Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Эффективная деятельность предприятий АПК в рыночной экономике возможна лишь при условии управления ими на основе своевременной и полноценной маркетинговой информации. Для формирования банка такой информации необходимо наличие соответствующей научно обоснованной системы. Учитывая это, с начала реформ российскими учеными-экономистами ведется деятельность, направленная на формирование методической базы обеспечения предприятий отрасли маркетинговой информацией. В результате в данной области разработаны различные рекомендации, в частности, по созданию и организации деятельности маркетинговых служб, способам сбора и анализа информации о состоянии рынка, в том числе рынка молочной продукции.
3. Небольшое инициативное снижение цены предприятием, занимающим небольшую долю рынка, может привести к непредсказуемым последствиям. В таких условиях наиболее эффективной стратегией является координация действий с более крупными конкурентами, так как на рынках товаров потребительского назначения, в частности молочной продукции, спрос в определенных ценовых диапазонах очень стабилен. Чтобы снизить риск падения продаж предприятия должны действовать синхронно.
При разработке стратегического плана маркетинга можно выделить следующие направления применения ИСППР:
- анализ конкурентных преимуществ предприятия на рынке;
- анализ последствий
стратегических решений в
- оценка будущего эффекта от внедрения новых технологий;
- оценка стратегических рисков работы в конкурентной среде и пр.
В целом, как показали исследования, наличие системы маркетинговой информации экономически целесообразно и заслуживает внимания руководителей и специалистов предприятий АПК.
Выводы и предложения
1. В рыночных
условиях маркетинговая
2. Одним из
ключевых условий решения
3. Недостаточная
решенность проблемы обеспечени
Используемые методы изучения рынка не позволяют объективно идентифицировать положение предприятий на рынке. В связи с этим актуальна не только проблема развития методологии построения системы маркетинговой информации, но и методы проведения маркетинговых исследований.
4. Анализ свидетельствует, что в теории маркетинга еще не сформировалось четкое определение указанной системы и разделение двух ее элементов (маркетинговой информационной системы и системы сбора маркетинговой информации). Исследования позволяют сделать вывод о том, что под интегрированной системой маркетинговой информации следует понимать комплекс информационной поддержки управленческой деятельности предприятия на основе сбора и анализа маркетинговой информации с использованием современных компьютерных технологий.
Маркетинговые информационные системы целесообразно определять как совокупность баз данных, банка моделей и банка методов, которая строится на увязке всех ее компонентов для получения, анализа, обработки, хранения и распространения информации на основе современных информационных технологий с целью принятия обоснованных маркетинговых решений.
5. Важной составляющей системы маркетинговой информации являются маркетинговые исследования. В целях реализации организационных резервов и снижения стоимости маркетинговых исследований нами разработана оптимизированная схема их проведения, состоящая из 70 операций.
Апробация указанной схемы на предприятиях по производству молочной продукции Кировской области показала, что её использование позволяет повысить качество маркетинговых исследований и снизить затраты на осуществление на 47-58%.
6. Маркетинговая информационная система должна быстро и рационально обрабатывать информацию, фильтровать и уплотнять её, направлять в нужном объеме соответствующему адресату в необходимое время, четко определять источники информации и права пользователей на каждом уровне. Исходя из этих задач, в ходе исследования обоснованы методические основы формирования, внедрения и эксплуатации маркетинговых информационных систем. Рекомендуемая технология разработки маркетинговой информационной системы включает 9 этапов проектирования и 5 этапов её жизненного цикла.
7. Банк
методов и моделей
Тактика информационной поддержки управленческих решений с учетом поведения рынка предполагает использование широкого спектра математических моделей. Предлагаемые нами модели для разработки комплекса маркетинга позволяют специалистам предприятия реально оценивать ситуацию на рынке молочной продукции с целью выработки эффективной стратегии поведения.
В ходе исследования
рекомендуемые экономико-
8. В настоящее время большинство предприятий, действующих на рынке молочной продукции, не имеет маркетинговой информационной системы. Причина данного явления заключается в том, что руководители этих предприятий недопонимают выгодность указанной системы. В связи с этим в ходе исследования разработана методика оценки экономической эффективности маркетинговой информационной системы, состоящая из трех компонентов: организационной (для этапов выбора и разработки), эксплуатационной (для этапов внедрения) и собственно маркетинговой (для этапов последующего использования системы при разработке маркетинговых решений). Для определения эффективности по каждой компоненте, а также суммарной в диссертации дана соответствующая формула, которая апробирована на предприятиях по производству молочной продукции Кировской области. В частности, экономический эффект от внедрения рассматриваемой системы в ОАО «Двуречье» составил 517,7 тыс. руб. Экспертные оценки и опыт данного предприятия показали, что затраты на внедрение маркетинговой информационной системы окупаются относительно быстро и позволяют перейти службе маркетинга на более высокий качественный уровень, соответствующий требованиям конкурентного рынка.
9. Важным направлением анализа возможностей предприятия является диагностика конкурентной среды и построение конкурентной карты рынка. Практикуемые для этих целей методические подходы имеют недостатки, связанные с тем, что они основываются на исследовании однородной совокупности. Средняя величина обладает таким свойством, что в ней погашаются случайные отклонения отдельных величин от основного типа. Для устранения этого недостатка рекомендуется среднюю величину определять для неоднородной совокупности. Такой подход позволяет в полной мере оценить положение предприятия среди конкурентов, выявить тенденции развития рынка и определить наиболее опасных конкурентов.
Анализ показывает, что при построении конкурентной карты рынка по принятой методике происходит объединение предприятий с различными рыночными позициями. Рекомендуемая схема построения конкурентной карты рынка позволяет исключить смещение границ классификационных групп и оценить влияние эффективности информационного обеспечения на конкурентоспособную позицию предприятия на региональных рынках.
10. Для преодоления ограничений маркетинговой информационной системы создаются имитационные системы и системы поддержки принятия решений (СППР). Организационно-технологическая схема подготовки и принятия маркетинговых решений с использованием СППР позволяет специалистам предприятия обосновать каждое решение с учетом основных принципов и правил выбора оптимального маркетингового решения.
Анализ деятельности предприятий на региональном рынке молочной продукции свидетельствует, что такие рекомендуемые системы поддержки принятия решений, как анализ потенциальных возможностей бизнеса, выбор стратегических альтернатив развития предприятия, разработка медиаплана рекламной кампании и использование имитационных систем поддержки принятия управленческих решений во многом облегчают работу менеджеров, ускоряют процесс принятия решений, снижают риск за счет коллективной работы специалистов предприятия, экспертов и независимых консультантов.
11. Планирование маркетинга
12. Разработка имитационных систем поддержки принятия решений (ИСППР) на основе моделирования среды рынка является одним из наиболее перспективных направлений формирования интегрированных систем маркетинговой информации.
Особенно актуально применение имитационных систем при условии, когда маркетинговая информационная система не способна решать неструктурированные проблемы в условиях неопределенности и непредсказуемости факторов среды рынка. Для функционирования ИСППР необходима обоснованная мультиагентская модель маркетинговой среды, которая достаточно сложна и способна подробно воспроизводить поведение всех факторов рынка, в которой действует предприятие. Использование имитационных систем поддержки принятия решений значительно повышает точность и надежность маркетинговой информации, а, следовательно, эффективность принятия управленческих решений в целом.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
1. Монографии
2. Статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук
3. Статьи в центральных научных изданиях
4. Статьи в сборниках Международных и Всероссийских конференций