Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Эффективная деятельность предприятий АПК в рыночной экономике возможна лишь при условии управления ими на основе своевременной и полноценной маркетинговой информации. Для формирования банка такой информации необходимо наличие соответствующей научно обоснованной системы. Учитывая это, с начала реформ российскими учеными-экономистами ведется деятельность, направленная на формирование методической базы обеспечения предприятий отрасли маркетинговой информацией. В результате в данной области разработаны различные рекомендации, в частности, по созданию и организации деятельности маркетинговых служб, способам сбора и анализа информации о состоянии рынка, в том числе рынка молочной продукции.
Проведение маркетинговых
Стоимость исследований должна изучаться с учетом их функциональной значимости. Функционально-стоимостной анализ затрат на маркетинговые исследования показал, что сумма выявленных нами резервов с учетом значимости каждой функции варьирует в пределах от 47-58%. Согласно этим расчетам, сумма экономии затрат даже на одном несложном исследовании, в зависимости от используемых методов сбора информации, составляет порядка 50 тыс. руб.
2. Принципы
и методические подходы
Для эффективного решения проблем информационного обеспечения управленческих решений на предприятии в ходе исследования разработаны методические подходы к построению оптимальной маркетинговой информационной системы, а также сформулированы основные принципы ее проектирования, построения и эксплуатации (рис. 2).
Обоснование и классификация указанных принципов осуществлялись с учетом современных подходов создания информационных систем в экономике. Поэтому данную систематизацию целесообразно учитывать при проектировании, построении и эксплуатации рассматриваемой системы.
Рисунок 2 - Принципы проектирования, внедрения и эксплуатации
маркетинговой информационной системы (МИС)
Принципы проектирования, внедрения и эксплуатации МИС являются основой для формирования комплекса экономико-математических моделей, а также разработки систем поддержки принятия решений и метода оценки экономической эффективности внедрения маркетинговой информационной системы на предприятиях рынка молочной продукции.
3. Система экономико-математических моделей планирования комплекса маркетинга для банка моделей и методов маркетинговой информационной системы. Основная задача создания МИС - разработка комплекса, позволяющего быстро и рационально обрабатывать информацию, фильтровать и уплотнять ее, правильно и своевременно направлять в необходимом составе и объеме соответствующему адресату. Наряду с этим, важно четко определить источники информации и права пользователей на каждом уровне. Для решения указанных задач современный маркетинг использует широкий спектр математических моделей. В диссертационной работе рассмотрены только те из них, которые позволяют предприятию реально оценивать ситуацию на рынке молочной продукции с целью выработки эффективной стратегии поведения.
Как известно, одним из основных принципов маркетинга является принцип сегментации рынка и позиционирования товара. Он предполагает разработку стратегий: товарной, ценовой, сбытовой и продвижения товара на рынок, то есть создание комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента. Исследования показали, что механизм разработки данного комплекса необходимо усовершенствовать. В общем виде предлагаемая нами схема подготовки данного комплекса с применением экономико-математических моделей представлена на рисунке 3. Использование этих моделей позволяет выбрать оптимальное сочетание параметров для любого сценария и разработать стратегию, позволяющую быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды предприятия, а также подготовить тактику информационной поддержки управленческих решений с учетом поведения рынка.
нет
Рекомендуемые экономико-математические модели успешно апробированы нами на практике при определении экономического эффекта от использования МИС на примере предприятий рынка молочной продукции Кировской области.
4. Методика оценки эффективности функционирования маркетинговых информационных систем на рынке молочной продукции. Маркетинговая информация имеет стоимость, поскольку на ее создание затрачен труд. Стоимость этой информации обусловлена тем, что при её учете возрастает вероятность принятия верного решения. Естественно, экономический эффект от использования данной информации должен превышать затраты на ее получение.
Это является общим критерием, определяющим целесообразность получения и обработки информации.
Исследование предприятий, представленных на рынке молочной продукции Кировской области, показывает, что в настоящее время большинство из них не имеет маркетинговых информационных систем (МИС). Связано это с тем, что руководители этих предприятий недооценивают экономическую выгоду, которую МИС может принести. Поэтому проблема разработки метода оценки эффективности использования маркетинговой информационной системы, адаптированной к рынку молочной продукции, весьма актуальна.
Наши исследования свидетельствуют, что указанный эффект складывается из трех компонентов:
- организационной, определяемой
для этапов выбора и
- эксплуатационной – для этапов внедрения и эксплуатации маркетинговой информационной системы;
- маркетинговой –
для этапов последующего
Каждый из перечисленных компонентов идентифицируется системой определенных показателей, характеризующих их детальные свойства (рис. 4).
Оценка отдельных компонентов МИС позволяет на этапе выбора системы определить слабые места в организации маркетинга.
(+)
(+)
(-)
Расчеты показывают,
что внедрение МИС
Пример расчета эффекта по предлагаемой схеме на примере предприятия по производству молочной продукции представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Расчет экономического эффекта от использования МИС В ОАО «Двуречье» Кировской области
Показатели |
Условные обозначения |
Тыс. руб. |
1.Организационная компонента |
Эо |
220,3 |
- переход к электронному документообороту |
Pjdo |
171,0 |
- результат от устранения и перераспределения дублирующих функций |
Pjp |
85,2 |
- затраты, связанные с |
Zj |
35,9 |
2. Эксплуатационная компонента экономического эффекта |
Ээ |
337,5 |
- результат соответствия МИС отраслевой специфике |
Pjoс |
25,9 |
- эффект от применения функционального потенциала и использования научно-технического потенциала |
Эjф Pjn |
233,3 |
- затраты на устранение
проблем с сертификацией и
на программно-аппаратную |
Zjno Zjpa |
42,7 |
- результат от использования сертифицированных криптографических средств |
Pjb |
121,0 |
3. Маркетинговая компонента экономического эффекта |
Э м |
128,7 |
- увеличение объема продаж на старых рынках |
Qvс |
558,3 |
в т.ч. за счет повышения |
Qvk |
208,1 |
за счет
повышения уровня |
Qvb |
131,3 |
за счет повышения эффективности рекламы |
Qvr |
218,9 |
- увеличение объема продаж на новых рынках |
Qvн |
360,0 |
4. Затраты на обучение |
Zo |
33,1 |
5. Затраты на закупку, |
Zn + ZL |
135,7 |
Общий экономический эффект от внедрения МИС |
Э |
517,7 |
5. Система расчета эффективности управления маркетингом на предприятии на основе усовершенствованных методик оценки конкурентной среды рынка и информационного обеспечения маркетинговых решений. Одним из основных этапов построения матрицы эффективности управления маркетингом на предприятии является диагностика конкурентной среды и построение конкурентной карты рынка.
Наши исследования показали необходимость совершенствования методики оценки конкурентной среды рынка. Как известно, в зависимости от величины роста рыночной доли предприятия, выделяют 4 классификационные группы: лидеры рынка, предприятия с сильной конкурентной позицией, предприятия со слабой конкурентной позицией, аутсайдеры рынка. Для усовершенствования методики оценки конкурентной среды рынка мы предлагаем определение границ классификационных групп осуществлять с учетом однородности и неоднородности совокупности признаков. В таблице 4 расчет границ рынка по предлагаемой методике представлен под вариантом 1, а по стандартной методике – под вариантом 2. Здесь же дана классификация предприятий-участников рынка молочной продукции Кировской области по существующей и предлагаемой методике.
Конкурентная
карта рынка позволяет выделить
16 типов предприятий,
Предлагаемая нами методика позволяет исключить указанную ошибку (смещение границ классификационных групп при построении конкурентной карты рынка) и оценить влияние информационного обеспечения на конкурентоспособную позицию предприятия на региональном рынке.
Таблица 4 - Конкурентная карта рынка
предприятий молочной продукции Кировской области
Рыночная доля
Темп прироста |
Лидеры рынка |
Предприятия с сильной конкурентной позицией |
Предприятия со слабой конкурентной позицией |
Аутсайдеры рынка | ||||||
Dср + |
Dср + 3∙σ2 ; Dmax |
Dср ; Dср+ |
Dср ; Dср + 3∙σ2 |
Dср - |
Dср - 3∙σ1 |
Dmin; Dср - |
Dmin Dср - 3∙σ1 | |||
1 вариант |
2 вариант |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 | |||
4,08%… 27,65% |
6,3%… 27,65% |
3,56%… 4,08% |
3,56%… 6,3% |
2,51%.. 3,56% |
-19,6%... 3,56% |
0,02%.. 2,51% |
0,02.. -19,6 | |||
Предприятия с быс-тро растущей конкурентной позицией Тср + |
|
ОАО «Вятскопо-лянский» ОАО «Двурчье» ОАО «Нема» ОАО «Молоко» |
ОАО «Вятскополянский» АО«Двуречье» ОАО «Нема» ОАО «Молоко» |
|||||||
1 вариант 38,54… 121,09 |
2 вариант 157,61.. 121,09 | |||||||||
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией Тср; Тср + |
ЗАО «КМК» |
ЗАО «КМК» |
ОАО «Вож-галы» |
ОАО «Вож-галы» |
ОАО «СМК» |
ОАО «СМК ОАО «Макарье», ООО «Юрья» |
ОАО «Макарье» ООО «Юрья» |
|||
1 вариант 10,79… 38,53 |
2 вариант 10,79… 157,61 | |||||||||
Предприятия с ухудшающейся конкрентной позицией Тср - |
ОАО «Яранск» ЧП «Пасегово» ОАО«ГМЗ» |
ОАО «Яранск» ЧП «Пасегово» ОАО«ГМЗ» |
ОАО «Уржум» |
ОАО «Уржум» |
ОАО «Суна» ОАО «Уни» |
ОАО «Суна» ОАО «Уни» ООО «Б.Хол» ОАО«Богородск» ОАО«Нолинск» МУП «Арбаж» ОАО «Кикнур» ОАО «Лальск» ОАО«Малмыж» ОАО «Оричи» ОАО «Лактис» ОАО«Маслодел» ОАО«Санчурск» ОАО «Свеча» ООО «Исток» |
ООО «Б.Хол.» ОАО«Богородск» ОАО«Нолинск»
|
|||
1 вариант -16,96… 10,78 |
2 вариант 136,03… 10,78 | |||||||||
Предприятия с быстро ухудшающейся кон-курентной позицией Тmin; Тср - |
МУП «Арбаж» ОАО «Кикнур» ОАО «Лальск» ОАО«Малмыж» ОАО «Оричи» ОАО «Лактис» ОАО«Маслодел» ОАО «Санчурск» ОАО «Свеча» ООО «Исток» |
|||||||||
1 вариант -95,35… -16,96 |
2 вариант -95,36… -136,0 |