Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:39, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия и разработка предложений по увеличению объемов продажи товаров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание и классификацию товарооборота;
- изучить основные направления увеличения и планирования розничного товарооборота;
- рассмотреть факторы, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров;
- изучить основные экономические показатели торгового предприятия;
- проанализировать объем и структуру розничного товарооборота торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

оптовая торговля (2).doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Сначала определяется среднеквартальный оборот за каждый год:


Tквj = Tj/ 4, (21)

 

где, Tквj - среднеквартальный товарооборот j-го года, руб.;

Tj – объем товарооборота j-го года, руб.

Далее рассчитываются сезонные колебания товарооборота по кварталам за каждый год и определяется их сумма:

 

Сij = (Tij/ Tквj)100, (22)

 

где, Сij – сезонные колебания товарооборота j-го года, %;

Tij – товарооборот i-го квартала j-го года, руб.

 

В целях устранения влияния случайных факторов определяются индексы сезонности товарооборота:

 

Iсез. первi = /n, (23)

 

где, Iсез. первi – первоначальный индекс сезонности товарооборота i-го квартала, %;

n – количество лет.

Сумма индексов сезонности товарооборота должна быть равна 400,0% (при отсутствии влияния сезонных факторов индекс сезонности каждого квартала равен 100,0%). Если имеются отклонения от указанной величины, то в расчеты вводится коэффициент поправки:

 

Кп = 400/ Iсез.первi , (24)

 

где, Кп – коэффициент поправки первоначальных индексов сезонности товарооборота.

Уточненные индексы сезонности товарооборота определяются по формуле:

 

Iсез.утi = Iсез.первi х Кn , (25)

 

где, Iсез.утi – уточненный индекс сезонности товарооборота I-го квартала, %.

В таблице 3 приведен пример расчета индексов сезонности товарооборота.

 

Таблица 3 - Расчет индексов сезонности товарооборота (%)

Кварталы

Сумма сезонных колебаний

Индексы сезонности

Iсез.первi

Iсез.утi

1

2

3

4

I

287,7

95,9

95,9

II

292,0

97,3

97,4

III

305,8

101,9

102,0

IV

313,8

104,6

104,7

-

399,7

400,0

 

Коэффициент поправки составляет:

 

Кn = 400,0/ 399,7 = 1,00075

 

Индекс сезонности показывает, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины в ту или иную сторону под влиянием факторов сезонного характера.

Объем товарооборота по кварталам на планируемый год определяется умножением среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала и делением на 100%:


Tкв.iп.г = Tкв.п.г х Iсез.утi/ 100 , (26)

 

где, Tкв.iп.г – товарооборот i-го квартала планируемого года, руб.;

Tкв.п.г – среднеквартальный товарооборот планируемого года, руб.

По торговому предприятию на планируемый год имеем:

 

TIкв.п.г = 165,2/ 4 = 41,3 (тыс. руб.);

TIIкв.п.г = 41,3 х 95,5/ 100 = 39,6;

TIIIкв.п.г = 41,3 х 102,0/ 100 = 42,1;

TIVкв.п.г = 41,3 х 104,7/ 100 = 43,3.

 

Расчет товарооборота по месяцам осуществляется по аналогичной методике.

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

1)                 экономико-статистический;

2)                 основанный на расчете коэффициентов эластичности;

3)                 экономико-математического моделирования;

4)                 поэтапный.

Суть экономико-статистического метода планирования структуры

товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия помощью экономико-статистического метода.

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

 

Эi = Ti/ T, (27)

 

где, Эi – коэффициент эластичности по i-му товару, %;

Ti – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по

сравнению с предшествующим годом, %;

T – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Эi) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

 

Tiп.г = Tп.г х Эi (28)

 

Расчетное значение товарооборота на i-ой товарной группе на планируемый год составит:

 

Tiп.г = Tiо.г + (Tiо.г х Tп.г)/ 100 , (29)

где,

Tiп.г - товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

Tiо.г - товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

Tп.г – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

Tiп.г - прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионая и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой товарный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов.

Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования – поэтапный метод планирования структуры товарооборота.

При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких, вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрепленной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

 

Zi = a + bу , (30)

 

где,

Zi – товарооборот по i-й укрепленной товарной группе, руб.;

У – общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

 

Кj = a + bZi , (31)

 

где,

Кj – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

 

Lf = a + b Кj , (32)

 

где, Lf – товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрепленных товарных групп. Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

-                     продукты животного происхождения;

-                     сахар и кондитерские изделия;

-                     хлебопродукты;

-                     овощи, фрукты;

-                     алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие

укрупненные группы товаров:

-                     предметы одежды (включая ткани и обувь);

-                     товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

-                     предметы санитарии и гигиены;

-                     галантерейные товары;

-                     прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп

следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрепленная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрепленная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь.

Такое последовательное разукрупненное товарных групп в конечном счете приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия, это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточнят расчет структуры оборота.

 

1.3 Факторы, влияющие на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров

 

Существуют факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на объем розничного товарооборота и увеличение объемов продажи товаров.

К внешней среде относятся: "факторы", "силы", которые не поддаются контролю со стороны предприятия, и оно вынуждено к ним подстраиваться, приспосабливаться.

Группа факторов внешней среды:

-                     государственно-административные;

-                     социально-демографические и культурные;

-                     экономические;

-                     международные;

-                     природно-экологические;

-                     научно-технические.

Внешнее окружение (среду), как можно судить по влияющим на него

факторам, также можно разделить на уровни. Здесь выделяют мезосреду, или среду непосредственного окружения предприятия (поставщики, потребители, посредники, кредитно-финансовые учреждения и т.д.), макросреду (косвенное окружение организации) и мегасреду, которая отражает глобальные, мировые процессы и тенденции.

К основным группам факторов внешней среды относятся:

1. Государственно-административная и политическая среда:

-                     основные программные направления политики, расклад сил на политической арене страны и регионов;

Информация о работе Анализ розничного товарооборота конкретного торгового предприятия