Анализ сбытовых каналов в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о рациональном выборе посредника.
Основными целями курсовой работы являются:
1. Анализ существующей системы распределения продукции рассматриваемого предприятия - описание основных посредников по сбыту его продукции, описание сбытовой политики, которой придерживается предприятие при реализации своей продукции, описание ассортимента выпускаемой продукции, ее основных характеристик.

Оглавление

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы анализа сбытовых каналов в маркетинге 5
1.1 Маркетинговые аспекты сбытовых каналов в логистике 5
1.2 Анализ каналов распределения 8
1.3 Типы распределения в сбытовых каналах 13
ГЛАВА 2. Анализ сбытовых каналов на примере
ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ» 18
2.1 Общая производственно-хозяйственная характеристика
ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ» 18
2.2 Выбор сбытовых каналов для ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ» 25
2.3 Анализ сбытовых каналов по реализации этикеток 28
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.

При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций:

1) проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

2) стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

3) устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

4) приспосабливают товар к требованиям покупателей;

5) проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции;

6) организуют товародвижение (транспортировка и складирование);

7) финансируют движение товаров по каналу распределения;

8) принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники

 

 

 

взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, - это вопрос относительной эффективности. При появлении возможности более результативно выполнять функции канал перестраивается.

Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис.1.

Рис. 1. Каналы распределения товаров разных уровней

Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельно члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни одни из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов. Такие каналы распределения называются горизонтальными. Вертикальные каналы распределения - это каналы, состоящие из производителей и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис.1).

Вертикальные каналы распределения - это каналы, состоящие из производителей и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис.2).

Рис. 2. Вертикальные каналы распределения.

Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникали как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

1) от чьего имени работает посредник;

2) за чей счет посредник ведет свои операции.

Как видно из рис.3, возможно выделение четырех типов посредников

Рис. 3. Признаки классификации посредников.

 

 

 

 

Таблица 1

Типы посредников в каналах распределения

Дилеры - это оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В последнее время дилеры становятся держателями привилегий, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение наиболее близкое к конечным потребителям.

Различают два вида дилеров.

* Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции.

* Дилеры, сотрудничающие с производителями на условиях франшизы, именуются авторизованными.

Дистрибьюторы - оптовые и розничные посредники. Производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. По договору им приобретается право продажи продукции. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами ( рис.4).

Рис. 4. Пример организации канала распределения

Комиссионеры. Оптовые и розничные посредники. Они не являются собственниками продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера.

Агенты - посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лицу (принципала). Агент заключает сделку от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. Вознаграждение они получают как по тарифам, так и по доверенности.

Брокеры - посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Они не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию.

1.3 Типы распределения в сбытовых каналах

После выбора типов посредников в канале распределения необходимо определиться с количеством этих посредников. В логистике разработаны три подхода к решению этой проблемы:

* интенсивное распределение,

* эксклюзивное распределение

* селективное распределение.

Интенсивное распределение предполагает обеспечение запасами продукции в возможно большем числе торговых предприятий.

Эксклюзивное распределение предполагает намеренно ограниченное число посредников, торгующих данной продукцией в рамках сбытовых территорий.

Селективное распределение представляет собой нечто среднее между методами интенсивного и эксклюзивного распределения. Селективное распределение позволяет производителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при организации интенсивного распределения.

Для повышения эффективности сбыта продукции и в целях экономии средств организации часто прибегают к использованию многоканальных систем распределения продукции.

Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынка сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом.

Формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта. Это позволяет свести до минимума транспортные издержки и затраты на промежуточное хранение товаров.

По форме организации различают:

- Прямой сбыт - когда производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями;

- Косвенный сбыт - когда производитель продукции прибегает к услугам независимых посредников.

Выбор того или иного метода организации сбыта зависит от конкретных условий рынка, продаж и стратегии самой фирмы. При формировании сбытовой системы и сети каналов товародвижения фирме-поставщику следует учитывать:

- Особенности конечных потребителей - их количество, конкуренцию, величину средней разовой покупки, уровень доходов, закономерность поведения при покупке товаров, объем услуг, условия кредита и др.;

- Возможность самой фирмы-изготовителя - ее финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления рыночной стратегии, масштабы производства. Небольшим фирмам с узким товарным ассортиментом и ограниченными финансовыми возможностями предпочтительнее работать через независимых торговых посредников, а крупным фирмам рекомендуется часть сбытовых организаций осуществлять через собственную сбытовую сеть;

- Характеристику товара - вид, среднюю цену, сезонность спроса, сроки хранения и т.д.;

- Степень конкуренции, сбытовую политику конкурентов - их число, концентрацию, сбытовую стратегию и тактику, взаимоотношения в системе сбыта;

- Характеристику и особенности рынка - фактическую и потенциальную емкость, обычаи и торговую практику, плотность распределения покупателей, средний доход на душу населения и т.д.;

- Сравнительную стоимость сбытовых систем;

Продавать производимую продукцию через собственную сбытовую сеть или пользоваться услугами посредников - проблема, которую решают с учетом многих факторов, относящихся как к товарам, так и к потребителям и посредникам.

Прямой сбыт возможен когда:

- Количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать немалые расходы на прямой сбыт;

- Потребителей немного и они расположены на относительно небольшой территории;

- Товар требует высокоспециализированного сервиса;

- Объем партии достаточен для вагонной или контейнерной отправки;

- Имеется достаточная сеть собственных базовых складов на рынках, где фирма ведет торговлю;

- Рынок вертикален, т.е. товар используется не многими потребителями, хотя и в нескольких отраслях;

- Товар является узкоспециализированным или производится по спецификации покупателя;

- Цена на товар часто меняется.

Прямой метод продаж имеет преимущества - фирма получает возможности:

- непосредственно изучать свой рынок;

- сохранить полный контроль за ведением торговых операций;

- экономить средства по уплате услуг посредников;

- устанавливать тесное сотрудничество с потребителями.

Продажа товара оптовым посредникам рекомендуется в тех случаях когда:

- рынок горизонтален (множество потребителей в каждом секторе экономики) и требует создания мощной сбытовой сети, а средств на ее создание не хватает;

- рынок разбросан географически, так что ни прямые контакты, ни работа агента не являются рентабельными;

- разница между продажной ценой и себестоимостью невелика, так что содержание собственной сбытовой сети неэффективно;

- можно значительно сэкономить на транспортных расходах, поставляя крупные партии товара небольшому числу оптовиков.

Оптовая фирма скупает и перепродает большей частью стандартные промышленные товары, которые не нуждаются в техническом обслуживании. Оптовые посредники более детально знают особенности региональных рынков.

Фирме-производителю продажа товара через оптовика позволяет границы рынка сбыта своей продукции и включить в него многочисленных мелких потребителей, которых она не в состоянии обслужить непосредственно. Некоторые фирмы пользуются услугами оптовиков при сбыте новых видов продукции, чтобы не тратить средства на стимулирование сбыта и на непосредственную продажу.

Выбор сбытовых каналов представляет собой ответственную задачу, при решении которой необходимо учитывать и то обстоятельство, что при небольшом числе посредников легче обеспечить тесные связи с ними и тем самым гарантировать себе серьезное влияние на их работу, добиться желательной подготовки сбытового персонала и т.д. Вместе с тем, ориентация на излишнее число параллельно работающих на данном рынке посредников ставит фирму-поставщика в сильную зависимость от них. Отказ одного из них выполнить заключенный контракт может нанести фирме серьезный коммерческий ущерб.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на решение о выборе канала распределения (в общем случае):

- характер товара;

- преимущества товара;

- транспортабельность товара;

- географическое положение производителя;

- наличие конкурентов;

- степень конкурентной борьбы;

- широта ассортимента;

- условия хранения;

- сроки хранения;

- удаленность (географическая разбросанность) потребителей и др.

Можно сказать, что чем выше массовость потребления товара, чем шире ассортимент, тем более разветвленной будет сеть распределения. При высокой концентрации потребителей в одном регионе рационален прямой канал распределения, при разбросанности в другом регионе - реализация с использованием посредников (оптовиков).


ГЛАВА 2.Анализ сбытовых каналов на примере ОАО

«ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ»

2.1 Общая производственно-хозяйственная характеристика ОАО

«ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ»

Возникшая в Европе в конце XVII века литография была одним из звеньев крупного промышленного переворота. Она быстро нашла применение и в России — в таких областях, как книгопечатание, картография, нотопечатание, но особенно широко — в искусстве и рекламе.

История предприятия «Полиграфоформление» тесно связана с именем Эдуарда Исааковича Маркуса — владельца одной из крупнейших хромолитографий Петербурга. Сохранившиеся образцы изделий хромолитографии свидетельствуют, что сегодняшние успехи «Полиграфоформления» имеют глубокие исторические корни.

Э.И.Маркус приехал в Петербург из города Миттава Курляндской области (ныне — Елгава, Латвия) для создания собственного дела. Свою деятельность в 1879 году Эдуард Исаакович начал с аренды помещений на Васильевском острове (по адресу 10-я линия, 57) и основал Заведение графических Искусств. На предприятии изготавливали упаковку для российской табачной, парфюмерной и пищевой промышленности.

Информация о работе Анализ сбытовых каналов в маркетинге