Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: провести организационно-экономический анализ предприятия, изучить маркетинговую среду и описать методы определения затрат на маркетинг, а также рассмотреть технологии применения маркетинга на практике на примере фирмы ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов», обосновать целесообразность применения полученных результатов в деятельности предприятия.
Введение
1.Цели, принципы и функции маркетинга на предприятии.
2.Экономический анализ ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов».
2.1.Организационно-экономический анализ ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов»
2.2. Анализ маркетинговой среды ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов».
3. Постановка целей определение принципов и функций маркетинга на предприятии.
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Зерноперерабатывающая отрасль в Беларуси представлена 40 производителями. Основными игроками мукомольной промышленности являются пятнадцать крупных заводов и несколько небольших частных мельниц, которые помимо производства и реализации своей муки, вынуждены импортировать муку из России и продавать продукцию других белорусских производителей. Все пятнадцать заводов находятся в собственности государства. Их деятельность регулируется Департаментом по хлебопродуктам Минсельхозпрода Республики Беларусь. Среди основных функций департамента выделяют расчет и доведение до предприятий прогнозных показателей производства и регулирование отпускных цен для предприятий хлебопекарной отрасли, которые являются основными потребителями муки.
Мука, включая хлебные продукты, относится к продуктам повседневного спроса. Потребителями является все население страны. Мука является идентичным продуктом, отличаясь, прежде всего, свойством клейковины, помолом. Качество муки в основном зависит от исходного зерна и технологий его переработки. Спрос на муку эластичен для лиц с низким доходом, и не обладает эластичностью в высокодоходных группах населения.
Использование муки происходит в следующих сегментах:
- промышленное использование;
- производство хлебобулочных изделий;
- производство макаронных изделий;
- производство мучных кондитерских изделий;
- производство полуфабрикатов (пельмени, детское питание и т.д.);
- пункты общественного питания (столовые, кафе, рестораны и т.д.);
- спецпотребители (армия, детские сады, школы и т.д.);
- бытовое потребление населением.
Основными факторами, влияющими на развитие отрасли, являются следующие:
а) ситуация на зерновом рынке
и в мукомольной отрасли
б) наличие дешевого и качественного сырья внутри страны;
в) степень государственного регулирования;
г) инвестиционная политика, ставки по кредитам, темпы инфляции;
д) уровень конкуренции;
е) цены на железнодорожные перевозки, электроэнергию, газ;
ж) появление новых
За последние пять лет в Беларуси произошло небольшое снижение производства муки (на 3%). Наиболее яркой тенденцией является изменение структуры ее производства: снижение доли ржаной муки (более 20% по отношению к 2006 г.) и устойчивый рост производства муки пшеничной высшего сорта (на 30% по сравнению с базисным годом). Доля пшеничной муки в общем объеме составляет чуть более 50%.
Появление новых конкурентов на рынке приводит к перераспределению (уменьшению) долей рынка, принадлежавших ранее предприятиям, работающим в отрасли. Ввод новых производственных мощностей влечет за собой обострение конкуренции и, как следствие, – уменьшение цен и снижение рентабельности. Реальность такой угрозы зависит от уровня «входного барьера» в отрасль и реакции действующих предприятий на появление новых конкурентов.
Наибольшее значение имеет, как
правило, конкуренция между
Интенсивность конкуренции в отрасли высока, особенно между средними предприятиями. Это определяется не только их близостью в своих конкурентных позициях, но и относительно медленным ростом отрасли, высоким уровнем постоянных издержек, высоким уровнем как входных, так и выходных барьеров. Барьеры выхода определяются сложностью переориентации на другое производство из-за уникальности технологий и оборудования. Барьером выхода является высокая остаточная стоимость активов. Уходу из отрасли могут препятствовать заключенные договора.
Препятствием на пути конкурентов является.
1.Технология:
2.Реализация продукции и снабжение:
3. Маркетинг:
4. Прочие:
Исходя из выше изложенного, ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов» обладает значительными конкурентными преимуществами, может эффективно бороться с существующими конкурентами. Возможность появления новых конкурентов невелика, этому препятствуют входные барьеры – совокупность экономических, технологических, организационных условий для создания нового предприятия.
Влияние потребителей. Потребители сталкивают интересы конкурирующих предприятий с помощью специальных средств воздействия на рынок, что приводит к снижению цен, повышению качества продукции, увеличению количества и качества потребляемых услуг.
Давление потребителей отрасли определяется следующими факторами:
Влияние поставщиков продукции на интенсивность конкуренции.
Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу в отрасли, главным образом, с помощью двух средств – цены и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.
Что касается воздействия на ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов» поставщиков, то в основном опасаться следует нестабильности поставок и их низкого качества. Давление поставщиков в отрасли определяется величиной компаний-поставщиков, отсутствием заменителей поставляемых товаров. В остальном давление поставщиков не велико. В общем у ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов» достаточно поставщиков по всем видам приобретаемой продукции. Недоброкачественность поступающих товаров случается, но относительно редко.
Оценка угрозы со стороны
товаров-заменителей. Изделия способные в той или иной степени
заменить реализуемые товары, представляют
собой важный фактор, влияющий на интенсивность
конкуренции. В отношении подобных товаров-заменителей
на рынке действует правило ценовой привлекательности:
если цена на один из товаров возрастает,
увеличивается спрос на другой, являющийся
его заменителем. В результате происходит
переориентация покупателей на производителей,
предлагающих решение потребительских
проблем более дешевым способом.
-количество эффективных
-объем производства товаров-
-разница в ценах между
Кроме того, помимо легального производства
товаров-заменителей, практика бизнеса
изобилует примерами
На практике для оценки взаимозаменяемости товаров применяют экспертные оценки, интервью с покупателями и специалистами той или иной отрасли.
Критериями взаимозаменяемости являются:
В условиях дефицитности рынка границы взаимозаменяемости товаров расширяются, но только до пределов, определяемых функциональным назначением товара.
В рассматриваемой отрасли
Итак, анализ конкуренции в отрасли показал, что опасность проникновения новых конкурентов невелика, ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов» имеет значительные возможности для противостояния уже существующим конкурентам благодаря ключевым факторам успеха. Поставщики и покупатели обладают давлением среднего уровня.
Для более подробного анализа воздействия факторов внешней среды на фирму проведём PEST – анализ (табл.2.9).
Таблица 2.9.
PEST-модель
Политика |
P |
E |
Экономика |
Изменение законодательства Государственное регулирование конкуренции в отрасли Налоговая политика государства Отсутствие барьеров вхождения на рынок |
Платежеспособность Усиление конкуренции Динамика курсов иностранных валют Налогообложение Улучшение уровня жизни населения Уровень инфляции | ||
Социум |
S |
T |
Технология |
Изменение в уровне и стиле жизни Экологический фактор Демографические изменения Изменения в структуре доходов Влияние СМИ Изменение в основных потребительских предпочтениях |
Технологические изменения имеющие существенное значение для услуг компании. Развитие Интернета |
Составим матрицу PEST – анализа. Влияние факторов среды на деятельность предприятия и их количественные оценки определяли директор предприятия и бухгалтер, как наиболее информированные сотрудники.
Оценка влияния фактора на предприятие осуществляется экспертным путем по следующей оценочной шкале:
0 – отсутствие влияния ; 1 балл – слабое влияние;
2 балла – умеренное влияние; 3 балла – сильное влияние.
Оценка направленности влияния на предприятие осуществляется по следующей оценочной шкале:
+1 балл –положительное влияние; -1 балл – негативное влияние (табл.2.10).
Таблица 2.10.
Профиль макросреды предприятия
Факторы макросреды PEST- факторы |
Влияние фактора на отрасль (в баллах) |
Влияние фактора на предприятие (в баллах) |
Направленность влияния |
Оценка характера и степень влияния факторов на предприятие (в баллах) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 (2х3х4) |
1.Политико-правовые: 1.1.Отношение государства к 1.2.Антимонопольная политика 1.3.Налоговая политика 1.4.Лицензирование |
2
2
2 2 |
2
0
1 2 |
-1
1
-1 -1 |
-4
0
-2 -4 |
Итого |
-10 | |||
2.Экономические: 2.1.Уровень жизни населения 2.2.Инфляция 2.3.Уровень затрат 2.4.Покупательная способность 2.5.Повышение цен поставщиков |
3
3
3
3
3 |
3
3
3
3
3 |
-1
-1
-1
-1
-1 |
-9
-9
-9
-9
-9 |
Итого
|
-45 | |||
3.1.Динамика численности 3.2.Снижение реальных доходов населения 3.3.Миграция населения 3.4.Снижение уровня 3.5.Изменение в стиле и 3.6.Отношение к труду и отдыху 3.7.Влияние СМИ |
2
3
2 2
3
1
3 |
1
3
2 2
3
1
2 |
-1 -1
-1 -1
-1
-1
1 |
-2 -9
-4 -4
-9
-1
6 |
Итого |
-23 | |||
4.1.Быстрое устаревание 4.2.Активное внедрение 4.3.Новые технологии |
2
3
3 |
2
2
2 |
1
1
1 |
4
6
6 |
Итого |
16 | |||
ВСЕГО |
-62 |
Информация о работе Цели, принципы и функции маркетинга на предприятии