Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:24, реферат
«Маркетинг» является производным от английского слова “market”, что в переводе на русский язык обозначает “рынок”. Вообще, маркетинг охватывает все то, что связано с работой по рынку.
После своего возникновения он претерпел большую эволюцию в своем развитии, это подтверждается постоянным усложнением работы по рынку в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, а также успешного развития способов связи, поскольку благодаря им открылись возможности плавно реагировать на смену требований и колебаний рыночной конъюнктуры.
1. Понятие маркетинга
«Маркетинг» является производным от английского слова “market”, что в переводе на русский язык обозначает “рынок”. Вообще, маркетинг охватывает все то, что связано с работой по рынку.
После своего возникновения он претерпел большую эволюцию в своем развитии, это подтверждается постоянным усложнением работы по рынку в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, а также успешного развития способов связи, поскольку благодаря им открылись возможности плавно реагировать на смену требований и колебаний рыночной конъюнктуры.
Благодаря этим и многим другим причинам понятие маркетинга постоянно менялось. Достаточно сказать, что в настоящее время в мире существует более 2000 трактовок понятия “маркетинг”, каждая из которых характеризует одну или несколько его сторон, или дает комплексную характеристику.
В традиционном, классическом понятии маркетинга, под ним понимается предпринимательская деятельность, которая управляет движением товаров и услуг от производителя к потребителю, или социальный процесс, с помощью которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги с помощью их разработки, поступления и реализации.
Как видно, основным в маркетинге является перемещение товаров и услуг, это подчеркивает роль товаропоступления и каналов сбыта, при этом учитывается важность взаимовыгоды покупателей и продавцов, а также роль государственных органов и разных социальных групп. Кроме того, это значение уточняет понятие маркетинга, сводя его роль к получению только товаров и услуг, невзирая на то, что его объектами могут быть идеи, люди, организации, отдельные территории и т.д. Тому значению, которое сформулировано американской ассоциацией маркетинга (АМА) соответствует более широкий его диапазон. “Маркетинг представляет собой процесс планирования и решения проблем, ценообразования, получения и реализации идей, товаров и услуг с помощью обмена, который удовлетворяет цели отдельных людей и организаций”.
Дж.Э. Эванс и Б. Берман дают близкое по значению АМА понятие маркетинга, но более короткое: “Маркетинг - это формирование, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи с помощью обмена”. Следует знать, что в настоящее время существуют значительные расхождения в отношении к значению понятия маркетинга.
Не останавливаясь на причинах разногласий этих расхождений, отметим, что главной в любом значении маркетинга должна быть ориентация на потребителя, потому что в условиях рынка любой организации (объединения) только тогда можно достигнуть своих целей, когда наилучшим образом удовлетворяется спрос потребителей. А для этого необходимо предвидеть, прогнозировать спрос, постоянно изучая рынок, потребляемую продукцию, управлять этим спросом, включая стимулирование спроса и регулирование; удовлетворять спрос не только путем улучшения потребительских свойств товара, но и обеспечить его нормальное функционирование на протяжении всего периода потребления. В связи с этим, маркетинг можно в полном смысле этого слова считать философией производства, которая полностью подчинена условиям и требованиям рынка, которые находятся в постоянном динамичном развитии с учетом широкого спектра экономических, политических, научно-технических и социальных факторов. Недаром большинство зарубежных предпринимателей под маркетингом понимают философию бизнеса.
Таким образом, главным в маркетинге является его целевая ориентация на потребителя. Поэтому предприятия, которые работают по концепции маркетинга, должны руководствоваться правилом: вырабатывать только то, что найдет сбыт у покупателя, а не навязывать ему неходовую продукцию, которая не пользуется спросом.
Существует следующие
Концепция совершенствования товара – вся деятельность производителя направлена на создание конкурентоспособной продукции. Эта концепция сбытовая, базируется на учёте возможностей производителя и не учитывает потребностей рынка.
Концепция совершенствования производства
– направлена на совершенствование
технологии, на внедрение высокопроизводительн
Концепция интенсификации коммерческих усилий по реализации продукции – это сбытовая концепция, направленная на увеличение объёма продаж.
произведена продукция ® реклама (1 доп. расход) Þ вкладывают деньги
Рыночная концепция маркетинга – не учитывает потребности общества (нарушает экологию)
Концепция социально-этичного маркетинга – учитывает интересы общества в целом, его потребности.
Среда маркетинга - это среда предприятия.
Макросреда – факторы, влияющие на деятельность предприятия и не зависящие от его деятельности: политические условия, правовые, экономические, демографические, культурные, социальные, научно-технические, природно-климатические
Микросреда: поставщики, потребители, конкуренты, посредники, контактные аудитории (финансовые, страховые, банковские учреждения)
Внутренняя среда: производственные (технологические) условия, финансовые условия, организационно-структурные условия, управленческие условия, кадровые условия
Средства маркетинга вписываются в формулу 4Р.
2. Принципы маркетинга
Маркетинг - это вид деятельности, в основе которой лежит исполнение объективных законов. Маркетингу присущи свои основные законы и закономерности: общие, которые характеризуют маркетинг вообще и частные, которые присущи отдельным его частям. Кроме законов и закономерностей, маркетингу присущи и основные принципы, в основном, общие правила и положения, которых необходимо придерживаться. Они отражают сущность маркетинга и сводятся к следующему:
концентрировать усилия на достижении конкретного, конечного, практического результата.
необходимость полной и достоверной информации о внешних условиях функционирования организации;
производить только то, что необходимо потребителю. приспособление производства к условиям рынка, требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным влиянием на них;
производство продукции, которое базируется на точном знании требований покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;
эффективная реализация продукции и услуг на общем рынке в запланированных условиях и в намеченные сроки;
обеспечение будущей результативности (прибыли) производственно-коммерческой деятельности предприятия, то есть его направленность не на сегодняшний, а на долгосрочный результат маркетинговой деятельности предприятия, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для подготовки для подготовки производства товаров рыночной новизны;
единство стратегии и тактики
активного приспособления к требованиям
потенциальных покупателей с
кратковременным
Таким образом, можно сказать, что главным принципом маркетинга является ориентация на реальные требования и пожелания потребителей
В соответствии со сформулированными выше принципами, маркетинговая деятельность заключается в том, что проводится:
- анализ внешнего (по отношению к предприятию) состояния;
- анализ потребителей;
- изучение существующих и
- планирование товарооборота и сбыта продукции (услуг);
- обеспечение формирования
- обеспечение ценовой политики;
- учет технических и социальных норм страны, которая импортирует товары;
- управление маркетинговой
3.Функции маркетинга
Перечисленные общие принципы определяют функции маркетинга:
Аналитической;
Производственной;
Сбытовой;
Управления и контроля.
Аналитическая функция. Проводится работа с целью выбора рынка для товара, на котором с наименьшими затратами можно добиться коммерческого решения.
При этом проводиться ранжирование рынков по следующим критериям:
Большое значение имеет выбор потенциальных покупателей, т.е. приведения сегментации рынка. Кроме этого, проводится систематизация участников рыночных отношений по таким группам:
Изучается товарная структура рынка, т.е. определяется, какие изделия и в каком объеме могут быть реализованы на выбранных рынках. На данном этапе проводится анализ внутренней среды предприятия, целью которого является выбор направлений его развития:
Производственная функция
На основе результатов аналитической функции принимается решение о производстве товаров, которые будут приняты рынком. Уделяется внимание производству товаров рыночной новизны, которые позволяют предприятию на определенном этапе занимать монопольное положение и получать высокую норму прибыли. С целью выявления продаваемости товара проводятся пробные продажи на выбранных рынках. Важная роль в производстве нужного товара отводится организации материально-технического снабжения (логистика). Производится работа по управлению качеством и конкурентоспособностью товара
Таким образом, производственная функция включает в себя:
Планирование товарного
Определение и разработка ассортиментной структуры производства.
Анализ тенденций развития товара. Любой товар проживает на рынке несколько циклов.
Vпр
0 I II III IV t
I – этап внедрения товара на рынке (приживаются 3 из 10)
II – этап роста (товар
III – этап зрелости или насыщения (стабилизируется объём продаж)
IV – этап спада (вкладывать средства не имеет смысла)
0 – нулевой этап (нужно прогнозировать здесь уже этап спада)
Установление взаимосвязи потребительских и экономических параметров изделия
Подготовка предложений по разработке новых товаров
Анализ и оценка конкурентоспособности товара и выработка рекомендаций по ценовой политике
3. Сбытовая функция реализуется решением следующих задач:
Выбор каналов сбыта и
Анализ и прогноз объёмов сбыта.
Планирование товарооборота по ассортиментным позициям.
Определение оптимальных условий для реализации продукции.
Организация торговли оптом и в розницу.
Создание дилерской и
Функция управления и контроля
Она предполагает разработку планов. При этом большое значение имеет информационное обеспечение, коммуникационное обеспечение (реклама, связь с общественностью).
Реклама и стимулирование сбыта включает в себя:
Развитие коммуникативных
Реклама с использованием СМИ.
Участие в некоммерческих престижных мероприятиях (пиар).
Поощрение покупателей.
Стимулирование работников сбыта.
Организация послепродажного сервисного обслуживания.
Формирование имиджа предприятия и его товара.
Заключительным этапом является контроль,
который позволяет
Выполнение перечисленных