Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия и разработка предложений по увеличению объемов продажи товаров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание и классификацию товарооборота;
- изучить основные направления увеличения и планирования розничного товарооборота;
- рассмотреть факторы, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров;
- изучить основные экономические показатели торгового предприятия;
- проанализировать объем и структуру розничного товарооборота торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

оптовая торговля (2).doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

Таким образом, в 2008 г. производительность труда персонала магазина выросла по сравнению с 2007 г. на 31, 4% и производительность труда торговых работников также на 31, 4%, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности управления персоналом в ООО "Бриз" Динамика производительности труда работников магазина показана на рисунках 13 и 14.

 


Рисунок 13 – Динамика среднегодовой выработки на одного работника, тыс.руб.

 

Рисунок 14 – Динамика среднегодовой выработки на одного оперативно-торгового работника, тыс. руб.

 

 

Важное значение руководством магазина придается мотивации персонала, прежде всего, продавцов. Мотивация носит преимущественно материальный характер и выражается в возможности торгового работника повысить свой заработок при росте объемов продаж. Заработная плата продавца определяется следующим образом:

 

Зпл. продавца = Оклад + % от выручки.


Так, в 2007-2008 гг. размер оклада продавца составлял 1200 руб. в неделю. Процент от выручки зависит от отдела, в котором работает продавец (в 1 и 3 отделах – 0, 5% от выручки; во 2-ом отделе – 0, 01% от выручки; в 3 отделе – 0, 1% от выручки).. В настоящее время оклад продавца составляет 2500-3000 рублей, а месячная заработная плата достигает 6000-7000 рублей. В то же время на доходы торговых работников оказывает влияние фактор сезонности. Например, максимальную выручку от продаж магазин имеет в декабре. В этот месяц заработная плата продавца достигает 10000 рублей.

Кроме того, в магазине ежеквартально выдаются премии, наиболее эффективно работающим торговым работникам.

Проанализируем финансовые возможности ООО "Бриз".

В таблице 14 представлены данные о величине товарооборота, покупной стоимости товаров и издержках обращения магазина за 2007-2008 гг.

На основании этих данных можно определить следующие финансовые показатели деятельности торгового предприятия:

1)                 валовой доход от продажи товаров:

 

Дп = Тр – Тз, (42)

 

где, Дп – валовой доход от продажи товаров, тыс. руб.;

Тр – товарооборот, тыс. руб.;

Тз – покупная стоимость товаров, тыс. руб.

2)                 рентабельность продаж:

 

Рп = х 100% , (43)

 

где, Рп – рентабельность продаж, %.

3)                 прибыль от продаж:

Пп = Дп – Ио , (44)

 

где, Пп – прибыль от продажи товаров, тыс. руб.;

Ио – издержки обращения, тыс. руб.

4)                 общая рентабельность торговой деятельности:

 

Ро = х 100% , (45)

 

где, Ро – рентабельность продаж, %.

Рассчитанные по формулам 42-45 показатели, сведены в таблицу 11.

 

Таблица 14 – Экономические показатели деятельности магазина ООО "Бриз" за 2007-2008гг.

п/п

Показатели

2007 г.

2008 г.

Отклонение

план

факт

От плана

От 2007 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Товарооборот в рыночных ценах (выручка от продаж), тыс. руб.

10555, 67

11611, 23

13873, 42

+2262, 19

+3317, 75

2

Покупная стоимость товаров (товарооборот в ценах закупки), тыс. руб.

7433, 41

7589, 04

8307, 44

+718, 40

+874, 02

3

Валовой доход от продажи товаров:

-сумма, тыс. руб.

3122, 26

4022, 19

5565, 98

+1543, 79

+2443, 73

4

Рентабельность продаж, %

29, 58

34, 64

40, 12

+5, 48

+10, 54

Продолжение таблицы 14

5

Издержки обращения:

-сумма, тыс. руб.

1662, 81

1811, 35

2150

+339, 03

+487, 57

6

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1459, 45

2210, 84

3415, 60

+1204, 76

+1956, 15

7

Общая рентабельность, %

13, 83

19, 04

24, 62

5, 58

10, 79


 

Из таблицы 14 видно, что деятельность магазина в 2007-2008 гг. была достаточно эффективной. Валовой доход от продажи товаров в 2008 г. вырос по сравнению с 2007 г. на 2443, 73 тыс. рублей или на 78, 25%, прибыль от продажи товаров выросла на 1956, 15 тыс. рублей или на 134, 03%. Рентабельность продаж магазина является достаточной высокой. За 2008 г. она составила 40, 12%, что на 35, 63% больше, чем за 2007 г.

Важным качественным показателем торгово-финансовой деятельности является товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения со дня их поступления до дня реализации, а также скорость их оборота. Первое характеризует пребывание товаров в виде товарных запасов, второе показывает. Сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение, так как это ведет к высвобождению оборотных средств. Вложенных в товарные запасы, быстрейшему доведению товаров до покупателей, сохранению их качества, относительному снижению издержек обращения и т.п.

Показатель товарооборачиваемости в днях (время обращения товаров) определяется на основе данных о средних товарных запасах и объеме товарооборота.

Исчислим товарооборачиваемость в днях. Она составит за 2007 год – 138,4 дня (5333:13873,42х360); за 2008 год – 150,2 (4405:10556х360).

Таким образом, ускорение товарооборачиваемости составило 11, 8 дней (138,4 – 150,2). Для определения суммы оборотных средств, высвобожденных в результате ускорения времени обращения товаров, необходимо ускорение товарооборачиваемости в днях умножить на фактический среднедневной товарооборот: тыс. рублей.

Скорость обращения товаров по магазину за 2007 год составила 2,6 раза (оборота) (360/138,4), а за 2008 год – 2,39 раза (оборота) (360/150,2). Следовательно, товарные запасы в течение 2008 года обновлялись более часто.

Таким образом, ООО "Бриз" обладает высокими финансовыми возможностями для реализации своих целей.

В целом можно сделать следующие выводы по анализу товарооборота ООО "Бриз":

1)                 в 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль магазина выросла на 134,03%, общая рентабельность – на 10,79%, что свидетельствует об эффективности торговой деятельности;

2)                 эффективность использования товарных ресурсов в 2008 году несколько улучшилась, что подтверждает оценка удельных товарных ресурсов, а также рост объема товарооборота на каждый рубль товарных ресурсов;

3)                 магазин в достаточной степени обеспечен товарными запасами, что благоприятно сказывается на обеспечении бесперебойной торговли и успешном выполнении плана товарооборота;

4)                 в 2008 году скорость обращения товаров выросла по сравнению с 2007 годом, в результате товарные запасы обновлялись более часто.

 


3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА ООО "БРИЗ"

 

3.1 Основные направления увеличения розничного товарооборота на ООО "Бриз"

 

Анализ товарооборота ООО "Бриз" по ассортиментным группам (таблица 9) показал, что основной удельный вес в структуре товарооборота магазина (более 80%) приходится на две ассортиментные группы товаров – гастрономические и вино-водочные товары и хлебобулочные и кондитерские товары.

В то же время, как показывает практика, от состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазине в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса покупателей, издержки, связанные с закупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности магазина. Поэтому одним из направлений повышения объемов продажи товаров в магазине, исследуемом в данной выпускной квалификационной работе, является совершенствование ассортиментной политики.

Магазин должен стремиться оптимизировать ассортимент товаров путем торговли лишь самыми популярными ходовыми товарными группами, а в пределах групп – самыми популярными и быстрооборачивающимися товарами. Такими товарными группами в ООО "Бриз", как отмечалось выше, являются гастрономические и вино-водочные изделия.

Такая политика позволит уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы, и ускорить их оборачиваемость.

Коммерческая деятельность в области планирования ассортимента должна строиться на принципах комплексного подхода и предполагает разработку системы мер и принципиальных подходов стратегического характера, направленных на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке.

Составляющие ассортиментной политики магазина схематично можно представить следующим образом (рисунок 15).

 

Рисунок 15 – Составляющие ассортиментной политики магазина

 

Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач:

-                     удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;

-                     гибкое реагирование на требования рынка;

-                     обеспечение финансовой устойчивости торгового предприятия.

Вместе с тем ее разработка и осуществление требуют соблюдения определенных условий: четкого представления о коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке; хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей; ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино составляющие коммерческой стратегии и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

Современная ассортиментная политика требует включения в ассортиментную модель товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла в определенном соотношении. Такой подход позволяет гарантировать предприятию относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке. Для определения такого оптимального набора отсутствуют единые рекомендации, но известно, что при этом важно соотношение данных групп и их доли на рынке. Практика показала, что основная группа (А) товаров составляет, как правило, 70-85% всех товаров в ассортименте магазина, обеспечивает наибольшую долю оборота и находится в стадии роста. Кроме того, в ассортиментную модель включают товары группы Б (сопутствующие, стабилизирующие выручку от продаж), В (стратегические товары), Г (тактические, стимулирующие продажу основной группы) и Д (товары, находящиеся на стадии спада продаж).

В общем виде работа по построению и поддержанию ассортиментной модели в конкурентоспособной форме представлена на рисунке 16.

На основании анализа товарооборота магазина ЧП Плугина О.К. можно выделить следующие ассортиментные группы (таблица 12).


Рисунок 16 – Схема формирования конкурентоспособной ассортиментной модели торгового предприятия

 

Таблица 15– Ассортиментная структура магазина ООО "Бриз"

Ассортиментные группы

Товарооборот,

тыс. руб.

Удельный вес, %

Группа А

 

 

1.Гастрономические товары и вино –водочные изделия

8128, 4

58, 6

Итого по группе А

8128, 4

58, 6

Группа Б

 

 

2. Хлебобулочные и кондитерские изделия

3448, 1

24, 9

3. Бытовая химия

2193, 92

15, 8

Итого по группе Б

5642, 02

40, 7

Группа В

 

 

4. Прочие

103

0, 7

Итого по группе В

103

0, 7

Всего

13873, 42

100

Информация о работе Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия