Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 13:43, доклад
В состав молокоперерабатывающего комплекса входит производство, заготовка, переработка и реализация молочной продукции. Молокоперерабатывающая отрасль включает в себя такие группы производства: маслодельная, сыродельная, производство цельномолочной продукции (пастеризованное молоко, сметана, кисломолочные продукты и др.) и молококонсервное производство.
Информация о состоянии молочного рынка Украины
В состав
молокоперерабатывающего
Производство молока и молочных продуктов имеет свои специфические хозяйственные и организационные особенности
1) короткий срок хранения продукции в сыром виде;
2) наличие
широкого ассортимента
3) потребность
в кооперации и интеграции, обусловленная
особенностями переработки
В формировании полного цикла от производства молочного сырья до поступления готовой продукции потребителям, сельское хозяйство находится в сложном положении, прежде всего из-за большой раздробленности производства. В большинстве случаев спрос на конечные продукты переработки является более эластичным в отличие от спроса на молочное сырье. Переработчики и закупщики, практически имеют власть на продовольственном рынке, прежде всего в формировании ценовой политики. Производители же молока вынуждены соглашаться с подобными условиями, что связано с особенностями молочного сырья.
Факторы, которые влияют на формирование рынка молока и молочной продукции, можно разделить на две группы:
1) Факторы внутренней среды:
- количество поголовья коров;
- среднедневной удой молока;
- технологии;
- персонал и др.
2) Факторы внешней среды:
- политика государства (фискальная, кредитно-денежная, аграрная, внешнеэкономическая и др.);
- состояние экономики;
- развитие конкуренции и др.;
Анализ статистической информации позволяет сделать вывод о том, что, начиная с 1990 года рынок молока и молочных продуктов Украины, характеризуется негативной тенденцией: сокращением поголовья коров и объемов производства молока, ростом цен и снижением потребления молочных продуктов среди населения.
Производство, ресурсы
и объемы продаж молока
в Украине (1900–2010гг.)
Объемы производства молока в Украине с 1990 года к 2010 году сократились более чем в два раза (с 24,5 млн. т в 1990 г. до 11,6 млн. т в 2010 году). Основным фактором данной тенденция является снижение производства молока на сельскохозяйственных предприятиях: с 18,6 млн. т в 1990 году до 2,1 млн. т в 2010 (или на 87%). Как следствие, основными производителями молока стали хозяйства населения, на их долю в 2010 году приходилось примерно 82%, а в 1990 г. 76% молока производили сельскохозяйственные предприятия.
Численность поголовья коров за 1990—2010 гг. во всех категориях хозяйств сократилась с 8 378 тыс. до 2 758 тыс. голов (или на 67 %). Данные изменения произошли за счет крупных сельхозпредприятий, в которых численность поголовья за рассматриваемый период сократилась с 6 191 тыс. до 605 тыс. голов (или на 90,23%). В хозяйствах же населения численность коров за данный период сократилась с 2 187 тыс. до 2 153 тыс. голов (или на 1,5%), а по отношению к 2008 году выросла почти на 5%. В целом, в 2010 на долю частных хозяйств приходилось 78% поголовья коров
Численность поголовья коров в Украине, тыс. голов
В 2008 году с 7,7 тыс. предприятий, которые содержат молочных коров: 27,3% имели от 1 до 20 коров; 32,5% — от 20 до 100 коров; 36,5% — от 100 до 500 коров; 3,7% — это фермы, которые имели 500 и более коров, из них 31 предприятие имеет 1000 и более коров. Данная ситуация оказывает отрицательное влияние на рентабельность молочного животноводства, так как молочное стадо в 50-100 коров является экономически неэффективным. Среди факторов роста себестоимости молока можно выделить: рост цен на корма, горюче-смазочные материалы, электроэнергию, оборудование.
Важной
проблемой отрасли является низкое
качество сырья. Так доля реализованного
сельскохозяйственными
С 2004 по 2010 год среди отдельных видов молочных продуктов наибольший рост объемов производства наблюдается среди спредов (рост на 55%), молока обработанного (рост на 25%), сыров жирных, включая брынзу, и свежих неферментированных, а также кисломолочных сыров (рост на 24% и 36% соответственно.)
Производство основных
видов молочных продуктов
в Украине (2004–2010 гг.),
тыс.т.
Анализ статистической информации об объемах производства отдельных видов молочных продуктов и объемов молока, поступающих на переработку, позволил выявить фальсификацию молочной продукцию.
В таблице приведены данные по производству отдельных видов молочных продуктов. На основании приведенных данных был рассчитан объем молока, который необходим для производства того или иного молочного продукта в зависимости от его жирности.
Сравнив
полученные результаты об объемах молока,
которые необходимы для производства
того или иного продукта и данными
официальной статистики относительно
объемов переработки молока, можно
отметить, что объем молока, который
необходимо переработать превышает
значения официальных объемов
Потребеление молочных продуктов в Украине, тыс. т (в пересчете на молоко)
Ценообразование на молоко и молочные продукты характеризуется сезонностью, так пик снижения цен в Украине отмечается в июне — августе. Начиная уже с сентября, в связи с уменьшением надоев, цены растут, и достигают своего максимума в ноябре — декабре. Большое влияние при ценообразовании на рынке готовой молочной продукции оказывают посредники при закупке молока-сырья и реализации готовой продукции. При закупке молока посредническими структурами его закупочная цена возрастает примерно на 15-20% .
После принятия Закона Украины «Про внесення змін до деяких законів України щодо підтримки агропромислового комплексу в умовах світової фінансової кризи» №1782-17 от 22.12.2009 г., товаропроизводители молока и мяса перестали получать НДС от переработчиков, как результат производители молока подняли отпускные цены более чем на 40% с целью компенсации потерь от НДС.
В 2010 Украина занимала одиннадцатое место среди основных мировых производителей молока и молочной продукции (объем производства в 2010 году составил 12 млн.т). Мировыми лидерами по производству молока в 2010 году являются Индия (112 млн.т), США (85,5 млн.), Китай (43,6 млн.т), Россия (32,8 млн.т). В 2010 году 163,75 тыс. т молока было экспортировано в виде сыров (47%), сухих молочных продуктов (28%) и других товаров. Если в 2004 и 2005 годах Украина могла без ущерба для внутреннего потребления вывезти около 2 млн. т молока, то на данный момент излишки составляют не более 1,3 млн. т в год. По подсчетам специалистов, если производство молока в Украине снизится еще на 10%, то страна из экспортера превратится в нетто-импортера молокопродуктов.
В структуре экспорта около 50% приходится на рынок России, куда Украина экспортирует сыры. Такая экспортная монозависимость является достаточно рискованной для страны. Сухие молочные продукты в основном экспортируются в такие страны как Сирия, Турция, Алжир, Казахстан, Египет, странами-импортерами казеина являются Германия и Польша.
Импорт
молочных продуктов в Украину
незначителен, а среди основных поставщиков
выступают белорусские и
Основные игроки
Конкуренция на рынке молока и молочных продуктов растет, в результате этого производство молочных продуктов в основном сосредотачивается на крупных предприятиях. Данные предприятия облают большими силами в возможности внедрения новых технологий в производство, расширения ассортимента, выхода на новые рынки сбыта и другими преимуществами.
В
2009 году в Украине 11 крупных компаний занимали
60,2% рынка, на долю оставшихся примерно
300 производителей соответственно приходилось
39,8% рынка молочной продукции
Структура рынка цельномолочной продукции в 2009 году в натуральном выражении, %
На 2011 год ситуация на рынке сильно изменилась после слияния двух крупнейших игроков рынка.
Французская Danone объявила о слиянии своего бизнеса в СНГ с российским переработчиком молочной продукции "Юнимилк". Контрольный пакет в объединенной компании достанется Danone, а к 2022 году она сможет выкупить у акционеров "Юнимилка" их долю. Слияние позволит Danone стать крупнейшим в Украине и России молочным холдингом с годовым оборотом 1,5 млрд евро, тогда как до объединения французы не входили даже в пятерку сильнейших игроков украинского рынка.
Доля объединенной компании на рынке молочных продуктов в Украине составит 12,2%, в России – около 21% (сейчас Danone в России – третий по величине игрок). По итогам 2009 года Danone занимала 11 место на украинском рынке цельномолочной продукции с долей 3,8% в натуральном выражении, "Юнимилк" – первое место с долей 8,4%.
Бренды компаний, скорее всего, будут сохранены, так как они не пересекаются.
На украинском молочном рынке сделки не заключались с 2007 года – тогда французская Lactalis приобрела украинскую компанию "Фанни" примерно за $40-45 млн. Следует отметить, что к "Фанни" присматривался и "Юнимилк", но акционеры не смогли договориться. "В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшей консолидации рынка, к которой подтолкнет нынешнее слияние Danone и 'Юнимилк'. Напомним, в прошлом году о планах продать ЕБРР около 25% своих акций заявляли представители "Милкиленд-Украина". В этом году стало известно о переговорах компании "Галичина" с "Западной молочной группой" о возможном слиянии бизнесов.
Можно
предположить, что в дальнейшем,
будет наблюдаться тенденция
к сокращению количества предприятий
и ужесточению конкуренции на
рынке. Вступление Украины в ВТО
открыло дорогу иностранным производителям.
Крупные компании с иностранным
капиталом постоянно
Основные торговые марки на рынке
Данон-Юнимилк
Милкиленд
Вимм-Билль-Данн
Геркулес
Люстдорф
Информация о работе Информация о состоянии молочного рынка Украины