этапе анализа полученных данных. Для их успешного решения на подготовительном этапе, прежде всего, при разработке банка моделей и банка методов маркетинговой информационной системы, важно наличие программных продуктов, которые повышают эффективность анализа и экспертизы исследований, а также систем поддержки принятия решений. Соблюдение этого условия будет способствовать значительному повышению эффективности маркетинговых исследований, в том числе
да
да
обеспечению точности и надежности получаемой информации.
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 | |||||||
Модель факторов |
«Вари-макс» |
Модель факторов |
«Вари-макс» |
Модель факторов |
«Вари-макс» |
Модель факторов |
«Вари-макс» | ||||
Общее количество переменных – 70. Критерий надежности (критерий сферичности Бартлета) – 62,321 | |||||||||||
1. Объем информации, представляемый каждым фактором: - собственное значение - % дисперсии |
9,02 41,01 |
3,616 16,44 |
1,776 8,07 |
1,534 6,97 |
5,096 23,16 |
4,959 22,53 |
3,737 16,99 |
2,158 9,81 | |||
2. Коррелирующие переменные |
Х13, Х14, Х15, Х16, Х17, Х19 |
Х1, Х2, Х3, Х4 |
Х6, Х10, Х11, Х12 |
Х7, Х8, Х9, Х20, Х21 | |||||||
3. Условное название фактора |
«анализ» |
«экспертиза» |
«профессио-нализм» |
«отчет» | |||||||
Рекомендуемые программные продукты для банка методов и банка моделей маркетинговой информационной системы предприятия рынка молочной продукции | |||||||||||
Фактор |
Область решаемых задач |
Программные продукты | |||||||||
1. Фактор 1 «анализ» |
Проведение дисперсионного анализа, ковариационного анализа, корреляционного анализа, регрессионного анализа, дискриминантного анализа, факторного и кластерного анализа, интерпретация результатов анализа данных маркетинговых исследований. |
«БЭСТ-Маркетинг». Marketing Analytic (Analyzer, Predictor, Geo). SPSS (программа CORRELATIONS, DISCRIMINANT, FACTOR, CLUS-TER). SAS (CORR, DISCRIM, PRIN-COMP, CLUSTER, FACTCLUS). Minitab (функция Multivariate), Excel. | |||||||||
2. Фактор 2 «экспертиза» |
Изучение симптомов проблемы, выявление наиболее вероятных причин появления проблемы исследования, выбор приема определения проблемы, оценка надежности шкалы. |
Marketing Expert, Lotus 1-2-3, Excel. Использование возможностей Интернет для проведения качественных исследований. | |||||||||
3. Фактор 3 «профессиона- лизм» |
Оценка применимости шкалы, статистическая корректировка данных, выбор стратегии анализа данных, формулировка и проверка гипотез. |
Excel, Minitab, EZWRITER (CfMC). | |||||||||
4. Фактор 4 «отчет» |
Подготовка окончательного варианта шкал, подготовка полевого персонала, контроль за работой персонала, интерпретация результатов МИ, разработка структуры отчета. |
«БЭСТ-Маркетинг». Marketing Analytic. Marketing Expert. «Касатка». Excel. SPSS (программа REPORT). Minitab (функция Graph). |