Информация о состоянии молочного рынка Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:43, доклад

Краткое описание

В состав молокоперерабатывающего комплекса входит производство, заготовка, переработка и реализация молочной продукции. Молокоперерабатывающая отрасль включает в себя такие группы производства: маслодельная, сыродельная, производство цельномолочной продукции (пастеризованное молоко, сметана, кисломолочные продукты и др.) и молококонсервное производство.

Файлы: 1 файл

информация о состоянии молочного рынка Украины.docx

— 384.29 Кб (Скачать)

     Информация  о состоянии молочного  рынка Украины

     В состав молокоперерабатывающего комплекса  входит производство, заготовка, переработка  и реализация молочной продукции. Молокоперерабатывающая отрасль включает в себя такие  группы производства: маслодельная, сыродельная, производство цельномолочной продукции (пастеризованное молоко, сметана, кисломолочные  продукты и др.) и молококонсервное производство.

     Производство  молока и молочных продуктов имеет  свои специфические хозяйственные  и организационные особенности 

     1) короткий  срок хранения продукции в  сыром виде;

     2) наличие  широкого ассортимента продуктов  переработки; 

     3) потребность  в кооперации и интеграции, обусловленная  особенностями переработки молока;

     В формировании полного цикла от производства молочного сырья до поступления готовой продукции потребителям, сельское хозяйство находится в сложном положении, прежде всего из-за большой раздробленности производства. В большинстве случаев спрос на конечные продукты переработки является более эластичным в отличие от спроса на молочное сырье. Переработчики и закупщики, практически имеют власть на продовольственном рынке, прежде всего в формировании ценовой политики. Производители же молока вынуждены соглашаться с подобными условиями, что связано с особенностями молочного сырья.

     Факторы, которые влияют на формирование рынка  молока и молочной продукции, можно разделить на две группы:

     1) Факторы  внутренней среды: 

     - количество  поголовья коров; 

     - среднедневной  удой молока;

     - технологии;

     - персонал  и др.

     2) Факторы  внешней среды: 

     - политика  государства (фискальная, кредитно-денежная, аграрная, внешнеэкономическая и  др.);

     - состояние  экономики; 

     - развитие  конкуренции и др.;

     Анализ  статистической информации позволяет  сделать вывод о том, что, начиная  с 1990 года рынок молока и молочных продуктов Украины, характеризуется  негативной тенденцией: сокращением  поголовья коров и объемов  производства молока, ростом цен и  снижением потребления молочных продуктов среди населения.

      Производство, ресурсы  и объемы продаж молока в Украине (1900–2010гг.)  

     Объемы  производства молока в Украине с 1990 года к 2010 году сократились более чем в два раза (с 24,5 млн. т в 1990 г. до 11,6 млн. т в 2010 году). Основным фактором данной тенденция является снижение производства молока на сельскохозяйственных предприятиях: с 18,6 млн. т в 1990 году до 2,1 млн. т в 2010 (или на 87%). Как следствие, основными производителями молока стали хозяйства населения, на их долю в 2010 году приходилось примерно 82%, а в 1990 г. 76% молока производили сельскохозяйственные предприятия.

      Численность поголовья коров за 1990—2010 гг. во всех категориях хозяйств сократилась с 8 378 тыс. до 2 758 тыс. голов (или на 67 %). Данные изменения произошли за счет крупных сельхозпредприятий, в которых численность поголовья за рассматриваемый период сократилась с 6 191 тыс. до 605 тыс. голов (или на 90,23%). В хозяйствах же населения численность коров за данный период сократилась с 2 187 тыс. до 2 153 тыс. голов (или на 1,5%), а по отношению к 2008 году выросла почти на 5%. В целом, в 2010 на долю частных хозяйств приходилось 78% поголовья коров

     Численность поголовья коров в Украине, тыс. голов

     В 2008 году с 7,7 тыс. предприятий, которые  содержат молочных коров: 27,3% имели  от 1 до 20 коров; 32,5% — от 20 до 100 коров; 36,5% — от 100 до 500 коров; 3,7% — это фермы, которые имели 500 и более коров, из них 31 предприятие имеет 1000 и более коров. Данная ситуация оказывает отрицательное влияние на рентабельность молочного животноводства, так как молочное стадо в 50-100 коров является экономически неэффективным. Среди факторов роста себестоимости молока можно выделить: рост цен на корма, горюче-смазочные материалы, электроэнергию, оборудование.

     Важной  проблемой отрасли является низкое качество сырья. Так доля реализованного сельскохозяйственными предприятиями  молока, что в большинстве отвечает первому и второму сорту, перерабатывающим предприятиям в 2010 году составила 33%. Оставшиеся же 67% молока поступают на переработку от хозяйств населения, у которых «технология производства», по сути, не может обеспечить высокого качества. Но следует отметить, что качество молока, реализуемого предприятиям, имеет тенденцию к повышению. Это связано со стремлением получения более высокой выручки, так как разница в ценах между I и II сортом — в пределах 10—20%, а между первосортным и несортовым молоком — больше 30% .

     С 2004 по 2010 год среди отдельных видов молочных продуктов наибольший рост объемов производства наблюдается среди спредов (рост на 55%), молока обработанного (рост на 25%), сыров жирных, включая брынзу, и свежих неферментированных, а также кисломолочных сыров (рост на 24% и 36% соответственно.)

      Производство основных видов молочных продуктов  в Украине (2004–2010 гг.), тыс.т. 

     Анализ  статистической информации об объемах  производства отдельных видов молочных продуктов и объемов молока, поступающих  на переработку, позволил выявить фальсификацию  молочной продукцию.

     В таблице приведены данные по производству отдельных видов молочных продуктов. На основании приведенных данных был рассчитан объем молока, который необходим для производства того или иного молочного продукта в зависимости от его жирности.

     Сравнив полученные результаты об объемах молока, которые необходимы для производства того или иного продукта и данными  официальной статистики относительно объемов переработки молока, можно  отметить, что объем молока, который  необходимо переработать превышает  значения официальных объемов переработки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в среднем около 40% молочных жиров заменяется растительными (за рассматриваемый период 2004-2010 гг.). При этом основная замена молочных жиров происходит в продуктах с наибольшим количеством жиров (твердые сыры и сливочное масло).

     

     Потребеление молочных продуктов в Украине, тыс. т (в пересчете на молоко)

     Ценообразование на молоко и молочные продукты характеризуется  сезонностью, так пик снижения цен  в Украине отмечается в июне — августе. Начиная уже с сентября, в связи с уменьшением надоев, цены растут, и достигают своего максимума в ноябре — декабре. Большое влияние при ценообразовании на рынке готовой молочной продукции оказывают посредники при закупке молока-сырья и реализации готовой продукции. При закупке молока посредническими структурами его закупочная цена возрастает примерно на 15-20% .

     После принятия Закона Украины «Про внесення змін до деяких законів України щодо підтримки агропромислового комплексу в умовах світової фінансової кризи» №1782-17 от 22.12.2009 г., товаропроизводители молока и мяса перестали получать НДС от переработчиков, как результат производители молока подняли отпускные цены более чем на 40% с целью компенсации потерь от НДС.

     В 2010 Украина занимала одиннадцатое место среди основных мировых производителей молока и молочной продукции (объем производства в 2010 году составил 12 млн.т). Мировыми лидерами по производству молока в 2010 году являются Индия (112 млн.т), США (85,5 млн.), Китай (43,6 млн.т), Россия (32,8 млн.т). В 2010 году 163,75 тыс. т молока было экспортировано в виде сыров (47%), сухих молочных продуктов (28%) и других товаров. Если в 2004 и 2005 годах Украина могла без ущерба для внутреннего потребления вывезти около 2 млн. т молока, то на данный момент излишки составляют не более 1,3 млн. т в год. По подсчетам специалистов, если производство молока в Украине снизится еще на 10%, то страна из экспортера превратится в нетто-импортера молокопродуктов.

     В структуре экспорта около 50% приходится на рынок России, куда Украина экспортирует сыры. Такая экспортная монозависимость является достаточно рискованной для страны. Сухие молочные продукты в основном экспортируются в такие страны как Сирия, Турция, Алжир, Казахстан, Египет, странами-импортерами казеина являются Германия и Польша.

     Импорт  молочных продуктов в Украину  незначителен, а среди основных поставщиков  выступают белорусские и российские компании. Так в 2010 году импорт составил 46,16 тыс.т. В связи с усложнением ситуации на отечественном рынке, в 2010 году в Украину из Белоруссии был ввезен рекордный объем сливочного масла 16,3 тыс.т., что в структуре экспорта (в натуральном выражении) составило 35%. На долю кисломолочной продукции пришлось 15% импорта.

     Основные  игроки

     Конкуренция на рынке молока и молочных продуктов  растет, в результате этого производство молочных продуктов в основном сосредотачивается  на крупных предприятиях. Данные предприятия  облают большими силами в возможности  внедрения новых технологий в  производство, расширения ассортимента, выхода на новые рынки сбыта и  другими преимуществами.

     

     В 2009 году в Украине 11 крупных компаний занимали 60,2% рынка, на долю оставшихся примерно 300 производителей соответственно приходилось 39,8% рынка молочной продукции 
 

     Структура рынка цельномолочной продукции в 2009 году в натуральном выражении, %

     На 2011 год ситуация на рынке сильно изменилась после слияния двух крупнейших игроков рынка.

     Французская Danone объявила о слиянии своего бизнеса в СНГ с российским переработчиком молочной продукции "Юнимилк". Контрольный пакет в объединенной компании достанется Danone, а к 2022 году она сможет выкупить у акционеров "Юнимилка" их долю. Слияние позволит Danone стать крупнейшим в Украине и России молочным холдингом с годовым оборотом 1,5 млрд евро, тогда как до объединения французы не входили даже в пятерку сильнейших игроков украинского рынка.

     Доля  объединенной компании на рынке молочных продуктов в Украине составит 12,2%, в России – около 21% (сейчас Danone в России – третий по величине игрок). По итогам 2009 года Danone занимала 11 место на украинском рынке цельномолочной продукции с долей 3,8% в натуральном выражении, "Юнимилк" – первое место с долей 8,4%.

     Бренды  компаний, скорее всего, будут сохранены, так как они не пересекаются.

     На  украинском молочном рынке сделки не заключались с 2007 года – тогда  французская Lactalis приобрела украинскую компанию "Фанни" примерно за $40-45 млн. Следует отметить, что к "Фанни" присматривался и "Юнимилк", но акционеры не смогли договориться. "В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшей консолидации рынка, к которой подтолкнет нынешнее слияние Danone и 'Юнимилк'. Напомним, в прошлом году о планах продать ЕБРР около 25% своих акций заявляли представители "Милкиленд-Украина". В этом году стало известно о переговорах компании "Галичина" с "Западной молочной группой" о возможном слиянии бизнесов.

     Можно предположить, что в дальнейшем, будет наблюдаться тенденция  к сокращению количества предприятий  и ужесточению конкуренции на рынке. Вступление Украины в ВТО  открыло дорогу иностранным производителям. Крупные компании с иностранным  капиталом постоянно увеличивают  контролируемую ими долю рынка, поглощая конкурентов, наблюдается тенденция  вертикальной интеграции.

     Основные  торговые марки на рынке

     Данон-Юнимилк

  1. Актимель
  2. Растишка
  3. Активиа
  4. Веселый пастушок
  5. Даниссимо
  6. Живинка
  7. Простоквашино
  8. BioБаланс
  9. Летний день

     Милкиленд

  1. Добряна
  2. Коляда
  3. Добряна
  4. Коляда
  5. Роменская
  6. Fibo
  7. Столица
  8. Крещатик
  9. Каштан

     Вимм-Билль-Данн

  1. Домик в деревне
  2. Весёлый молочник
  3. Агуша

     Геркулес

  1. Геркулес
  2. Добрыня
  3. Диканька
 
 
 

     Люстдорф

  1. На здоровье
  2. Селянське
  3. Бурёнка
  4. Тотоша
  5. Люстдорф

Информация о работе Информация о состоянии молочного рынка Украины