Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия и разработка предложений по увеличению объемов продажи товаров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание и классификацию товарооборота;
- изучить основные направления увеличения и планирования розничного товарооборота;
- рассмотреть факторы, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров;
- изучить основные экономические показатели торгового предприятия;
- проанализировать объем и структуру розничного товарооборота торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

оптовая торговля (2).doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

Тр.цкр = Зпер + ИОпост , (12)

 

где, Зпер – переменные затраты, руб.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

 

Тр.цкр/ Тр.цкр = Зпер/ Тр.цкр + ИОпост/ Тр.цкр . (13)

 

Обозначив:

 

Зпер/ Тр.цкр = Д

 

– доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

 

1 = Д + ИОпост/ Тр.цкр , (14)

 

Отсюда:

 

Тр.цкр = ИОпост/ (1 – Д). (15)

 

Определив минимальный (критический) объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

-                     опытно-статистический;

-                     экономико-статистический;

-                     экономико-математического моделирования;

-                     комплексный увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду,

что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

 

Тож = Тф.9м + Тож.IV кв , (16)

 

где, Тож – ожидаемый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Тф.9м – фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб.;

Тпл. IV кв – ожидаемый объем товарооборота IV квартала отчетного года, руб.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений):

 

Тсопс = Тож + Кув – Кум , (17)

 

где, Тсопс – сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб.;

Кув – корректив на увеличение объема товарооборота, который

равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб;

Кум – коррективка на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году:

 

Тпг = (Тсопс х Т%)/ 100, (18)

 

где, Тпг – объем товарооборота на планируемый год, руб.;

Тсопс – объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.;

Т% - среднегодовой темп изменения объема розничного товарооборота, %.

Одним из методов расчета общего объема розничного товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. Пример такого расчета приведен в таблице 1.

 

Таблица 1 - Исходные данные для сглаживания прироста объема товарооборота

Годы

Прирост товарооборота

Условные обозначения

В % к предыдущему году

1

2

3

t

К1

4,8

t +1

К2

4,2

t +2

К3

6,0

t +3

К4

3,1

t +4

К5

5,4

 

Сглаживание производится с помощью скользящей средней для трех близлежащих лет:

 

К1 = (К1 + К2 + К3)/ 3 = (4,8 + 4,2 + 6,0)/ 3 = 5,0%;

К2 = (К2 + К3 + К4)/3 = (4,2 + 6,0 + 3,1)/3 = 4,4%.

К3 = (К3 + К4 + К5)/ 3 = (6,0 + 3,1 + 5,4)/ 3 = 4,8%.

 

Полученный выровненный ряд скользящих средних, дает возможность определить среднегодовое изменение прироста объема товарооборота:

 

= (Кn – К1)/ (n – 1), (19)

 

где, - среднегодовое изменение прироста объема товарооборота, %;

Кn – последний показатель в ряду выровненных средних, %;

К1 – первый показатель в ряду выровненных средних, %;

n – количество показателей выровненного ряда средних.

Имеем:

 

= (4,8 – 5,0)/ (3 – 1) = - 0,1%.

 

Значение прироста товарооборота на планируемый год (К6) определяется продолжением выровненного ряда средних на 2 шага вперед, т.е. начиная от предшествующего года (t + 3), через отчетный год (t + 4) на планируемый год (t + 5):

 

К6 = К4 + 2 = 3,1 + 2 х (-0,1) = 2,9%.

 

Таким образом, в планируемом году по сравнению с отчетным годом товарооборот торгового предприятия должен увеличится в действующих ценах на 2,9%. Если ожидаемый сопоставимый объем товарооборота торгового предприятия составит 159,1 млн. руб., то объем товарооборота в планируемом году будет равен:

 

Т5 = (159,1 х 102,9)/ 100 = 163,8 тыс. руб.

При планировании общего объема товарооборота розничного торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели.

Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени. Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота, исходя из анализа прошлого, выявления закономерности прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции – тренда.

Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод).

Наиболее важным моментом при выравнивании является выбор типа кривой, от которого зависят результаты прогноза товарооборота. Самым обоснованным следует считать подход, основанный на графическом анализе товарооборота. Пример динамики объема розничного товарооборота приведен на рисунке 1.


Рисунок 1 - Динамика объема розничного товарооборота торгового предприятия

 

Данная кривая описывается функцией в виде формулы:

 

У = a + bt , (20)

 

где, у – объем розничного товарооборота, руб.;

t – фактор времени, год;

a, b – параметры модели.

Параметры находятся методом наименьших квадратов с помощью решения системы нормальных уравнений вида:

 

2

 

Расчет параметров модели представлен в таблице 2.

 


Таблица 2 - Расчет параметров модели

Годы

Объем розничного товаро-оборота,

тыс. руб. (у)

Время,

год

(t)

уt

t2

Расчетный объем товарооборота,

тыс. руб. (уt)

1

2

3

4

5

6

7

t

132,6

1

132,6

1

132,3

0,23

t + 1

138,2

2

276,4

4

138,9

0,51

t + 2

146,5

3

439,5

9

145,5

0,68

t + 3

151,0

4

604,0

16

152,1

0,73

t + 4

159,1

5

795,0

25

158,6

0,31

n = 5

2 = 55

2,46/5 = 0,49%


 

Решив систему нормальных уравнений относительно параметров a и b, получаем функцию зависимости объема розничного товарооборота торгового предприятия от фактора времени:

 

Уt = 125,74 + 6,58t

 

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени на один год объем товарооборота торгового предприятия увеличивается в среднем на 6,58 тыс. руб.

Для того чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и о возможности ее использования для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, т.н. определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для прогнозирования, если средней процент отклонений теоретических знаний товарооборота от фактических не превышает 3%.

В рассматриваемом примере среднее отклонение теоретического товарооборота от фактического составляет 0,49%, что позволяет ее использовать для расчета объема товарооборота на будущий год:

 

Уt = 125,74 + 6,58t = 125,74 + 6,58х6 = 165,2 (тыс. руб.)

 

Планирование объема товарооборота предприятий общественного питания и оптовой торговли может осуществляться теми же методами, что и предприятий розничной торговли.

Динамика квартальных и месячных товарооборотов торгового предприятия существенно отличается от годовых. Это проявляется прежде всего в том, что развитие годовых объемов товарооборота носит более или менее монотонный характер, в то время как изменения квартальных и месячных объемов оборота тех же товаров в рамках года характеризуется, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

Сложное социально-экономическое явление представляет собой сезонность в торговле. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации, изменяется степень колеблемости сезонной волны. Для научного обоснования расчета товарооборота по кварталам и месяцам необходимо изучать условия формирования сезонности в торговле и уметь ее прогнозировать.

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляют анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия